Галина Глухова
Программа кружка «Волшебные пальчики»
ПРОГРАММА
дополнительная общеразвивающая программа по формированию у дошкольников графо-моторных навыков "Волшебные пальчики"
Кружок :
«Волшебные пальчики»
Составитель:
воспитатель
Глухова Г. А.
г. Новокузнецк
2020 год
Пояснительная записка
Публикация «Программа кружка „Волшебные пальчики“» размещена в разделах
Учеными доказано, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук, так как в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизируются и соседние зоны, отвечающие за речь. Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш.
Важность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохраняет не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навыки письма. Поэтому я и выбрала тему: «Развитие мелкой моторики рук в процессе занятия ручным трудом». В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою коррекционную работу как традиционные, так и нетрадиционные методы, и приёмы для развития мелкой моторики у детей.
Актуальность данной программы «Волшебные пальчики» :
Актуальность в развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Основной целью программы «Волшебные пальчики» является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольников.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
• развитие точности выполнения движений,
• уровня переключаемости,
• полноты объема движений пальцев рук,
• умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук,
• совершенствование координации движений руки и глаза;
• совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;
• формирование интереса и положительной мотивации обучения;
• формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Способ реализации:
Создание атмосферы комфортности, в которой заинтересованность ребенка будет достигаться за счет динамики и смены различных видов деятельности.
Приоритетным в содержании развития дошкольников будет являться индивидуальный подход, а также личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, родителя с ребёнком.
Занятия будут построены таким образом, чтобы оптимально сочетать занятия в игровой форме, отдых, и приобщение родителей в процесс занятия совместно с ребёнком.
План работы
программы по формированию у дошкольников графо-моторных навыков "Волшебные пальчики"
Сроки проведения –56 часов
Период занятий- с октября по май
Время занятий – 1 занятие по 30 минут, два раза в неделю.
Программа интегрирована с технологией и ИЗО.
Организация образовательного процесса базируется на следующих принципах:
1. Личностно ориентированные принципы:
· Принцип адаптивности;
· Принцип развития;
· Принцип психологической комфортности
2. Культурно ориентировочные принципы:
· Принцип целостности содержания образования;
· Принцип смыслового отношения к миру;
· Принцип систематичности;
3. Деятельностно-ориентированные принципы
· Принцип обучения деятельности;
· Принцип опоры на предшествующее развитие;
Особенностью программы является :
1. развитие основных психологических функций детей (память, мышление, внимание, речь);
2. развитие познавательных навыков;
3. развитие мелкой моторики ведущей руки;
4. развитие координации движения и чувства ритма;
5. эстетическое развитие;
6. развитие коммуникативных навыков;
Ожидаемые результаты ориентированы на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
Содержание программы «Волшебные пальчики»
№ п/п дата Тема занятия
Вводное занятие:
1 сентябрь Вводное занятие по обследованию состояния осязания и мелкой моторики рук.
Обучение самомассажу рук:
2 Самомассаж кистей рук.
3 Обучение самомассажу кистей рук, способствующему снятию напряжения.
4 Обучение самомассажу кистей рук, способствующему укреплению мышц рук.
5 Упражнения для развития силы пальцев рук. Работа с эспандером.
Игры-шнуровки
6 Готовим руку к письму. Создание «Игры-шнуровки» своими руками. (родители вместе с детьми)
7 Готовим руку к письму. Игры-шнуровки.
Су-Джок терапия
8 Массаж Су-Джок шарами
9 Использование Су-Джок шаров при автоматизации звуков
10 Пальчиковая игра «Ёжик»
Рисование разными способами
11 Рисование красками различными способами (кисть).
12 Рисование красками различными способами (пальцы, ватные палочки).
13 Рисование разных фигур по манной крупе.
Работа с пластилином
14 Работа с пластилином. Фрукты, овощи.
15 Работа с пластилином. Осеннее дерево.
16 Работа с пластилином. Хлебобулочные изделия.
Рисование по точкам
17 Рисование по точкам. «Кошка».
18 Рисование по точкам. «Слон».
19 Рисование по точкам. «Крокодил».
Штриховка в заданном направлении
20 Штриховка в заданном направлении. Вверх-вниз.
21 Штриховка в заданном направлении. Вправо-влево.
22 Штриховка в заданном направлении. Петли.
Дорисовка предметов
23 Дорисовка предметов с использованием опорной аппликации.
24 Дорисовка предметов с использованием опорной аппликации. (Алфавит)
Пальчиковый игротренинг :
25 Тема "Грибы"
26 Тема "Животные"
27 Тема "Семья"
Аппликации
28 Наклеивание заготовок в свободном порядке «Снегопад».
29 Вырезание снежинок из бумаги.
30 Аппликация "Снеговик" из шариков ваты.
Конструирование из геометрических фигур
31 Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Домашние животные.
32 Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Дикие животные.
33 Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Птицы.
34 Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Насекомые.
Работа с иглой и ниткой
35 Работа с иглой и ниткой. Шитье и вышивание по проколу.
36 Изонить. «Грибок».
37 Изонить. «Мячик».
38 Работа с пуговицами. Нанизывание пуговиц на шнурок.
Логические задачи
39 Задачи со спичками.
40 Задачи со спичками.
Работа с кубиками
41 Дорожка - выкладывание в ряд несколько кубиков.
42 Ворота - кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д.
Работа со шнуровкой
43 Выкладывание и наклеивание шнура по контурному изображению предмета.
44 Наклеивание шнура по контурному изображению предмета.
Аппликация
45 Узнавание изображений, выполненных способом аппликации.
46 Выполнение аппликации из геометрических фигур.
Лепка
47 Лепка с использованием природного материала.
48 Лепка с использованием природного материала.
Работа с пластилином
49 Лепка фигурки зайца из нескольких частей.
50 Заполнение пластилином изображения, используя заготовки.
Объёмное моделирование из спичечных коробков
51 Изготовление автомобиля.
52 Изготовление макета дома.
Нанизывание бус
53 Нанизывание бус из бисера.
54 Нанизывание бус из семян.
Плетение
55 Плетение косичек из ниток.
Аппликация
56 Итоговое занятие. Творческая работа. Панно «Здравствуй Лето».