Папки-передвижки

Историко-культурные предпосылки правового воспитания детей дошкольного возраста

Масесьянц Елена
Историко-культурные предпосылки правового воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В статье дан краткий историко-культурный обзор этапов развития идеи правового воспитания дошкольников, обозначены основные документы, касающиеся прав ребенка.

Ключевые слова: правовое воспитание детей дошкольного возраста, историко-культурный анализ, права ребенка.

Темочки:

Keywords : law education of preschool children, historical and cultural analysis, child's rights.

Идеалом современного общества является социально развитая личность, понимающая свои интересы, знающая свои права и обязанности, уважающая права и законные интересы других людей. В сложившейся ситуации необходимо найти механизмы воздействия на правовую социализацию развивающейся личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие становление правовой культуры ребенка, его успешное вхождение в жизнь общества. Успешному решению проблемы будет способствовать изучение опыта прошлого.

Историко-культурный анализ развития идеи правового воспитания детей дает возможность описать и объяснить факты истории отечественной и зарубежной педагогики и культуры, являющиеся этапными в осознании и разработке проблемы правового воспитания дошкольников и обогащающие ее новым содержанием. Несмотря на то, что история развития идеи правового воспитания до сих пор изучена недостаточно, использование достижений педагогической мысли прошлого помогает глубже понять сущность и истоки ее возникновения, ставить и решать новые задачи воспитания дошкольников с учетом предшествующего опыта.

Археологические данные позволяют нам судить о том, как обращался с ребенком первобытный человек. Детоубийство для первобытной культуры было обыденной нормой. Ребенка не считали человеком до обряда инициации в подростковом возрасте, после чего он становился полноправным членом первобытной общины. Даже в тех племенах, которые вызывают похвалу антропологов внимательным отношением к малышам, это внимание только к нуждам тела, а не к чувствам.

Античное и раннее христианское общество вводят жестокие наказания за совершенные ребенком проступки. В этом ученые видят зачатки последовательности родительских воздействий и внимания к детям. Родители считают ребенка своей собственностью, оставляют за собой право делать с ним все, что захочется. Историки отмечают, что принесение детей в жертву для религиозных обрядов и других нужд было легальным (например, ребенка могли замуровать в стену при закладке здания).

Прогрессивными для античной культуры явились мысли Сократа, Платона, Аристотеля о гражданской добродетели как неотъемлемой черте гражданина, где важное место занимала законопослушность. Аристотель отмечал роль закона в воспитании добродетельности. Цицерон, Квинтилиан и их последователи цель воспитания видели в серьезной подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей.

С 4 по 13 век нашей эры в Европе сказывается влияние христианства: несмотря на то, что детская смертность ещё очень высока, детоубийств становится все меньше и они признаются незаконными. С первых дней жизни детей отдают на несколько лет кормилицам (все, кому позволял доход, а потом в услужение, в заложники (в дворянских семьях, в монастыри или на воспитание в другие семьи. Ребенка не оставляет ощущение брошенности, покинутости родителями, что объясняет тоску, страхи и агрессию взрослого человека средневековой эпохи.

Средневековое общество относится к детям амбивалентно: ребенок видится взрослому миру одновременно невинным и греховным. Невинность ребёнка понимается в том смысле, что его невозможно развратить, а «греховность» нужно усмирять жестокими порками. Ллойд Демоз в своей «Психоистории» писал об одном немецком школьном учителе, который подсчитал, что в общей сложности отвесил 911 527 ударов палкой, 124 000 ударов плетью, 136 715 шлепков рукой и 1 115 800 пощёчин [2]. Большинство средневековых авторов описывает очень суровые сцены избиения. Юристы 13 века оценивали положение дел так: «Если ребёнка бьют до крови, это будет ему хорошая память, если же его забивают до смерти, тут дело касается закона» [1, 198].

Законы государств Средневековья мало уделяют внимания подрастающему поколению. Известны случаи, когда в странах средневековой Европы детей, в том числе маленьких, суды приговаривали к жестоким уголовным наказаниям, даже смертной казни, за ересь и колдовство. Потому что в уголовном праве не было предусмотрено отдельного подхода к несовершеннолетним преступникам.

В то же время, Средневековье подарило нам мыслителей с мировым именем, первые письменные труды по воспитанию детей. Среди них Ф. Аквинский, Г. Сен-Викторский, П. Абеляр, В. де Бове и др. Винсент де Бове (1190—1264) - монах, энциклопедист, наставник детей французского короля в воспитании ставил на первое место нравственность. В педагогическом трактате «О воспитании знатных детей» требует осознанного и радостного смиренного подчинения ученика учителю, добровольного принятия наказаний с пониманием их пользы. Он считал, что, тот, кто не умеет подчиняться, не умеет управлять.

В эпоху Возрождения идеи гражданско-правового воспитания рассматривались в тесной связи с правом долженствования. П. Верджерио, Л. Бруни исполнение гражданского долга связывали с подчинением закону, праву.

В XVII веке чешский ученый и философ-гуманист Я. А. Коменский первым в истории обосновал принцип, согласно которому объективно существующее природное равенство людей и одинаковая потребность каждого индивида в умственном и нравственном развитии есть залог успехов всего человечества. Дж. Локк в книге «Мысли о воспитании» (1693) сформулировал цель воспитания : становление гражданина, формирование нравственного характера. Он считал, что программа воспитания джентльмена должна включать не только подготовку к успешному ведению дел, но и формирование гражданской ответственности, способности приносить пользу стране, вести добродетельную жизнь.

