Шаймарданова Юлия
Курсовая работа «Особенности организации и проведения спортивных праздников в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Шаймарданова Юлия
КУРСОВАЯ РАБОТА : «Особенности организации и проведения спортивных праздников в ДОУ»
Содержание
Введение.
1 Теоретические основы
1.1 Задачи и значение спортивных праздников в детском саду
1.2 Классификация спортивных праздников в ДОУ
1.3 Подготовка и проведение праздников в детском саду
2 Содержание опытно-практической части
Публикация «Курсовая работа „Особенности организации и проведения спортивных праздников в ДОУ“» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
2.1 Педагогические требования к организации спортивных праздников
2.2 Методические требования к проведению спортивных праздников в
ДОУ
Заключение
Введение.
Все чаще мы слышим разговоры о том, что современные дети гиперактивны или наоборот малоподвижны, при этом подвержены отрицательному влиянию окружающей среды. У ребенка много энергии! Важно пустить эту энергию в нужное русло, дать выход отрицательным эмоциям. Врачи, психологи и педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем. Давно известно, что хорошее настроение имеет высокую целительную силу.
Именно поэтому, детям необходимы праздники и развлечения. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований.
Спортивный праздник нацелен не на оттачивание техники выполнения каких-либо движений и упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей. Тема праздника может быть посвящена выдающимся событиям в спортивной жизни, знаменательным датам, отдельным видам спорта.
Актуальностью своей работы считаю то, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т. е. страдают гиподинамией. Спортивные праздники являются одним из средств приобщения дошкольников к физической культуре.
Целью моей работы является изучение вопроса о важности проведения спортивных праздников в дошкольном учреждении.
Для достижения цели я поставила ряд задач:
во-первых, для более полного понимания изучаемой темы выявить основные задачи проведения спортивных праздников в ДОУ;
во-вторых, определить значение спортивных праздников в организации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения;
в-третьих, составить классификацию спортивных праздников и дать им краткую характеристику;
в-четвертых, определить основные этапы в подготовке и проведении спортивного праздника.
Объект исследования: процесс организации и проведения спортивных праздников в детском саду.
Предмет исследования: спортивный праздник как средство приобщения дошкольников к физической культуре.
1 Теоретические основы исследования.
1.1 В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирается тематика и содержание, определяются методы и приемы работы.
Следует выделить несколько задач, которые решаются в ходе проведения физкультурных праздников :
1. Формировать здоровый образ жизни.
2. Воспитывать интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям, к спортивным событиям нашей страны и всего мира.
3. Развлечь детей, доставить им радость.
4. Развивать творческую активность, инициативу, коммуникативные способности.
5. Демонстрировать спортивные достижения.
6. Воспитывать интерес к народным традициям. Эти фольклорные по тематике и содержанию праздники проводятся в соответствии с христианским календарем (Рождество, Пасха, Троица).
7. Формировать познавательную активность.
8. Воспитывать нравственные качества.
Главная цель состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добиться хорошего здоровья и физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре; создать условия для разностороннего развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения существуют разные формы организации активного отдыха дошкольников. Физкультурные праздники являются эффективной формой отдыха детей, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей.
1.2 Классификация спортивных праздников в ДОУ.
В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирается тематика и содержание, определяются методы и приемы работы.
1. По доминирующей задаче выделяют следующие праздники.
- Формировать здоровый образ жизни.
- Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям, к спортивным событиям нашей страны и всего мира.
- Позабавить детей, доставить им удовольствие.
- Развивать творческую активность, инициативу, коммуникативные способности.
- Демонстрировать спортивные достижения.
- Воспитывать интерес к народным традициям.
- Формировать познавательную активность. Цель - расширять и
систематизировать знания в области экологии, географии, астрономии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности и т. д.
- Воспитывать нравственные качества.
2. По двигательному содержанию праздники делятся следующим образом:
- Комбинированный.
Строится на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений.
- На основе спортивных игр (проведение между параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу, хоккею и т. д.). Такой праздник можно организовать в том случае, если дети достаточно хорошо владеют техникой игры и знакомы с ее правилами.
- На основе спортивных упражнений. Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (например, ходьба на лыжах, катание на санках зимой или катание на велосипеде, роликах, самокатах летом). В содержание праздника могут быть включены спортивные упражнения одного вида (например, плавание).
