Ирина Смирнова
КТД «Час тихого чтения» для всех членов школьного и дошкольного коллектива санатория
▼ Скачать + Заказать документы
КТД «Час тихого чтения».
Большинство современных школьников не воспринимают книгу как способ самообразования,так как большую часть свободного времени уделяют не литературе, а компьютеру. А как же развивать воображение, мышление и память? В этом поможет познавательная творческая работа. В ней они развивают свои способности, вспоминают текст при ответе на вопросы, учатся думать, анализировать, рассуждать.
Задачи: 1. Развивать познавательные способности.
2. Расширять кругозор; обогащать словарный запас.
3. Решать нравственные задачи, связанные с формированием жизненной позиции по отношению к прочитанному сюжету.
Публикация «КТД „Час тихого чтения“ для всех членов школьного и дошкольного коллектива санатория» размещена в разделах
Краткое описание дела:
В тот день, когда проводится «Час тихого чтения», дети берут литературу, которую они «сейчас читают», им предоставляется общее для всех членов школьного и дошкольного коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый ребёнок может спокойно просмотреть или почитать принесённую им книгу. Этот момент предварительно подготавливается: на сборе объявляется задуманное дело, за 1-2 дня дети стараются найти интересную книгу. Они её находят в библиотечке или предлагает сам воспитатель. Воспитательный потенциал «Часа тихого чтения» не исчерпывается до конца, если по окончанию его не обнародуется список читаемых детьми книг. Этот список вывешиваем в конце дня: «Что сегодня мы читал и». Создаётся эмоциональная атмосфера, выделяются интеллектуальные лидеры, расширяется поле библиографических знаний.
«Час тихого чтения» проводим в два этапа. Сначала читаем общую книгу,проводим обсуждение прочитанного по вопроснику,а затем по группам школьники читают в отдельных палатах с плотной звукоизоляцией, а дошкольники остаются с воспитателем и им предлагается представить и мысленно нарисовать сюжет или зарисовать на листе бумаги прочитанное раннее. Чтение на втором этапе «Часа тихого чтения»(его время определяется возрастным и интеллектуальным развитием детей) не обсуждается, как правило.
Рекомендации.
Если воспитатель с отдельной группой сочтёт необходимым такое обсуждение, он сокращает время на чтение, предлагает детям рассказать о книге, которую они читают. При этом чрезвычайно важной является одна методическая и этическая деталь:что бы ни читали дети,их выбор не должен иметь оценку, нет «хорошего» или «плохого» чтения - любое чтение достойно, из любой книги можно извлечь ценное, будь это сказка или философский трактат.
Многие ребята после «часа тихого чтения» просят проверить их чтение «на время» и самостоятельно под контролем воспитателя проверяют друг у друга, записывая результат в свои тетради. Идея «часа тихого чтения» дети переносят в семью,приобнХая родителей к чтению книг, давно ими забытых.
Аннотация
Удивительная история девочки - сироты (которую из «чувства долга» взяла к себе суровая тетка, умение которой при любых обстоятельствах радоваться жизни, видеть во всем лучшую сторону помогает не только ей самой, но и окружающим ее людям.
Почти детективные повороты сюжета, психологическая точность, с которой автор создает образы,-все это неизменно привлекает к книге внимание читателей вот уже нескольких поколений.
В октябре 2011 года читали книгу английской писательницы Элинор Портер «Поллианна».
Цель: определение нравственно - этических ценностей детей в форме коллективного чтения; способности к сопереживанию.
Эта повесть о девочке — сироте, которую взяла на воспитание её тётя. Ребята не читали эту повесть и поэтому очень увлеклись прослушиванием книги и сидели «затаив дыхание». А когда закончилась глава, просили читать дальше. Предлагалось ответить на вопросы после каждой главы. (См. вопросник) Вначале эти вопросы задавал воспитатель, а уже при чтении 14главы, дети постарше задавали вопросы сами. На втором этапе «часа тихого чтения» школьники расходились на самостоятельное чтение по группам, а дошкольники выполняли задания по выбору: кто зарисовывал сюжет, кто придумывал самый интересный вопрос по прочитанному и уже на следующем КТД «Час тихого чтения» они его задавали.
Некоторые ребята говорили, что обязательно найдут книгу Э. Портер «Поллианна» и «Поллианна вырастает» и прочитают с родителями дома.
Аннотация
Поллианна, любимая Героиня множества девчонок, подросла. И, как всякая молодая девушка, влюбилась. Сколько всего придется пережить юному сердцу! Но даже в самые трудные моменты Поллианна не забудет свою знаменитую "игру в радость"!
Вопросник к повести Элинор Портер «Поллианна».
«Час тихого чтения».
Предисловие.
1 .Расскажите, что запомнили об Э. Портер. (Американка, 1868-1920гг.)
2. В каком году вышла повесть «Поллианна»? (1813г.)
З. Как называются книги Э. Портер о жизнерадостной девочке? («Поллианна», «Поллианна вырастает») - 1815г.
Глава№1. «Мисс Полли».
1 .Кто такая Мисс Полли?
2 .Как она по-вашему относилась к Ненси?
3. Почему служанке Ненси было жалко Мисс Полли?
4 .Что случилось с родственниками Мисс Полли?
5 .Как она отозвалась на письмо?
6 .Какой себя считает Мисс Полли? («Доброй женщиной»)
7 .Почему Поллианну назвали именно так?
8 .Во сколько лет девочка стала сиротой? (В 11 лет)
Глава№2. «Старый Том и Ненси».
1 .Кто такой старый Том?
2 .Почему он старый? (Давно работает в этом доме, знает всех.)
3 .Кем он работает? (Садовником)
4 .Почему Ненси всё ворчит на Мисс Полли?
5 .Что о Мисс Полли рассказал старый Том Ненси?
(О её красоте, о её возлюбленном.)
Глава№3. «Приезд Поллианны».
1 .Какое первое впечатление произвела на вас эта девочка?
2 .Почему, как вы считаете, Поллианна признала в Ненси свою тётю?
3 .Разговорчивой ли оказалась девочка?
4 .0 чём она говорила, что хотела увидеть в доме тёти?
5. Как встретила её тётя?
Глава№4. «Комнатка на чердаке».
1 .Чему радовалась Поллианна идя со своей тётей по лестнице в свою комнатку?
2. Что произошло, когда Поллианна увидела своё жилище?
З. Что можно сказать о тётке?
4. Чего она хотела добиться от своей племянницы? (Пунктуальности)
5. Что такое «пунктуальность»?
б. Что произошло с Поллианной, когда тётка ушла и оставила её одну в комнатке?
7. Почему она плакала?Она ведь и росла в небогатой семье и привыкла к бедности.
8. Можно сказать, что Поллианна совсем «пала духом»?
9. Почему? Что произошло с‘Поллианной,что она сделала?
Глава№5. «Игра».
1. Где нашла Ненси Поллианну?
2.0 какой игре рассказала Поллианна Ненси?
3 .Почувствовала ли Поллианна, что тётка её «наказала», веля покушать на кухне?
4 .Почему Ненси согласилась играть в «дурацкую» игру с Поллианной?
5 .А играла бы в эту игру тётка?
6 .Почему Поллианна плакала в своей комнатке, когда тётка с ней попрощалась «Доброй ночи»?
7 .Можно ли судить, что Поллианна ещё ребёнок?
8 .Можно ли ей простить шалости?
Глава№6. «Вопрос долга».
1.1 .КакПоллианна разговаривает с тётей (доброжелательно, любя.)
1.4 то в поведении Поллианны обидело тётю (открытое окно, влетевшие мухи)
З. Как вы считаете, о чём писали в книге о мухах?
1.5 то имела в виду тётя под словом «долг»?
5 .Понравилось ли это Поллианне? Долг?
6 .Как вы считаете «плохо» или «хорошо», что тётя хочет её вырастить образованной, культурной?
7 .А нравится ли это Поллианне?
8 .Что понимает Поллианна под словом «жить»?
Глава№7. «Поллианна и наказания».
1 .Почему Поллианна была довольна, что она с тётей поехала по магазинам?
2. Чем рассмешила продавцов Поллианна?
З. Что сотворила Поллианна и почему?
4. Какое наказание получила Поллианна от тёти?
Глава№8. «Поллианна наносит визит».
1. Почему Поллианна согласилась отнести студень миссис Сноу?
2. В чём прелесть Поллианны?
3. Какое впечатление оставила после ухода Поллианна миссис Сноу?
4. Почему Миссис Сноу попросила открыть окна, шторы?
5. Что увидела миссис Сноу в Поллианне?