С конца XVIII в. в государственных школьных системах стали вводиться учебные курсы законоведения, моральных и политических наук для гимназий и других школ. В 1783 г. по высочайшему повелению императрицы вышла в свет книга «О должностях человека и гражданина», которую изучали в училищах. Важной задачей морального воспитания подрастающего поколения являлось изучение законов.

В XIX столетии в России вопросы воспитания законопослушных граждан поднимались в трудах педагогов-демократов А. Н. Радищева, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, А. Н. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева. Законодательство в той или иной степени изучалось в различных учебных заведениях.

После Октябрьской революции 1917 г. вышел первый советский учебник для школ по социологии. Его автор Г. А. Энгель отмечал роль правового воспитания в становлении гражданина Советской республики, отмечал взаимосвязь права и морали как регуляторов поведения, влияющих на уровень гражданственности личности.

В работе П. Ф. Каптерева «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908) поднимается вопрос о воспитании чувства законности у детей. А. С. Макаренко, основавший в 1920 г. трудовую колонию для беспризорников и несовершеннолетних, основными задачами правового воспитания считал выработку положительных привычек детей и формирование сознательного отношения к праву и дисциплине. 30-е гг. XX столетия наложили отпечаток на содержание правового воспитания и обучения. Актуальные педагогические идеи не были реализованы в силу отсутствия подготовленных педагогических кадров, владеющих правовой компетентностью, слабой разработанности методики правового воспитания, гипертрофированности идей правового просвещения в рамках изучения Конституции СССР.

В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка была принята в 1959 г. и стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка.

В XX-XXI веке были приняты следующие документы, в которых говорится о правах ребёнка :

Международные:

• 1923 г. – Женевская декларация прав ребёнка;

• 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Опубликована в России в 1988г.);

• 1959 г. – Декларация прав ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.);

• 1989 г. – Конвенция о правах ребёнка;

• 1990 г. – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Нормативные документы Федерального уровня:

• Конституция РФ;

• Гражданский кодекс РФ;

• Уголовный кодекс РФ;

• Семейный кодекс РФ;

• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

• Федеральный закон «Об образовании в РФ»;

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребёнком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса. Право ребёнка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса. Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребёнка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребёнка. Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением сотрудников полиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений.

Сегодня актуальность проблемы воспитания правовой культуры дошкольников обусловлена :

- обозначенной в Декларации прав ребенка необходимостью признания и соблюдения прав детей путём законодательных и других мер. В десяти принципах Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление;

- признанием в Конвенции ООН о правах ребёнка (1989) необходимости рассматривать ребёнка как субъекта права, которому предоставлен весь спектр прав человека; признанием за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на воспитание; развитие; активное участие в жизни общества. Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее;

- определением в статье 2 «Закона об образовании в РФ» понятия воспитания как процесса развития личности, создания условий для самоопределения и социализации на основе принятых в обществе правил и норм поведения;

-обозначением в ФГОС дошкольного образования необходимости формирования общей культуры личности детей, обуславливающей усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные ценности.

По мнению исследователей А. В. Запорожца, Д. В. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова, Н. Е. Вераксы и др., интеллектуальные возможности детей дошкольного возраста позволяют сформировать у них представления и понятия, отражающие существенные связи и зависимости различных областей действительности. Дети 5-6 лет вполне осознают и чувствуют несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим (любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям). Опираясь на такое проявление чувства справедливости, возможно рассчитывать на понимание ребёнком не только прав и обязанностей любого человека, но и своих.

В исследованиях, выполненных в 90-е годы 20 века, уточнено понятие «правовое воспитание», его роль в формировании правового государства, обоснована необходимость гармоничного сочетания нравственного и правового воспитания в гражданском обществе (С. Н. Апиян, 2001); конкретизировано понятие «гражданственность» по отношению к детям старшего дошкольного возраста (В. А. Казаева, 1999, доказана целесообразность и возможность формирования у старших дошкольников представлений о правах человека (С. В. Федотова, 2000).

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры.

 Методическая разработка «Игра-драматизация как средство правового воспитания дошкольника» Методическая разработка на тему: «Игра - драматизация как средство правового воспитания дошкольника». Жить в правовом государстве – желание.

Методы воспитания детей дошкольного возраста Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребёнка. Надо внимательно и чутко.

Роль экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста «Человек-дитя природы и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста Для большинства мужчин и женщин ребенок – это огромное счастье и смысл жизни. А еще это большая ответственность, о которой нельзя забывать.

Историко-патриотиотический проект для детей дошкольного возраста «Славься, моя Родина» Краткая аннотация Проект «Славься, моя Родина!» – это социально-образовательный проект по патриотическому воспитанию для детей старшего.

Организация физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье. Передача способов физической культуры детям старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – период интенсивного формирования.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Задачи и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Как определяется.

Взаимодействие с социумом по проблемам воспитания детей дошкольного возрастаВзаимодействие с социумом по проблемам воспитания детей дошкольного возраста Чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, дошкольному образовательному учреждению из закрытой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Историко-культурные предпосылки правового воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 января 2017 в 00:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Историко-культурные предпосылки правового воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Масесьянц Елена (УИ 200601) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД