Татьяна Ковалева
Культура педагогического общения
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы освоить культуру педагогического общения и быть готовым передать способность к продуктивному общению учащимся, педагогу важно найти ответы на вопросы, возникающие часто из-за трудностей в педагогическом общении : от чего зависит успех в общении, почему мы не всегда понимаем друг друга, чем объяснить неожиданную реакцию партнера по общению, почему учебный материал, который, казалось бы, предельно четко и понятно объяснил учитель, остается не усвоенным учащимся, как найти путь к взаимопониманию. Эти вопросы свидетельствуют о том, что учителей, беспокоит дискомфорт во взаимоотношениях между субъектами образовательного процесса, что, конечно, сказывается на результатах обучения и воспитания, на степени удовлетворенности педагогов своей деятельности.
Публикация «Культура педагогического общения» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Одна из причин подобных вопросов в достатке знаний о сущности и особенностях коммуникативной деятельности, об истоках тех трудностей в общении с учащимися.
Наиболее часто встречающиеся проблемы в педагогическом общении :
- неумение наладить контакт с учащимися;
- непонимание внутренней психологической позиции учащихся;
- неумение выстраивать отношения и перестраивать их в зависимости от
конкретной ситуации;
- сложности в организации диалога на занятиях;
- неумение гибко реагировать на спонтанно возникающие стандартные ситуации;
Психологические барьеры для подготовленности к коммуникативной деятельности:
- Несовпадение установок: учитель приходит с замыслом интересного урока, увлечен им, а класс равнодушен, несобран, невнимателен. Учитель раздражен, нервничает, неудовлетворен собой, и детьми.
- Боязнь класса: сама мысль непосредственного контакта с детьми пугает, сковывает инициативу.
- Отсутствие контакта: учитель входит в класс и вместо того, чтобы оперативно организовать взаимодействие, начинает действовать автономно (пишет на доске, развешивает наглядные пособия и т. п., а дети в это время расхолаживаются, и оказывается непросто настроить их теперь на деловой лад.
- Сужение функций общения : учитываются лишь информационные задачи, упускаются социально- перцептивные, интерактивные.
- Негативная установка на класс, которая под впечатлением отзывов коллег или из-за собственных неудач в работе с данным классным коллективом.
- Прошлый негативный опыт общения с отдельными учащимися: страх неумения противостоять их нежелательной позиции.
- Боязнь организационно- педагогических ошибок : опасение опоздать на урок, не уложиться по времени, забыть выставить оценки в журнал и т. д.
- Механический перенос приемов общения опытного педагога, тем более- стиля общения без учета своей индивидуальности и своих коммуникативных возможностей.
«Коммуникация»- это
- путь сообщения (устная или письменная форма, почтой, телеграфом, телетайпом или электронной почтой)
- сама форма связи или средство связи (средство массовых коммуникаций)
- акт общения, сообщение информации.
Коммуникативная культура педагога проявляется в непосредственном межличностном общении.
Классификация общения :
1. по объекту (реальное и воображаемое)
2. по средствам общения (вербальное и невербальное)
3. по видам (деловое, официальное, ритуальное, неформальное, интимное, дружеское, профессиональное, педагогическое)
Характер педагогического общения влияет не только на степень усвоения передаваемой информации, но и на самосознание как педагогом, так и воспитанниками своих возможностей, на преобразование внутреннего мира личности. Не случайно В. А. Канн-Калик настаивал на том, что в педагогическом процессе взаимоотношения первичны, на них строится вся пирамида обучения и воспитания, через них идет постоянное восхождение педагога к детям, они делают ребенка сотворцом собственной личности.
А. Н. Леонтьев отмечал, что оптимальное педагогическое общение создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности. Оно обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучению, препятствует возникновению психологического барьера, обеспечивает управление социально- психологическими процессами в ученическом коллективе и позволяет максимально использовать личностные особенности учителя.
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ.
Коммуникативный потенциал- это комплексная характеристика личности, определяющая готовность человека к общению, потребность в коммуникативной деятельности, активность и комфортность в ней.
Наиболее важные личностные проявления, составляющие коммуникативный потенциал человека: уровень потребности в общении; интенсивность и широта круга общения; умение говорить и слушать, убеждать и с уважением относиться к позиции партнера по общению 4 особенности эмоционального отклика на полученную информацию и на личность партнера; собственное самочувствие в процессе коммуникативной деятельности; умение контролировать себя, видеть себя как бы со стороны, то есть адекватно оценивать самого себя, а не только партнера по общению.
Невербальные знаки общения :
Психологи установили, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств и только 20-40% информации передается с помощью слов.
Невербальные знаки бывают двух видов:
- знаки сопровождающие нашу речь (интонация, логические ударения, ритм, громкость и тембр речи)
- знаки, которые дополняют нашу речь (мимика, жесты, направление взгляда и поворот головы, позы и телодвижения).
Для того чтобы адекватно воспринимать, читать невербалику, надо развивать способность наблюдать и слушать, т. е. воспринимать не только слова, но и малейшие оттенки речи, глубинный смысл информации.
Переход от монологической, фронтальной передачи информации к освоению интерактивных форм и методов обучения, к диалогу требует от современного учителя умения внимательно слушать и следить за ходом мысли своих воспитанников, чтобы быть не только транслятором знаний, но и организатором учебного взаимодействия.
Для успеха общения, особенно делового, Алан Пиз предлагает учитывать немаловажный фактор- зональное пространство.
Выделяют 4 зоны защиты человеком своего личного пространство.
- ИНТИМНАЯ ЗОНА (15-45 см)
Эту зону человек защищает так, как будто это его собственность. В нее могут быть допущены лишь близкие люди: дети, родители, супруги, друзья, родственники.
- ЛИЧНАЯ ЗОНА (45см-1,2м)
Это то расстояние, на котором мы находимся на официальных приемах, при переговорах с официальными лицами. 1,2 м – это примерно ширина стандартного стола, по разные стороны которого мы сидим, общаясь. Например, если беседуя со своим учеником, вы встанете со стула за учительским столом и сядете с воспитанником рядом, обстановка беседы станет более доверительная, ведь вы стали ближе.
- СОЦИАЛЬНАЯ ЗОНА (1,2м-3,6м)
На таком расстоянии мы предпочитаем держаться от посторонних людей или тех, кто нам не совсем знаком или чем-то неприятен.
- ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗОНА (более 3,6м)
Расстояние между лектором, оратором, актерами и аудиторией, зрителям
Руководство по оптимизации общения учителя с учащимися
1. Появляйтесь в классе бодро, уверенно, энергично.
2. Общее самочувствие бодрое, продуктивное, уверенное.
3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению.
4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние учащимся.
5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя.
6. Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общение с детьми.
7. Продуктивность общения.
8. Управление общением : оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействия.
9. Речь – яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная.
10. Мимика – энергичная, яркая, педагогически целесообразная.
11. Пантомимика – выразительная, адекватная жестикуляция, пластическая образность, насыщенность жестов.