Глава№9. «. в которой рассказывается о Мужчине (Джон Пендлетон)».
1. Как удалось Поллианне разговорить Мужчину?
2. Чему удивилась Ненси?
З. Что она (Ненси) рассказала о Мужчине?
4. Почему Поллианна считает Мужчину и миссис Сноу особенными, забавными?
Глава№10. «Сюрприз для миссис Сноу?».
1 .Какой сюрприз ждал миссис Сноу?
2 .0 чём они говорили при этой встрече?
3 .Какие перемены произошли в жизни Поллианны?
4 .Почему тётя дала ей другую комнату?
5 .Радовалась ли тётя Полли новым вещам так как Поллианна?
Глава№11. «. знакомящая с Джимми Бином».
1 .Как появился котёнок у Поллианны?
2 .Как отнеслась к псу тётя Полли?
3 .Что произошло с мальчиком Джимми Бином?
4,Помогла ли Поллианна устроить мальчика в семью?
Глава№12. «Перед домами из благотворительного комитета».
1 .Что решила сообщить на собрании благотворительного комитета Поллианна?
2 .Какое решение принял комитет?
3 .Была ли удовлетворена Поллианна решением комитета?
Глава№13. «В лесу на Пендлетон-Хилл».
1 .Почему Поллианна не пошла сразу домой?
2 .Куда она решила пойти прогуляться?
3 .Кого она увидела?
4 .Можно ли считать, что это отважный поступок Поллианны?
5 .Как по- вашему, какой по характеру сам Джон Пендлетон?
Глава№14. «Вопрос о телячьем студне».
1 .Почему Поллианна пришла на ужин не вовремя?
2 .Почему Поллианна попросила тётю унести студень Мужчине?
Глава№15. «Доктор Чилтон».
1 .Почему женщина не впускала в дом Поллианну?
2 .Кто впустил в дом и разрешил повидаться с Джоном Пендлетоном?
3 .Как встретил Поллианну больной?
4 .Удалось ли ей рассмешить столь серьёзного больного?
5 .Рад ли он был студню?
6 .Кто проводил Поллианну до дому?
7. Что рассказала о встрече с больным Поллианна своей тёте?
Глава№16. «Красная роза и кружевная шаль».
1 .Почему Поллианне хотелось расчесать и украсить волосы тёти?
2 .Понравилось ли это тёте?
3 .Почему тётя засмущалась, что её кто-то увидел в. окно веранды?
4 .0биделась ли -Поллианна, когда тётЯ расчесала волосы по-своему?
5 .Зачем доктор приехал за Поллианной.
б. Почему он её называет лекарством?
Галава№17. «Совсем как в книжке».
1 .Как Джон Пендлетон встретил Поллианну?
2. О чём у них шёл разговор?
3 .Что интересного, тайного он показал и рассказал?
4 .Как он стал называть Поллианну, что её очень удивило?
(«. .моя маленькая девочка,.»)
5 .0 чём разговаривали Поллианна и Ненси?
6 .Почему автор назвал эту главу «Совсем как в книжке»?
7 .Как вы думаете, о чём Поллианна задумалась, после разговора с Ненси?
Глава№18. «Хрустальные подвески».
1.0 чём Мужчина разговаривал с Поллианной?
2 .Рад ли был он этому визиту? Почему?
3 .Что удивило Поллианну?
4 .Как изобрёл он радугу*?
5 .Удалось ли, наконец, Поллианне познакомить Джона Пендлетона с игрой?
6 .Догадался ли кто из вас, почему Джону Пендлетону было необходимо видеть Поллианну почти каждый день, и он очень ждал её? (Думаю, что он любил в
молодости её мать, был её женихом).
Глава№19. «. вызывающая некоторое удивление».
1 .Почему Джон Пендлетон недоволен, что он с Поллианной стал реже встреча-ться?
2. Что предложил Джон Пендлетон Поллианне?
3. Поняла ли его правильно Поллианна?
Глава№20. «. вызывающая ещё большее удивление».
1 .Почему Поллианна вызвала удивление у Джона Пендлетона?
2. Что хотел Джон Пендлетон?
3. Согласилась ли Поллианна жить у Джона Пендлетона? Но, что мешало?
Глава№21. «Ответ становится ясен».
1 .Почему Поллианна не спросила у тёти, согласится ли она отпустить её жить у Джона Пендлетона?
2 .0 каких чувствах тёти к Поллианне рассказала Ненси? Любит ли она её?
3 .Почему Поллианна не согласилась жить у Джона Пендлетона?
4 .Кого Поллианна предложила вместо себя?
5 .Согласился ли Джон Пендлетон принять в доме мальчика?
Глава№22. «Проповеди и дровяные сараи».
1. Скем Поллианна встретилась на холме? (Преподобный Пол Форд)
2. Что случилось сним?
З. Как считаете, помогла ему Поллианна?
Глава№23. «Несчастный случай».
1 .Что произошло?
2 .Как вы думаете Поллианна будет ходить?
3 .Как обращается с Поллианной тётя? Ненси?
Глава№24. «Джон Пендлетон».
1 .Почему плакала тётя Полли от слов Поллианны?
(«Я люблю, когда меня называют «дорогая» близкие люди»?
2 .Почему Ненси прибежала к старому Тому радостная?
3 .Почему прибыл в дом «врагов» Джон Пендлетон?
4 .Как встретила и проводила тётя Полли Джона Пендлетона?
Глава№25. «Игра в ожидание».
1 .Догадывается ли Поллианна, что у неё «отнялись» ноги, а не перелом?
2 .Как пыталась тётя подготовить Поллианну к встрече известного врача из Нью-Йорка?
3 .Какого врача хотела видеть Поллианна?
4 .Почему тётя не желает, чтобы пришёл врач Чилтон?
Глава№26. «Приоткрытая дверь».
1 .Как встретила Поллианна доктора из Нью-Йорка?
2 .С кем она его сравнила, его схожесть? Почему?
3 . Почему все были грустные: и врачи и тётя Полли, и сиделка?
4 .Что услышала Поллианна через открытую дверь?
5. На самом ли деле это так?
Глава№27. «Два визита».
1 .Каков был первый визит?
2 .Каков был второй визит?
3 .Какую новость принесла Ненси от Джона Пендлетона?
4 .Какова была реакция тёти Полли?
5 .Приятная новость была для Поллианны, что мальчика берут на воспитание?
/
Глава№28. «Игра и её участники».
1 .Кто первый навестил Поллианну? (Джон Пендлетон)
2 .* * * (Милли Сноу, миссис Бентон, миссис Тарбел, миссис Пейсон, Мистер Форд).
3 .Чему научила радоваться Поллианна Ненси? (Понедельникам и своему имени). <-.
Глава№29. «Через открытое окно».
1. Что услышал Джимми Бин через открытое окно?
2. Как вы думаете, удастся ли им (Поллианне и Джимми Бин) уговорить тётю Полли пригласить врача Томаса Чилтона?
Глава№30. «Джимми встаёт у руля».
1 .Удастся ли Джимми уговорить тётю Полли?
2 .Как этот рассказ мальчика выслушала тётя Полли?
3 .Как вы думаете, мальчик знает, что доктор Чилтон и тётя Полли любили друг друга?
Глава№31. «Новый дядя».
1.3а что тётя Полли благодарит Поллианну, говорит, что она теперь счастлива, благодаря ей?
2. Куда хотят повезти Поллианну и зачем?
3. Почему он скоро стал дядей Поллианны?
Глава№32. «Письмо Поллианны».
1.0 чём сообщает в своём письме Поллианна?
2. Как вы думаете, полюбили ли Поллианну в больнице? Почему? Кто?
Вопросы по окончанию прочтения повести Элинор Портер «Поллианна» :
1 .Охарактеризуйте Поллианну. Какая она была вначале приезда к тёте Полли и какой стала потом?
2 .Кто из героев повести вам понравился и чем?
3 .Какой эпизод вам запомнился? Почему?
4 .Хотели бы вы порекомендовать прочитать эту повесть своим друзьям?
5 .Кто запомнил название повести и её автора?
Главные герои повести:
девочка Поллианна тётя Полли
садовник старый Том его сын (конюх) Тимоти доктор семейный Уоррен доктор Томас Чилтон доктор из Нью-Йорка - Мид миссис Хант - сиделка миссис Милли Сноу миссис Бентон миссис Тарбел миссис Пейсон
«неразговорчивый Мужчина»- Джон Пендлетон
служанка Ненси
мальчик Джимми Бин мистер Пол Форд
КОНЕЦ