Зоя Каргина
Кукольный театр в театральном чемоданчике по русской народной сказке «Маша и медведь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему «Показ настольного кукольного театра в «Театральном чемоданчике» по русской народной сказке «Маша и Медведь»
Публикация «Кукольный театр в театральном чемоданчике по русской народной сказке „Маша и медведь“» размещена в разделах
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- «Маша и медведь», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Цель: закрепить знание русской народной сказки «Маша и Медведь», вызвать у детей желание рассказать ее вместе с воспитателем.
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать сказки по отрывкам;
• Формировать у детей умение внимательно слушать сказку; сопереживать героям, подражать, запоминать действующих лиц и последовательность событий.
Развивающие:
• Развивать речь детей, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки развернутыми предложениями;
• способствовать активизации речи; развивать память, мышление, воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам, русскому фольклору;
• Воспитывать нравственные качества: доброту, взаимопомощь, чуткость, отзывчивость.
Предварительная работа: Чтение сказки и рассматривание иллюстраций к ней ( словарная работа: короб, пенёк, дремучий лес).
Оборудование и материалы: театральный чемоданчик с куклами для настольного театра - персонажами сказки «Маша и медведь», ширма, песня «В мире много сказок» (Муз. В. Шаинского, слова Ю. Энтина, песня «Дорогою добра» (муз. М. Минкова, слова Ю. Энтина, песня «Волшебный цветок» (муз. Ю. Чичикова, слова М. Пляцковского).
Ход занятия:
(Звучит музыка «В мире много сказок». Дети заходят в зал, где их ждет бабушка-сказочница (воспитатель в народном костюме).
В: - Здравствуйте, ребята, я сказочница. Посмотрите, как много к нам сегодня к нам пришло гостей. Когда приходят гости, что сначала надо сделать? Конечно поздороваться, молодцы! (Дети здороваются). А теперь устраивайтесь поудобнее на наших пенечках, и приготовьтесь внимательно слушать.
В: - Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить!
В: - А вы, дети, любите сказки?. Сегодня я принесла наш любимый театральный чемоданчик.
Раздается голос:
- Здравствуйте, ребята. Я - Театральный чемоданчик! Сегодня, впрочем, как и всегда, я приготовил для вас сюрприз. Но прежде, чем я вам его покажу, вы должны выполнить задания. Мои задания вам расскажет наша Сказочница.
Сказочница : В первом задании, Чемоданчик хочет узнать : много ли сказок вы знаете? Если вы правильно ответите на вопрос – прозвучит такая музыка (музыка, а если нет – вот такая (музыка). Так что будьте внимательны, не торопитесь с ответами, хорошо подумайте, прежде чем ответить.
Задание 1 «Назови сказку»
1. В какой сказке живут : бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса и маленький круглый путешественник. (Колобок) (звучит музыка, подтверждающая правильность ответа)
С. - Молодцы, ребята!
2. В какой сказке дети ждали маму с молоком, а пустили волка в дом?. (Волк и семеро козлят). (звучит музыка, подтверждающая правильность ответа)
С. - Молодцы, ребята!
3. В какой сказке большие белые птицы маленького мальчика принесли в лес к бабе-яге. (Гуси-лебеди) (звучит музыка, подтверждающая правильность ответа)
С. - Молодцы, ребята!
4. В какой сказке лиса пела песенку : «Выгляни в окошко, дам тебе горошку?» (Кот, петух и лиса). (звучит музыка, подтверждающая правильный ответ)
С. - Молодцы, ребята!
5. Колотил да колотил по тарелке носом –
Ничего не проглотил, и остался с носом (Лиса и журавль). (звучит музыка, подтверждающая правильный ответ)
С. - Молодцы, ребята!
6. Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов! (Теремок) (звучит музыка, подтверждающая правильность ответа)
С. - Молодцы, ребята! Вы справились с первым заданием Театрального чемоданчика. А теперь, послушайте второе задание Театрального чемоданчика :
Задание 2 «Кто так говорил?»
1. «А дорога далека, а корзина нелегка,
Сяду на пенёк, съем пирожок» (Медведь).
2. «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл,
А от тебя, заяц, и подавно уйду!» (Колобок).
3. «Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
Выгляни в окошко, дам тебе горошка. (Лиса).
4. «Как мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная,
Пришла весна, у лисы избушка растаяла.
Вот она меня и выгнала». (Заяц).
С. – Все сказки, которые нам загадал Театральный чемоданчик - русские народные сказки. Они так называются, потому что их сочинил русский народ. А что мы еще с вами знаем, русское народное? Конечно, наши любимые русские народные игры. В какую вы хотите поиграть? (дети предлагают). Хорошо, давайте поиграем в русскую народную игру-хоровод «Как у дяди Трифона». (Дети всей группой играют в игру).
В: - Молодцы, ребята! Вы со всеми заданиями справились! Усаживайтесь поудобнее. Приготовьтесь к сюрпризу. Наш волшебный чемоданчик открывается, сказка начинается!
В: Жили-были дедушка и бабушка. Была у них внучка Машенька.
На сцене театральная ширма. Воспитатель выводит из домика куклу-Машеньку.
Позвали как-то подружки Машеньку в лес по грибы да ягоды! Идет Машенька по лесу, песенку поет (звучит песенная импровизация «Волшебный цветок», с подружками перекликается, грибы, ягоды собирает, хороводы водит.
В: Идет Маша от кустика к кустику, от елочки к елочке, да и заблудилась Машенька в лесу. Хотела дальше идти, да только смотрит - перед ней избушка!
Маша : Кто же здесь живет? Почему никого не видно?
(Воспитатель поворачивает куклу вправо и влево.)
В: А в той избушке жил большой медведь. Только его тогда дома не было. Вернулся медведь вечером и говорит.
Медведь : Теперь не отпущу тебя, будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
В: Медведь на целый день уйдет в лес, а Маше наказывает никуда не отлучаться. Стала Маша думать, как ей от медведя убежать. Приходит раз медведь из лесу, а Маша ему и говорит.
Маша : Мишка! Отпусти меня на денек в деревню: я бабушке и дедушке пирожки снесу.
Медведь : Нет, ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!
В: А Машеньке того и надо! Приготовила она большой короб и говорит медведю.
Маша : Мишка! Зайди в избу, увидишь большой короб. В нем пирожки. Ты их отнеси к дедушке и бабушке. Только смотри, корзину по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду.
(Маша и медведь заходят в плоскостной домик так, чтобы их было видно в окошко.)
Медведь : Ладно, давай короб!
Маша : Выйди на крылечко! Посмотри! Не идет ли дождик?
(Медведь выходит из домика.)
В: Только медведь вышел на крылечко, Маша сейчас же залезла в корзину, а сверху положила пирожки. Вернулся медведь, взвалил короб на спину и пошел в деревню.
(Медведь заходит в домик, воспитатель меняет медведя на такого же, но только с коробом на спине, и ведет куклу к домику бабушки и дедушки.)
В: Шел-шел медведь, устал и говорит.
Медведь : Сяду на пенек, Съем пирожок!
В: А Машенька из короба говорит.
Маша : Вижу, вижу!
Не садись на пенек, Не ешь пирожок! Неси бабушке, Неси дедушке!
Медведь : Ишь, какая глазастая. Все видит!
В: Пошел медведь дальше. Шел-шел, остановился и говорит:
Медведь : Сяду на пенек, Съем пирожок!
В: А Машенька из короба кричит.
Маша : Вижу, вижу! Не садись на пенек, Не ешь пирожок! Неси бабушке, Неси дедушке!
Медведь : Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!
В: Пришел медведь в деревню, нашел дом, где жили дедушка с бабушкой, и давай стучать изо всех сил.
Медведь : Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принес.
В: Собаки почуяли медведя и бросились на него. Медведь испугался. Вбежал в дом, поставил короб и побежал в лес.
(Воспитатель заменяет одного медведя на другого, без короба.)
В: Тут Машенька и выбралась из короба. Обрадовались дед и баба. Стали внучку обнимать, целовать, умницей называть.
В: Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!
По окончании сказки воспитатель задает детям вопросы:
-Про кого рассказывается в сказке?
-Каким был медведь? (большой, лохматый)
-Как Маша попала к медведю? (отстала от подружек, заблудилась)
-Что делала Маша в доме у медведя? (кашу варила, печь топила)
-Как Маше удалось перехитрить медведя? (залезла в короб и т. д.)
-Какие слова Машенька говорила медведю? (не садись на пенек, не ешь пирожок)
-Как Маша оказалась у своего дома? (медведь принес её в коробе).
В: Убежал медведь в лес, не полакомился пирожками. Давайте сегодня его позовем и угостим. (Воспитатель предлагает вечером слепить пирожки из пластилина).
В: А сейчас давайте скажем спасибо нашему волшебному театральному чемоданчику за интересную сказку и попрощаемся с гостями! (Дети благодарят и прощаются)
(Под музыку песни «Дорогою добра» дети выходят из зала).