- На основе подвижных игр, аттракционов, забав. Это наиболее распространенный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специально оборудованной площадки (его можно провести на полянке или утрамбованной дорожке). Универсальность праздника заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых.
- Интегрированные. В содержание этих праздников наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности, театра и т. п.
3. По методам проведения праздников выделяются следующие их разновидности:
- Игровые (проводятся с детьми всех возрастов).
- Соревновательные (проводятся с детьми 5-7 лет). Участники двух и более команд соревнуются между собой, или все дети вступают в противоборство с реальным или воображаемым персонажем.
- Сюжетные. Выполнение двигательных заданий осуществляется в соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражнения связываются единой темой и идеей.
- Творческие. Их цель - формирование творческой активности, умения
самостоятельно принимать решения, инициативы (проблемные ситуации и задачи, задания-головоломки, вопросы-провокации, поисковые вопросы,
метод групповой дискуссии и т. п.).
Классификация праздников в соответствии с методом достаточно условна: в любом из них используется широкий арсенал методов и приемов обучения и воспитания детей. Поэтому речь идет о преимущественном использовании какого-либо метода.
4. По месту проведения праздники делятся :
- на спортивной площадке или стадионе;
- в природных условиях (в лесу, у водоема, в парке);
- в спортивном зале;
- в бассейне.
5. По характеру используемого оборудования, инвентаря, пособий – это
классификация праздников весьма условна : если оснащенность детского сада физкультурным, спортивным и игровым инвентарем недостаточна, это не повод, чтобы лишать детей праздника - указанному оборудованию можно найти адекватную замену.
- С применением спортивного, физкультурного и туристического инвентаря.
- С использованием природного материала.
- С использованием самодельного или приспособленного инвентаря. В ход могут пойти автопокрышки разного размера, лестница, бельевая веревка, предметы быта, детская мебель (стулья, табуреты, даже пластиковые бутылки, наполненные песком, и т. п.
- С сюжетными игрушками и игровыми пособиями для детей младшего
возраста (куклы, зверюшки, машины, игрушки-каталки, строительный материал).
7. В зависимости от сезона – эта классификация праздников традиционна (четыре сезонных праздника – осенний, зимний, весенний, летний)
1.3 Подготовка и проведение спортивных праздников в детском саду.
Организация любого праздника – достаточно сложный процесс, включающий этапы подготовки, проведения и подведения итогов. Обычно праздник начинается торжественным входом, парадом участников и включает показательные выступления и концертную программу детей и взрослых, эстафеты, конкурсы, награждение лучших физкультурников детского сада и вручение призов участникам.
Такая совместная деятельность способствует воспитанию дружелюбия, товарищеской взаимопомощи и поддерживает желание активно участвовать в других мероприятиях, организуемых в детском саду.
Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре или воспитатель. Весьма ощутимую помощь способны оказать старшие братья и сестры, родители. Организаторы праздника определяют его вид в зависимости от сезона, возраста участвующих, наличия инвентаря, интересов детей.
Длительность праздника определяется возрастом участвующих: 45-50 минут для детей 4-5 лет; 60-90 минут для детей 6-7 лет. Если в празднике участвуют дети разного возраста и взрослые, то длительность участия детей определяется их психическими и физическими возможностями. Однако, в любом случае праздник не должен длиться более 2 часов, иначе наступает утомление, снижающее интерес к происходящему.
При составлении плана-сценария необходимо соблюдение ряда условий:
- обеспечение постепенного возрастания физической и психической нагрузки;
- чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
- чередование массовых и индивидуальных игр и заданий (если это возможно);
- участие и оценка деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
- сочетание знакомых детям игр, вызывающих у них положительное эмоциональное состояние, заданий с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.
Наиболее интересной частью подготовительного этапа является изготовление атрибутов, плакатов, декораций, эмблем и призов для участников, пригласительных билетов для болельщиков и родственников.
Особое внимание нужно уделить подбору музыки и подготовке средств ее трансляции. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, помогает синхронному выполнению физических упражнений, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале и конце игры-задания.
Сценарии праздников обычно предусматривают выступления детей, читающих стихи, исполняющих песни, фокусы. Естественно, здесь без подготовки не обойтись. Однако, следует отказаться от репетиций, муштры и натаскивающих тренировок! Нужно помнить, что праздник организуется для детей, а не зрителей и гостей.
