Кисетова Ольга Ивановна
Кружок «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Старшей группы
«Занимательная математика»
С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ»
Воспитатель:
Кисетова О. И
2018– 2019 учебный год.
г. Сыктывкар
Актуальность:
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в две недели, 25 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. В педагогической деятельности кружка предполагается широко использовать игры (имитационные, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры, проблемные ситуации и развлечения.
Публикация «Кружок „Занимательная математика“» размещена в разделах
Пояснительная записка:
Кружок дополнительного образования разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и направлен на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих их социальную успешность.
Целью кружка является содействие познавательному развитию детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Данная цель реализуется в ходе развивающих, образовательных и воспитательных задач. Развивающие задачи связаны с созданием условий для развития познавательной активности, познавательной мотивации ребенка дошкольного возраста. В ходе освоения задач кружка «Занимательная математика» у дошкольника развивается мышление, речь, мелкая моторика рук. Он учится устанавливать контакты в общении и совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, договариваться, отстаивать свою точку зрения. Образовательные задачи направлены на формирование элементарных знаний об объектах, их свойствах окружающего мира. У детей формируются элементарные математические понятия и представления. Воспитательные задачи направлены на формирование ценностного отношения к познавательной, коммуникативной деятельности, формирование интереса к совместной деятельности с взрослым в познавательной и коммуникативной деятельности.
Основные задачи программы:
1. Закрепление знаний детей о математических понятиях с помощью литературно-художественных образов;
2. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей, и способностей ребенка;
3. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения посредством игровой деятельности и проблемного обучения.
4. Формирование мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать.
5. Формирование познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображение.
6. Развитие творческих способностей.
Планируемые результаты:
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
- различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т. п.);
- обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
- классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям;
- называет времена года, отмечает их особенности, элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды, взаимодействии человека с природой в разное время года;
- владеет (количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносит число и количество предметов;
- решает простые арифметические задачи на числах первого десятка;
- использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объму, массе;
- ориентируется в пространстве и на плоскости;
- определяет временные отношения:
- имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
- выбирает и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей;
- устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Литература:
1. Парциальная программа «Солнечные ступеньки» познавательного развития детей 5-6лет.
2. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Башаева Т. В. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240 с. : ил. - (Вместе учимся, играем).
3. Математика в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. Метлина Л. С. 2-е изд. 1984. 255 с. 15.
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. Пособие для воспитателей детского сада. Венгер Л. А. – М. : Просвещение, 1978. –
Месяц неделя Тема занятия Программное содержание
Октябрь I неделя
Игра «Посчитаем с гномами»
Конус. Игра «Волшебный мешочек». Игра «В гостях у Петрушки»
Счет в пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. Формировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Формировать умение составлять группы предметов по общему свойству.
III неделя Игра «Фигурки спрятались»
Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде»
Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета
Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: какой по счету. Учить ориентироваться в пространстве
НОЯБРЬ II неделя Решение примеров в тетради в клетку. Игра «рассеянный художник». Игра «Сколько, какой?» Призма и пирамида. Игра «найди фигуру». Игра «Волшебный мешочек». Развитие наблюдательности и счета пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. Формировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы призмы и пирамиды.
IV неделя Игра «Архитекторы»
Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?»
Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки.
Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями: больше, меньше, со знаками <, >.
ДЕКАБРЬ I недедя Решение примеров в тетради в клетку. Игра «художник». Игра «Какой по счету?»
Игра-головоломка «Пифагор» Развитие наблюдательности и счет до шести. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание.
Закреплять умения составлять фигуры из частей.
III неделя Игра «измерь дорожки шагами», «О чем говорят числа?»
Игра «Украсим елку бусами» Учить определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер.
Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умение действовать последовательно.
ЯНВАРЬ II неделя Игра «Сравни и заполни» Цилиндр. Игра «Паспортный стол». Игра «Логические кубики»
Умение осуществлять зрительно мысленный анализ способа расположения фигур, закрепление представлений о геом. Фигурах.
Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки.
IV неделя Игра «Узнай длину ленты» Игра «Танграм»
Игра «Логический поезд»
Учить: понимать количественные отношения между числами первого десятка, находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатами измерения, устанавливать логические связи измерения. Закреплять умения составлять фигуры из частей.
Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета
V неделя Игра «Палочки можно складывать» Игра «Мозайка цифр»
Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде»
Учить ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления, учить находить полоски, по сумме равные двум данными. Развитие способностей декодировать информацию. Умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закреплять навыки вычисления. Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: какой по счету. Учить ориентироваться в пространстве
ФЕВРАЛЬ I недедя Игра «Логические кубики» Математические задачки
Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства
Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10.
III неделя Игра «Архитекторы» Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?»
Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки.
Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями: больше, меньше, со знаками <, >.
МАРТ II неделя Математические задачки Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. Развивать логическое мышление
IV неделя Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру». Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец, учить пользоваться простейшими таблицами. Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении.
Логическая задача на цветовую последователь
Ность Игра «Построй предметы» Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.
Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровать) информацию, изображенную на карточке, умение действовать последовательно.
АПРЕЛЬ I недедя Игра «Цвет и число», «Число и цвет» Математические задачки в стихах
Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию. Развивать представления о ширине, умение подбирать палочки по размеру, развивать глазомер. Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10.
III неделя Игра «Раздели фигуры»
Логическая задача «Детская железная дорога» Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.
Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.