Екатерина Крапивкина
Культурная практика «Встреча с ветераном ВОВ и тружеником тыла» (старшая-подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Интеграция видов деятельности (познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, музыкальная, двигательная) : выбрать необходимые.
Задачи:
Образовательные (направлены на формирование компетенций ребёнка) :
• Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям во время ВОВ, развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам.
Публикация «Культурная практика „Встреча с ветераном ВОВ и тружеником тыла“ (старшая-подготовительная группа)» размещена в разделах
• Расширять познавательную активность детей и обогащать представления об общественно значимых событиях ВОВ, празднике Победы, побуждать уважительно, относиться к подвигу ветеранам ВОВ и труженикам тыла.
• Формировать интерес к героическому прошлому своей Родины.
• Закрепить навыки речевой музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале, активно участвовать в диалоге с воспитателем.
Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т. ч. речи) :
• Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родной страны, поселка; речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога); мелкую моторику рук, аккуратность при выполнении задания.
Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений) :
Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ, труженикам тыла.
Планируемый результат: У детей сформируется уважительное и бережное отношение к ветеранам, труженикам тыла.
Предварительная работа: Беседы о ВОВ; сотрудничество с сельской библиотекой «Дети – герои ВОВ», выставка книг; чтение рассказов о войне: Л. Кассиль «Памятник Советскому солдату», «Сестра», «Богатыри» из книги «Твои защитники»; отрывки из поэмы Твардовского «Василий Тёркин»; З. Александрова «Дозор»; А. Митяев «Землянка» А. Барто «На заставе»; Я. Макаренко «Знамя победы»; С. Михалков «Победа» (стихи); Экскурсия в краеведческий музей г. Черепаново по теме «Отечественная война как страница в жизни Черепановского района»;
Экскурсия к мемориалу «Воинам Сибирякам»; просмотр мультфильмов «Воспоминание», «Солдатская сказка», «Солдатская лампа»; знакомство и работа с Книгой памяти детского сада «Помню, горжусь!»; знакомство с Георгиевской лентой, просмотр презентации «Великая Отечественная Война».
Средства, оборудование, материалы: Наглядный (демонстрационный материал) : оформление музыкального зала, фото военных лет (коллажа, Выставка медалей, предметов ВОВ, презентация «п. Майский в годы войны»
Музыкально – литературные: стихи: «Семейный альбом», «Ещё тогда нас не было на свете», «Войны я не видел» М. Владимов, «Что такое День Победы?» А. Усачёв, «День Победы – праздник всей страны» авторская песня, (Сл. муз. и аранж. Елены Обуховой – «Мирные небеса»). Танец «Возвращайтесь» (А. Цой и офицеры группы «Альфа» песня «Возвращайтесь»).
Технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: ноутбук, колонки, проектор, экран.
Раздаточный материал: листы бумаги с пожеланиями, звезды красные, желтые, зеленые.
Посадочный материал: Рябина -3 шт.
Рабочий инвентарь: лопата, лейка.
Место проведения: Музыкальный зал, территория ДОУ.
Ход реализации культурной практики
Дети, давайте поприветствуем гостей в нашем зале и улыбнёмся друг другу, чтобы у нас у всех было хорошее настроение.
В: В нашей стране отмечают различные праздники: Ребята, какие праздники вы знаете? Правильно. Молодцы.
Среди всех этих праздников, есть один праздник, который отличается от всех других. В этот день мы радуемся за то, что наша страна стала свободной и одержала победу над фашистской Германией. И в то же время мы грустим о тех людях, которые защищая, нашуродину погибли. «Как вы думаете, что это за праздник?»
Воспитатель обращает внимание на альбом, лежащий на столе, открывает и читает:
Слайд № 1.
Я однажды достала
Наш семейный альбом,
С интересом открыла
И увидела в нем
Свою бабушку Полю
Молодой – молодой,
Слайд №2
Рядом мама – ребенок
С ней мишутка смешной.
На открытой странице
Слайд №3
Вижу деда портрет.
Мне узнать захотелось:
«Почему его нет?»
Грустно бабушка Поля
Так ответила мне:
«Был он, внучка, героем.
Он погиб на войне».
Долго с бабушкой вместе
Мы листали альбом.
О войне той далекой
Мне рассказывал он.
В: Ребята, как называют людей, которые защищали нашу страну во время войны и которые живы сейчас
Правильно. Ветераны.
- Что у ветеранов на груди?
- За что они получили медали?
-А что такое война?
Презентация
В: История Новосибирской области неразрывно связана с судьбой России. Большим испытанием для всей страны, жителей Новосибирской области стала Великая Отечественная война. Сотни тысяч сибиряков сражались на фронте.