Структура праздника разнообразна и зависит от его вида. Условно ее можно разделить на три части.
1. Вводная часть. Может быть организована в форме парада участников с подъемом флага, зажиганием олимпийского флага. Хорошей традицией может стать массовая пробежка по территории детского сада всех участников и болельщиков, включая взрослых; неожиданное появление сказочных героев и зазывал, которые приглашают всех принять участие в массовых играх, аттракционах и потехах. Зимой праздник можно начать с движения длинного санного поезда или тройки лошадей. Иным может быть начало праздников-игр в спасателей, путешественников, космонавтов: сигнал тревоги, который призывает всех сильных и смелых принять участие в спасении пострадавших от наводнения (от пожара, землетрясения и пр.) зверей. Вариантов много.
2. Основная часть. Здесь решается его главная задача – праздник наполняется соответствующим двигательным содержанием (играми, соревнованиями, аттракционами). Важно предусмотреть участие в них каждого ребенка. Если сценарий рассчитан на поочередное участие членов разных команд в играх, необходимо подумать, как обеспечить участие всех. Обычно на вопросы-призывы типа «Кто у нас самый смелый?» или «Кто хочет поиграть в эту игру?» откликаются одни и те же дети, а застенчивые и нерешительные остаются не у дел. В этом случае можно сделать так – каждый ребенок, входя в зал, получает билет (билеты могут быть разного цвета, формы и т. п.); в ходе праздника приглашает к участию в какой-либо игре только тех, у кого билет в форме красного кружка, а к участию в соревновании «Прыгуны» тех детей, у которых билет в форме зайца. Раздавать билеты должен взрослый, хорошо знающий особенности каждого ребенка, чтобы тот не почувствовал себя лишним. Так, если мальчику достался билет с изображением скакалки, а он не умеет и не любит это упражнение, то он будет чувствовать себя ущемленным в паре с девочкой или просто откажется от участия. Поэтому заранее нужно решить, кому какой билет вручить, чтобы избежать отрицательных эмоций.
Если праздник носит массовый характер, то у ведущего должно быть несколько помощников из числа воспитателей или ребят-школьников, которые помогут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки.
На празднике с ярко выраженной соревновательно направленностью важно своевременно оценивать выступление отдельных участников или команд. Для этого заранее выбирается жюри из трех-пяти человек и на видном месте размещается табло. Оно может быть традиционным или необычным (например, баскетбольные корзины, в которые забрасывают мячи – один за каждую победу команды). В конце заработанные командой очки или мячи подсчитываются. Другим вариантом подведения итогов может быть выстраивание башни из строительного материала: чья башня выше, тот и победил и т. п.
3. Подведение итогов. Это необходимо и по ходу, и в конце праздника. После каждой игры-эстафеты, соревнования, ведущий может сам подвести итог и оценить физические и морально-волевые качества команд в целом и отдельных игроков. Предоставить слово жюри разумнее после двух-трех конкурсов, чтобы не превращать праздник в сплошные выступления взрослых.
Ведущему нужно быть весьма деликатным при подведении итогов: дети ранимы, они не могут оценить свои способности и болезненно переживают неудачи. Поэтому необходимо, во-первых, правильно сформировать команды: они должны быть приблизительно одинаковы по силам и с равным количеством мальчиков и девочек; во-вторых, тактично говорить о победах и поражениях, поддерживать в детях дух оптимизма, уверенность. В конце праздника можно запланировать такую игру, в которой победа проигрывающей команды гарантирована. Например, ведущий предлагает обеим командам подвижную игру «Ловишка». Догоняя детей, он останавливает только игроков из побеждающей команды. Это помогает сгладить явное преимущество одной из команд. В результате к концу праздника «побеждает дружба»! Организаторы могут использовать другой способ выравнивания результатов: одна команда награждается в номинации «Самая ловкая и быстрая», другая – «Самая дружная и веселая».
Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание и время включения в ход праздника зависят от возраста участников праздника. Чаще всего в качестве сюрпризного момента используются неожиданное появление сказочных персонажей (взрослые и старшие дети) и разыгрывание коротенького представления. Персонажи могут пригласить детей поиграть с ними, вместе разрешить проблему, с которой они столкнулись, научить их заниматься физкультурой. В любом случае представление должно быть зрелищным и веселым, и сопровождаться музыкой, необычными звуками (так, свист извещает о появлении Соловья-разбойника, цоканье копыт – тройки). Если праздник проводится в помещении, можно применить световые эффекты (внезапное отключение света, освещение места появления героя фонарями и т. п.).
