Холоша Виктория Сергеевна
Консультация «Кто такой Тьютор»
▼ Скачать + Заказать документы
Кто такой тьютор?
Хочется начать с понятия, что такое «Детский аутизм» – это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушение внутриутробного развития и истощающее болезни раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами.
Публикация «Консультация „Кто такой Тьютор“» размещена в разделах
Большую роль в жизни «особенного» ребёнка имеет тьютор. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю) – принципиально новая специальность в российском образовании. Тьюторство – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая помогает обеспечивать разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования. Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно большего, при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.
Функции тьютора в сопровождении ребенка с РАС.
В общеобразовательных организациях с каждым годом растет доля учащихся, которым по разным причинам необходим особый подход. Задача тьютора – развернуть для них индивидуальное сопровождение в процессе образования, развить социально- бытовые навыки, учить навыкам безопасности, туалетному тренингу, расширять пищевой репертуат, реализовывать рекомендацию психолога и учителя дефектолога, работать над нежелательным поведением и помочь ребенку социализироваться в обществе.
Не мало важную роль в развитии ребёнка является инклюзивное воспитание и образование. В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с РАС в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с РАС стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. Успешность включенности ребенка в жизнь образовательной организации должна определяться с точки зрения развития:
• когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков;
• коммуникативной сферы: умения общаться;
• эмоциональной сферы: психологической адаптации, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу интеграции в образовательное пространство и нахождению в новой среде;
• самостоятельности.
В каждом конкретном случае условия, необходимые для успешного обучения детей с особенностями развития, будут разными. Образовательная среда, в которой находится ребенок, также имеет свои особенности. Здесь необходимо отметить важный момент: тьютор работает в тесном сотрудничестве: тьютор – воспитатель (учитель) – специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог) – родители.
Особо необходимо выделить работу тьютора с родителями ребенка. Здесь важно учесть тот факт, что без активного включения родителей в процесс обучения и интеграции ребенка в образовательное и социальное пространство ребенка с РАС, этот путь продвижения ребенка может быть замедлен или вовсе сведен на нет. Причина этому вполне конкретная – работа, проводимая в образовательной организации на основании выявленных ресурсов ребенка, не может быть приостановлена с того момента как ребенок покинул стены организации и погрузился в привычную среду существования, работа эта должна активно продолжаться родителями, не ограничиваясь рамками образовательной организации. И в этом смысле, в определении индивидуализации образовательного маршрута ребенка, огромную роль играет работа тьютора именно с родителями.
Таким образом, от связки – «тьютор – родитель», активности родителей и понимание ими сути и цели занятий зависит результат эффективности образовательного процесса и процесса социализации ребенка.
Под основными функциями тьютора в сопровождении ребенка в образовательный процесс, мы понимаем следующие функции:
•Реализует индивидуальную программу развития ребенка по преодолению дефицитов развития и образованию новых компетенций, исходя из возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
• В своей деятельности применяет специальные методы обучения и воспитания.
• Проектирует и организует предметно-игровую среду для конкретных игровых и образовательных ситуаций.
•Способствует вовлеченности ребенка в организованную совместную деятельность регулярных занятиях, проводимых среди сверстников.
• Создает условия безопасности окружающей среды - оценку и коррекцию организации пространства в помещении, организацию четкого ритма распорядка дня.
• Разрабатывает инструментарий для индивидуального сопровождения ребенка и ведет соответствующую документацию (дневники, таблицы, графики, чек-листы, листы-коммуникации т. д.) на основании постоянных наблюдений в процессе сопровождения ребенка.
• Проводит мониторинг уровней развития ребенка, и точно реализует все рекомендации специалистов (учителя-логопеда, психолога, учитель-дефектолога).
• Обеспечивает безопасность жизнедеятельности ребенка в ДОУ.
Тьютор должен быть всегда готов сопровождать ребенка и воспроизводить вместе с ним любые действия: ходить, бегать, прыгать, петь и танцевать, решать примеры и задачи используя все доступные для ребёнка способы и средства общения в целях развития его коммуникации с окружающей средой.