И история нашего посёлка неразрывно связана с историей НСО.
22 июня 1941 года наш п. Майский жил обычной жизнью. Жители посёлка спешили в воскресное утро на базар, утром выгоняли коров на пастбище. Около посёлка в то время стояла военная часть. Жизнь была обычной, ничто не предвещало беды. Мужики собирались у конторы на наряд. И вышел председатель Совхоза Самусев Данила Романович и объявил всем, кто находился у конторы, что началась война. Это известие, как гром поразило всех, страшная весть облетела весь посёлок. На глазах исчезла воинская часть, как будто её и не было.
Уходили на фронт мужчины. Жены провожали своих мужей и сыновей.
Из воспоминаний Васильевой Аграпены: «Увозили мужчин машинами прямо с поля, не оставляя времени на прощание и разговоры, в совхозе осталось 16 мужчин «по брони», без которых хозяйству было просто не выжить, всё производство бы остановилось.
Кроме мужчин, которых не хватало, за руль тракторов и комбайнов сели молодые девушки, которым было по 16-17 лет.
Из воспоминаний Леткиман Анастасии: «На колёсных тракторах обрабатывали пашню, работали днём и ночью при свете костров». Девушек обучали сразу в полях или ремонтных мастерских и через 3 месяца они садились за руль комбайна или трактора и работали самостоятельно. Трактора были старые, часто ломались –ремонтировали сами. Ночевали прямо в поле, спали 3-4 часа и снова работали. Питание было плохое: ели пареную свёклу, дранники, хлеб давали по карточкам, по 400 грамм в сутки. Но не смотря на такие трудные условия норму почти все перевыполняли. Трудились для фронта, приближая победу».
В: В Сибири не было войны
Но мы огнем ее задеты
И наши подвиги видны
На светлом знамени Победы
В Сибири не было войны
Но славилась Сибирь полками
И лучших воинов страны
С тех пор зовут – сибиряками.
В: С фронта в посёлок не вернулись 57 человек. Их фамилии увековечены на памятнике воинов ВОВ и в музее школы.
Давайте, в память о тех людях, которые не вернулись с войны и тех людей, которые не дожили до этого дня почтим минутой молчания.
Минута молчания.
В: Всё меньше остаётся в живых тех, кто сражался за Родину.
Тем дороже для нас присутствие на нашем занятии почётных гостей.
В: Сегодня к нам в гости пришли Старостенко Леонид Максимович и его жена Екатерина Ивановна, это люди, которые на своих плечах вынесли все тягости страшной войны, прошли огромный жизненный путь с радостями и удачами, потерями и невзгодами.
В: Мы очень благодарны Вам, что Вы смогли прийти к нам в детский сад и встретиться с нами.
В: Леонид Максимович – ветеран ВОВ, а Екатерина Ивановна, она в годы войны находилась в тылу.
В: Леонид Максимович расскажите, пожалуйста, немного о себе.
Рассказ ветерана Старостенко Леонида Максимовича :
Родился я 21 августа 1926 года и почти всю свою жизнь прожил в Татарском районе, в селе Казачий Мыс. По данным переписи населения, в это время в селе насчитывалось 332 хозяйства, и проживал 1941 человек. Имелся сельсовет, школа и лавка общего пользования.
Я был самым младшим в семье. Трое его братьев уже учились в школе, когда он появился на свет. На фронт они тоже ушли в самом начале войны. А моя очередь, как младшего подошла только 10 ноября 1943 года.
«Служить мне пришлось в пехоте, – вспоминает свой военный путь ветеран. – Но сначала были шесть месяцев учебки в посёлке Асино Томской области. Учили меня на снайпера со старенькой винтовкой Мосина, даже её номер помню – «4433».
Но побывать в роли меткого стрелка мне так и не довелось».
Когда он в марте 1944 года попал на фронт, ожесточённые бои шли в районе Пскова, его определили в пулемётчики. «Вместо винтовки выдали мне такую тяжелую машину – РПД (ручной пулемёт Дегтярёва, – разводит руками, показывая размер пулемёта, Леонид Максимович. – Я с ним и месяца не проходил. В один из миномётных обстрелов не успел его в окоп с собой утащить, так и остался он, на бруствере стоять. А мины так густо ложились, думаю, сейчас в окоп залетит, и тогда точно всё! Когда обстрел закончился, выглядываю, а пулемёт весь осколками раскурочен».
После этого случая меня назначили связным командира батальона, но и там он пробыл совсем немного – перевели в другое подразделение стрелком. А через месяц определили в истребительную противотанковую батарею, в артиллерийский расчёт 45-мм противотанковой пушки. «Сорокапятками» их называли. Положительными качествами этой пушки считались высокая мобильность и лёгкость маскировки. В расчёте было 5 человек.
- «Однажды, дело было в Эстонии, – немного подумав, повёл рассказ Леонид Максимович, – поступил приказ форсировать реку Педья. Сначала вперёд пошёл штрафной батальон. Слышим: стрельба, крики, взрывы. Спустя час их вернулось человек 12 ранеными. Потом и мы пошли, вернее, поплыли, кто на чё м: кто на плоту, кто на брёвнах, кто просто вплавь. Командира нашего батальона, майора Зарубовского, тогда тяжело ранило, но форсирование провели и высоту взяли. А от всего нашего первого батальона, 250 человек, осталось в живых всего пятеро. За это форсирование меня наградили медалью «За отвагу», а потом перевели во второй батальон».
Ещё ветеран отлично помнит свой последний бой, после которого на фронт он больше не вернулся.
- «19 сентября 1944 года заняли мы небольшой хуторок, – смахивая бусинки слёз, шепчет дедушка. – На месте сгоревшего дома приказали нам сделать огневой рубеж, там мы должны были окопаться. После этого прибудет смена, а мы отправимся в тыл на краткосрочный отдых. Помню, совсем рядом росли две кудрявые берёзы, вот между ними мы вырыли окоп для пушки, для себя, и только собрались уходить, как начался миномётный обстрел. Мы в окопе залегли, пережидаем. И надо же так случиться, что одна из гитлеровских мин, задев за ветки берёзы, разорвалась прямо над нашими головами. И всех пятерых ранило осколками. Кого в голову, кого в грудь, меня вот в ногу, кость раздробило чуть ниже колена. Помню, как медсестра меня перевязывала, крови много потерял. Очнулся я уже в госпитале».
- Домой я вернулся только 1 марта 1945 года. Ещё вовсю шли бои в Европе, а я ехал домой. Более шести месяцев провёл в госпитале в Пскове, потом в эстонском городе Валга. А в конце – в Кировской области, на станции Просница. Оттуда и поехал домой.
Вернувшись на родину в Татарский район, Леонид Максимович устроился в контору и сорок лет проработал бухгалтером. Женился 7 ноября 1953-го, и вот уже 63 года живут вместе с женой. У них сын и две дочери. Старшая Ольга работает преподавателем в школе в селе Карасёво, вторая, Надежда, живёт и работает в Алуште. А в посёлок Майский Черепановского района семья перебралась совершенно случайно.
- «В 1997 году приехали как-то к сыну Володе в гости, да так и остались здесь – сын уговорил: «Лучше места не найти во всей области».
В: Екатерина Васильевна, расскажите, как вы помните то страшное время?
Рассказ Старостенко Екатерины Васильевна.
Екатерина Васильевна родилась в 1931 году, к началу Великой отечественной войны жила в Татарском районе.
Семья была большая, семь детей. Отец умер до войны. Старшего брата забрали сразу со школьной скамьи. Он погиб. Все заботы легли на плечи мамы, она работала в колхозе.
В колхозе рабочий день был очень длинным - во время посевной начинался в четыре часа утра и заканчивался поздно вечером. Вся работа выполнялась вручную, ведь техники в деревнях не было. Дети работали наравне со взрослыми. По воспоминаниям Екатерины Васильевны, и лошадей – то практически не было, и в плуг впрягали быков и коров, а иногда, как вспоминает она, плуг тащили на себе. Тогда все дети и подростки работали на прополке, уборке, сенокосе, собирали колоски и лекарственные растения, пасли колхозный скот, помогали дома: гребли сено, кормили скотину, ходили в лес за ягодами, пололи и поливали грядки, сажали картошку.
Осенью начинался сбор урожая. Сначала пшеницу нужно было сжать серпами. Комбайнов не было.
Потом молотили, а зерно возили сдавать в «Заготзерно» в районный центр. Оттуда зерно отправляли на фронт.
Чтобы вывезти зерно, его нужно было насыпать в мешки. Потом мешки погрузить в повозку, потом разгрузить, и дотащить до места хранения.
Девочки таскали на себе мешки с пшеницей, а весили они килограммов по 50. Жили они очень голодно. Собирали прошлогоднюю картошку. Ели траву, даже с деревьев собирали листья. В лепешки добавляли много мякины, которая плохо переваривалась в желудке и потом доставляла много неприятностей, болел живот и мучили запоры. Летом ходили в тайгу - собирали ягоды, грибы, коренья «саранки», ели «пучку», дикий чеснок. Екатерина Васильевна вспоминала, как по ночам, мучимая бессонницей от голода.
За дровами ходили тоже дети и подростки.