В конце праздника можно провести общую игру средней подвижности (лучше в круге) типа «Мышеловка», «Карусели», «Рыболов», организовать массовый танец – дискотеку.
Награждение должно проходить торжественно и весело. Вымпелы, эмблемы, сувениры можно разместить на самом почетном месте в группе (спортивный уголок, информационный стенд для родителей). Если же это индивидуальные призы и дети хотят забрать их домой, посоветуйте родителям найти в детской комнате место (полка, шкаф, где призы будут видны всем. Такой «победный» уголок является предметом гордости ребенка. Здесь можно расположить фотографии, рисунки на тему «Наш праздник». Это позволит сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, к своим достижениям в спорте, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.
2 Содержание опытно-практической части.
2.1 Педагогические требования к организации спортивного праздника.
При планировании и подготовке праздника необходимо :
– обозначить задачи праздника, дату, время, место его проведения;
– подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;
– выделить ответственных за подготовку и проведение праздника (желательно участие заведующей, методиста, воспитателей групп, воспитателя по физической культуре, родителей, представителей микрорайона);
– определить количество участников каждой возрастной группы детского сада, а также приглашенных гостей;
– обозначить порядок подведения итогов конкурса и соревнований, поощрение участников праздника.
При любой форме организации физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:
– недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Особенно это касается праздников с элементами состояний, организуемых по инициативе спортивных организаций;
– недопустимо отбор участников – детей, дающих только лучшие результаты.
– при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию.
– необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности (с учетом уровня развития двигательной активности и физической подготовленности детей).
Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
2.2 Методические требования к проведению спортивных праздников в ДОУ.
Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Практика дошкольных учреждений показала значимость праздников в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой.
При рациональном сочетании с другими видами занятий по физической культуре праздники в значительной мере помогают создать оптимальный двигательный режим, способствуют повышению работоспособности и закалке детей. Физкультурные праздники в дошкольном учреждении являются радостным событием в жизни детей.
Физкультурные праздники проводятся 1 раз в сезон, продолжительность от 30 до 60 мин в зависимости от количества участников, возраста детей, периода в учебном году, вида и тематики праздника.
Физкультурные праздники вносятся в перспективный план дошкольного учреждения на год. Тематика праздников разнообразна, каждый новый учебный год тематика физкультурных праздников может меняться.
В дошкольном учреждении физкультурные праздники проводят, начиная со средней группы (4-5 лет). В зависимости от времени года, особенностей контингента детей, материально-технической базы дошкольного учреждения они могут организовываться в помещении и на открытом воздухе, в них могут участвовать дети одной группы или нескольких групп. В течении учебного года со старшими дошкольниками следует проводить 2-3 праздника на воздухе и один на воде (в бассейне, длительностью не более 90 минут. В мероприятии могут участвовать и дети из соседнего дошкольного учреждения. Тема праздников могут быть самые разнообразные: «Мы спортсмены», «Олимпийские игры».
Следовательно, при любой форме организации физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:
1) недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Особенно это касается праздников с элементами состязаний, организуемых по инициативе спортивных организаций;
2) недопустимо отбор участников — детей, дающих только лучшие результаты;
3) при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию;
4) необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности.
Таким образом, учитывая все требования при организации и проведении праздников, они помогают детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях, достижение желаемых результатов, пробуждают интерес к регулярным занятиям физической культурой.
Заключение
- спортивные праздники являются эффективной и наиболее приемлемой формой активного отдыха детей в системе физического воспитания дошкольного учреждения;
- методически правильно организованная работа по подготовке и проведению спортивных праздников призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку;
- праздник осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка;
- классификация спортивных праздников достаточно условна. Классифицировать их можно по методам проведения, по составу участников, по двигательному содержанию, по месту проведения, по характеру используемого оборудования. Они могут быть так же и сезонными;
- организация праздников требует тщательной подготовки со стороны педагогического коллектива, родителей, самих детей;
-структура праздника разнообразна и зависит от его вида. Условно ее можно разделить на три части:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Подведение итогов.
- кульминацией любого праздника является сюрпризный момент.
- педагогам дошкольных учреждений необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей.