Масесьянц Елена
Историко-культурные предпосылки правового воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В статье дан краткий историко-культурный обзор этапов развития идеи правового воспитания дошкольников, обозначены основные документы, касающиеся прав ребенка.
Ключевые слова: правовое воспитание детей дошкольного возраста, историко-культурный анализ, права ребенка.
Темочки:
Keywords : law education of preschool children, historical and cultural analysis, child's rights.
Идеалом современного общества является социально развитая личность, понимающая свои интересы, знающая свои права и обязанности, уважающая права и законные интересы других людей. В сложившейся ситуации необходимо найти механизмы воздействия на правовую социализацию развивающейся личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие становление правовой культуры ребенка, его успешное вхождение в жизнь общества. Успешному решению проблемы будет способствовать изучение опыта прошлого.
Историко-культурный анализ развития идеи правового воспитания детей дает возможность описать и объяснить факты истории отечественной и зарубежной педагогики и культуры, являющиеся этапными в осознании и разработке проблемы правового воспитания дошкольников и обогащающие ее новым содержанием. Несмотря на то, что история развития идеи правового воспитания до сих пор изучена недостаточно, использование достижений педагогической мысли прошлого помогает глубже понять сущность и истоки ее возникновения, ставить и решать новые задачи воспитания дошкольников с учетом предшествующего опыта.
Археологические данные позволяют нам судить о том, как обращался с ребенком первобытный человек. Детоубийство для первобытной культуры было обыденной нормой. Ребенка не считали человеком до обряда инициации в подростковом возрасте, после чего он становился полноправным членом первобытной общины. Даже в тех племенах, которые вызывают похвалу антропологов внимательным отношением к малышам, это внимание только к нуждам тела, а не к чувствам.
Античное и раннее христианское общество вводят жестокие наказания за совершенные ребенком проступки. В этом ученые видят зачатки последовательности родительских воздействий и внимания к детям. Родители считают ребенка своей собственностью, оставляют за собой право делать с ним все, что захочется. Историки отмечают, что принесение детей в жертву для религиозных обрядов и других нужд было легальным (например, ребенка могли замуровать в стену при закладке здания).
Прогрессивными для античной культуры явились мысли Сократа, Платона, Аристотеля о гражданской добродетели как неотъемлемой черте гражданина, где важное место занимала законопослушность. Аристотель отмечал роль закона в воспитании добродетельности. Цицерон, Квинтилиан и их последователи цель воспитания видели в серьезной подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей.
С 4 по 13 век нашей эры в Европе сказывается влияние христианства: несмотря на то, что детская смертность ещё очень высока, детоубийств становится все меньше и они признаются незаконными. С первых дней жизни детей отдают на несколько лет кормилицам (все, кому позволял доход, а потом в услужение, в заложники (в дворянских семьях, в монастыри или на воспитание в другие семьи. Ребенка не оставляет ощущение брошенности, покинутости родителями, что объясняет тоску, страхи и агрессию взрослого человека средневековой эпохи.
Средневековое общество относится к детям амбивалентно: ребенок видится взрослому миру одновременно невинным и греховным. Невинность ребёнка понимается в том смысле, что его невозможно развратить, а «греховность» нужно усмирять жестокими порками. Ллойд Демоз в своей «Психоистории» писал об одном немецком школьном учителе, который подсчитал, что в общей сложности отвесил 911 527 ударов палкой, 124 000 ударов плетью, 136 715 шлепков рукой и 1 115 800 пощёчин [2]. Большинство средневековых авторов описывает очень суровые сцены избиения. Юристы 13 века оценивали положение дел так: «Если ребёнка бьют до крови, это будет ему хорошая память, если же его забивают до смерти, тут дело касается закона» [1, 198].
Законы государств Средневековья мало уделяют внимания подрастающему поколению. Известны случаи, когда в странах средневековой Европы детей, в том числе маленьких, суды приговаривали к жестоким уголовным наказаниям, даже смертной казни, за ересь и колдовство. Потому что в уголовном праве не было предусмотрено отдельного подхода к несовершеннолетним преступникам.
В то же время, Средневековье подарило нам мыслителей с мировым именем, первые письменные труды по воспитанию детей. Среди них Ф. Аквинский, Г. Сен-Викторский, П. Абеляр, В. де Бове и др. Винсент де Бове (1190—1264) - монах, энциклопедист, наставник детей французского короля в воспитании ставил на первое место нравственность. В педагогическом трактате «О воспитании знатных детей» требует осознанного и радостного смиренного подчинения ученика учителю, добровольного принятия наказаний с пониманием их пользы. Он считал, что, тот, кто не умеет подчиняться, не умеет управлять.
В эпоху Возрождения идеи гражданско-правового воспитания рассматривались в тесной связи с правом долженствования. П. Верджерио, Л. Бруни исполнение гражданского долга связывали с подчинением закону, праву.
В XVII веке чешский ученый и философ-гуманист Я. А. Коменский первым в истории обосновал принцип, согласно которому объективно существующее природное равенство людей и одинаковая потребность каждого индивида в умственном и нравственном развитии есть залог успехов всего человечества. Дж. Локк в книге «Мысли о воспитании» (1693) сформулировал цель воспитания : становление гражданина, формирование нравственного характера. Он считал, что программа воспитания джентльмена должна включать не только подготовку к успешному ведению дел, но и формирование гражданской ответственности, способности приносить пользу стране, вести добродетельную жизнь.
С конца XVIII в. в государственных школьных системах стали вводиться учебные курсы законоведения, моральных и политических наук для гимназий и других школ. В 1783 г. по высочайшему повелению императрицы вышла в свет книга «О должностях человека и гражданина», которую изучали в училищах. Важной задачей морального воспитания подрастающего поколения являлось изучение законов.
В XIX столетии в России вопросы воспитания законопослушных граждан поднимались в трудах педагогов-демократов А. Н. Радищева, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, А. Н. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева. Законодательство в той или иной степени изучалось в различных учебных заведениях.
После Октябрьской революции 1917 г. вышел первый советский учебник для школ по социологии. Его автор Г. А. Энгель отмечал роль правового воспитания в становлении гражданина Советской республики, отмечал взаимосвязь права и морали как регуляторов поведения, влияющих на уровень гражданственности личности.
В работе П. Ф. Каптерева «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908) поднимается вопрос о воспитании чувства законности у детей. А. С. Макаренко, основавший в 1920 г. трудовую колонию для беспризорников и несовершеннолетних, основными задачами правового воспитания считал выработку положительных привычек детей и формирование сознательного отношения к праву и дисциплине. 30-е гг. XX столетия наложили отпечаток на содержание правового воспитания и обучения. Актуальные педагогические идеи не были реализованы в силу отсутствия подготовленных педагогических кадров, владеющих правовой компетентностью, слабой разработанности методики правового воспитания, гипертрофированности идей правового просвещения в рамках изучения Конституции СССР.
В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка была принята в 1959 г. и стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка.
В XX-XXI веке были приняты следующие документы, в которых говорится о правах ребёнка :
Международные:
• 1923 г. – Женевская декларация прав ребёнка;
• 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Опубликована в России в 1988г.);
• 1959 г. – Декларация прав ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.);
• 1989 г. – Конвенция о правах ребёнка;
• 1990 г. – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Нормативные документы Федерального уровня:
• Конституция РФ;
• Гражданский кодекс РФ;
• Уголовный кодекс РФ;
• Семейный кодекс РФ;
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
• Федеральный закон «Об образовании в РФ»;
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребёнком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса. Право ребёнка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса. Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребёнка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребёнка. Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением сотрудников полиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений.
Сегодня актуальность проблемы воспитания правовой культуры дошкольников обусловлена :
- обозначенной в Декларации прав ребенка необходимостью признания и соблюдения прав детей путём законодательных и других мер. В десяти принципах Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление;
- признанием в Конвенции ООН о правах ребёнка (1989) необходимости рассматривать ребёнка как субъекта права, которому предоставлен весь спектр прав человека; признанием за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на воспитание; развитие; активное участие в жизни общества. Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее;
- определением в статье 2 «Закона об образовании в РФ» понятия воспитания как процесса развития личности, создания условий для самоопределения и социализации на основе принятых в обществе правил и норм поведения;
-обозначением в ФГОС дошкольного образования необходимости формирования общей культуры личности детей, обуславливающей усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные ценности.
По мнению исследователей А. В. Запорожца, Д. В. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова, Н. Е. Вераксы и др., интеллектуальные возможности детей дошкольного возраста позволяют сформировать у них представления и понятия, отражающие существенные связи и зависимости различных областей действительности. Дети 5-6 лет вполне осознают и чувствуют несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим (любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям). Опираясь на такое проявление чувства справедливости, возможно рассчитывать на понимание ребёнком не только прав и обязанностей любого человека, но и своих.
В исследованиях, выполненных в 90-е годы 20 века, уточнено понятие «правовое воспитание», его роль в формировании правового государства, обоснована необходимость гармоничного сочетания нравственного и правового воспитания в гражданском обществе (С. Н. Апиян, 2001); конкретизировано понятие «гражданственность» по отношению к детям старшего дошкольного возраста (В. А. Казаева, 1999, доказана целесообразность и возможность формирования у старших дошкольников представлений о правах человека (С. В. Федотова, 2000).