Таскали старые пни и сучья, хворост. По вечерам женщины и дети частенько собирались в какой-нибудь избе, чтобы почитать письма с фронта от родных, поговорить и попеть песни. Но главное - чтобы вязать и шить для бойцов носки, варежки и шарфы. Девочки шили кисеты для табака. Без мужчин дома ветшали, крыши у многих были покрыты соломой, потом ею же кормили скот, а крыши протекали. Валентина Васильевна рассказывала, что на всю семью у них были одни валенки, да и те дырявые, и чтобы ноги не мерзли, дыры в пятках затыкали соломой. При ходьбе она постепенно вываливалась, и на снегу оставались «соломенные» следы. А еще ходили в лаптях, к которым приматывали деревянные дощечки, чтобы они дольше не изнашивались.
Несмотря на тяжёлый труд и нелегкое время в селе работала школа, дети учились после работы, при свете лампы. После окончания войны Екатерина Васильевна окончила учительский институт и начала работать учителем математики.
За тяжкий, недетский труд Валентина Васильевна награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ”, которая предназначалась для тружеников тыла.
В: Ребята, а сейчас за нами ответное слово нашим гостям.
Ещё дорогие ветераны мы приготовили для вас стихи, песня, танец.
Первый чтец.
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живём! (М. Владимов)
Второй чтец.
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны. (А. Усачёв)
Третий чтец.
День Победы — праздник всей страны!
Празднуют и взрослые, и дети.
Чтобы в мире не было войны,
Человек Земли за всё в ответе.
Пусть улыбнётся солнце на рассвете,
И радостью прольётся в каждый дом.
Пусть веселятся дети на планете.
И будет ясным синий небосклон.
Хоть сейчас мы маленький народ.
Мир построить на Земле готовы.
Чтоб сберечь планету от невзгод,
Скинем мы с неё войны оковы.
Чтоб услышать детский смех весной,
В голубых объятиях эфира,
Нужно дружно жить одной семьёй,
Постараться всем народам мира. (Авторская песня)
Пятый чтец.
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны! (М. Владимов)
Песня (Сл. муз. и аранж. Елены Обуховой – «Мирные небеса»)
Горят вокруг огни, купаемся в любви.
Нам счастье подарили на Земле.
Ведь прадеды, деды устали от войны,
Их любят, почитают дети все.
Припев:
Каждый день, каждый час
Улыбаться будем вам.
Мирные небеса
Посылают счастье нам.
Мы помним вас всегда, любимые деды,
Ваш подвиг не забудем никогда.
Мы благодарны вам за то, что дали нам.
Жить мирно будем долгие года.
Припев 2 раза.
Танец: «Возвращайтесь» (А. Цой и офицеры группы «Альфа» песня «Возвращайтесь»)
В: Вы испытали ужасы войны. Вы прошли через кошмар войны, что бы вы хотели пожелать молодому поколению?
Ветераны :
Леонид Максимович: - Хочется, чтобы молодёжь помнила заслуги старших поколений. Только тогда можно рассчитывать на славное будущее для страны. Цените мир, который мы отвоевали ценой неимоверных усилий. Спасибо, что не забываете о нас и приглашаете в д/с.
Екатерина Васильевна:
- Как будущим школьникам, желаю учиться, стараться быть достойными наследниками Победы. Пока, вы будете помнить историю Великой Отечественной войны, войны не будет.
В: Накануне вы получили домашнее задание, вместе с родителями написать слова благодарности, пожелания нашим ветеранам.
Ребята, скажите, как бойцы с фронта общались с родными? Какие письма?
В: Ребята, я предлагаю вам сложить наши пожелания в треугольные письма.
Вы согласны?
В: Подойдите к столам, возьмите листы с пожеланиями и сложите треугольное письмо.
Воспитатель напоминает технологию складывания треугольного письма.
Все письма от детей и родителей сложены в большой конверт. Цветы и конверт с поздравлениями вручены ветеранам.
В: Дорогие ветераны, дети и родители в память о нашей встрече и 74-годовщины Великой Победы, предлагаю посадить деревья на территории ДОУ.
Дети, родители, сотрудники, ветераны выходят на улицу и высаживают деревья (Рябина).
В: Ребята, о каком же событии мы с вами сегодня говорили?
Что нового и интересного вы узнали?
Как проходит праздник Победы?
Чем заканчивается этот праздник?
В: Ребята, вы хотели бы сделать праздничный салют?
На столе лежат звезды красные, желтые и зеленые.
В: Дети, кому наше занятие понравилось и вам, было, интересно возьмите красные звезды, а дети кому на занятии не очень было интересно возьмите желтые, а если вам совсем не понравилось – зеленые звезды. Приклейте ваши звезды на плакат.
В: Красивый получился у нас салют?