Мария Костина
Культуротворческая среда современного образовательного учреждения
▼ Скачать
Эссе на тему: «Культуротворческая среда современного образовательного учреждения».
Для всестороннего развития личности каждого ребенка необходимо
создавать особую среду, которую мы назовем культуро-творческой средой.
Культуротворческая среда – это, на мой взгляд, создание оптимально
благоприятных психологических условий для всестороннего развития личности ребенка, сохранения психического и физического здоровья,
Публикация «Культуротворческая среда современного образовательного учреждения» размещена в разделах
развития здорового коллектива.
Формирование культуры носит всепроникающий характер. Этот процесс начинается в семье с овладения новорожденным основами человеческого общения и длится всю жизнь во всех сферах бытия. Однако решающую роль в нем играет система образования, которая последовательно, стабильно, а главное, целеустремленно вводит индивида в мир культуры, закладывает фундамент гражданской, правовой, нравственной, политической, экономической, экологической, эстетической, физической, профессиональной культуры, включает в социально-культурную деятельность, в процессе которой знания о культуре преобразуются в убеждения, в мировоззренческую, нравственно-эстетическую позицию.
Для создания данной среды необходима целенаправленная работа всех
субъектов образовательного процесса - педагога, воспитанников, родителей.
Итак, перед нами встала проблема, как сделать так, чтобы обеспечить
развитие интеллектуально-творческих способностей каждого воспитанника.
Для создания культуро-творческой среды необходимо продумывать и
простраивать не только образовательную, но и внеклассную деятельность.
Усиление культурологического аспекта образования детерминирует разработку и реализацию новой педагогической технологии, внедрение нетрадиционных способов обучения. Общекультурное развитие требует владения общенаучными знаниями как фундаментом мировоззренческой, нравственной и гражданской позиции личности, что предопределяет переход от предметно центристской ориентации детских садов и школ к интегральной, междисциплинарной системе образования.
В существенном дополнении нуждается и классно-урочная система. Чтобы в полной мере постичь проблемы экологии, закономерности общественного развития или волшебную силу искусства традиционное занятие должно быть продолжено в музее, в театре, в филармонии, с помощью использования компьютерных образовательных технологий или иными средствами вовлечения воспитанников в ситуации, где последние могут не только услышать, но и увидеть, прочувствовать, осознать себя частицей существующего мира и его культуры.
Значимость культурной компетенции человека существенно повысилась в современных условиях, когда личность оценивают не по сословно-классовым, национальным или религиозным характеристикам, а по широте общекультурного кругозора, профессиональному мастерству, толерантности, творческой активности, организаторским, коммуникативным и иным деловым качествам.
Введение в научный оборот и социальную практику категории культурная компетентность позволило увидеть новые грани в сущности образованности, рассматривая ее как качество личности, которое выражается в умении последней эффективно решать значимые для нее задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе сформированного в процессе обучения социального и общекультурного опыта. При этом общекультурная образованность личности проявляется в способности к:
* продолжению образования на последующей ступени при наличии необходимых опорных знаний и умений;
* самообразованию как интегральному выражению умения самоорганизации своей познавательной и творческой деятельности;
* самопознанию и самоопределению, к сознательной и осознанной формулировке своих планов и целей, к осмысленной самооценке и самоанализу эффективности своего саморазвития;
* ориентации в области культуры, науки, идеологии, к интеграции и осмыслению имеющейся суммы сведений, необходимых для понимания и оценки явлений культуры, восприятия сущности и значения фундаментальных наук, различных идеологических систем и выбора собственной мировоззренческой позиции;
* применению полученных в учебном заведении знаний и умений для продолжения обучения и в практической деятельности при взаимодействии с социальными структурами в профессионально-трудовой и общественно-политической деятельности, в деловом и досуговом общении с другими людьми, в семейно-бытовых отношениях.
Усвоение культуры в современных условиях неотделимо от компьютерной и иной техники XXI века.
В результате получилась взаимозависимость: культуро – творческая
среда способствует развитию творческого потенциала воспитанников, а это
развитие, в свою очередь, способствует развитию культуро – творческой
среды.
Список используемой литературы:
1. Айдарова Л. И. Протопопов В. Н. При каких условиях обучение может
быть творческим для педагога и ребенка // Психологические проблемы
развития инициативы и творчества учителя (Круглый стол) – Вопросы
психологии – 1987 - № 5.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте – СПб, 97
3. КоменскийЯ. А., Локк Д., Руссо Ж. -Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое
наследие/ Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. – М., 89
4. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока :
Практическое пособие для учителей и руководителей образовательных
учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей
ИПК – Ростов-н/Д, 2002
5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество6 Учебник для ВУЗов – М. ,2002
6. Савенков А. И. У колыбели гения – М, 2000
7. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших
школьников: Книга для учителя – М., 88Ямбург Е. А. Школа для всех:
Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация) –
М. ,97
8. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6. Т. 5,6/ Сост. С. Ф. Егоров –
М., 90
9. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя –
М., 1991
10. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика
продуктивного обучения: Пособие для учителя – М., 2000
11. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной
школе – М., 96