Елена Коптяева
Кружок «Волшебные бусины»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
Развитие и творческих способностей мелкой моторики рук через занятия с бисером.
Приобщение детей к основам рукоделия.
Задачи
1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «От простого — к сложному», индивидуальные интересы, склонности и способности детей, способствующие самореализации личности и создание мотиваций.
2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.
Публикация «Кружок „Волшебные бусины“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
3. Познакомить детей с техникой безопасности в работе с бисером и бусинами.
4. Побуждать детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих
заданий, предполагающих выход на самостоятельное решение.
5. Установить такие взаимоотношения, которые позволят создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребенка.
6. Вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
7. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
8. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, учить проговариванию своих действий.
9. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
10. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым, дополнять или изменять ее, составлять свою.
11. Способствовать развитию эстетических чувств — умение видеть красоту форм, пропорций, цвета, цветосочетаний.
Содержание деятельности
Направление - деятельности Содержание деятельности (Формы работы) Сроки
Информационно-методическое обеспечение 1. Изучение литературы. 2. Составление плана работы.
2. Оформление картотеки схем по бисероплетению. Сентябрь, октябрь
Работа с детьми 1. Диагностика уровня развития мелкой моторики и уровня развития творческих способностей у детей.
2. Рассматривание украшений и поделок из бисера, выделение элементов, цветосочетаний.
3. Рассматривание бисера, бусин, их обследование.
4. Рассматривание вспомогательных материалов: проволока, леска, нить, иглы; их обследование.
5. Беседа о технике безопасности в работе с бисером.
6. Изготовление игольниц.
7. Рассматривание схем бус, браслетов, «фенечек» и др. поделок.
8. Показ приемов нанизывания бисера, бусин на проволоку по схеме.
9. Показ приемов плетения из бисера.
10. Плетение украшений из бисера и бусин для кукол, для себя, в подарок.
11. Изготовление поделок из бисера.
12. Изготовление и вручение подарков мамам, папам, сотрудникам детского сада.
13. Украшение новогодней елки игрушками, снежинками из бисера.
14. Выставка детских работ.
15. Сравнительная диагностика. Согласно плану работы
Сотрудничество с родителями 1. Анкетирование родителей.
2. Оснащение необходимыми материалами: бисер, бусины, медная проволока, леска, бисерные иглы.
3. Помощь в изготовлении поделок и организации выставок.
Сентябрь
В течение года
Ожидаемый результат
1. Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений.
2. Устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками.
3. Стремление детей к созданию украшений для кукол, для кукольного и детского интерьера, для себя и близких.
Организация рабочего места и времени
Необходимые материалы:
• бисер,
• бусины, разные по форме, цвету, материалу,
• стеклярус,
• проволока медная гибкая (диаметр — 0,28—0,32 мм,
• гофрированная бумага и флористическая лента для декорирования стеблей,
• клей ПВА,
• ножницы,
• леска разной толщины.
Совместно с родителями собрали мини-библиотечку по бисероплетению, где можно увидеть не только интересные поделки из бисера, но и способы изготовления. Оформили картотеку схем для детей и педагогов. Чтобы работа спорилась и доставляла радость, нужно не только запастись необходимым материалом, но и позаботиться о рабочем месте, особенно о том, как расположить на нем бисер. Для удобства хорошо использовать плотную шероховатую ткань. По количеству детей изготовили салфеточки размером 25x30 см. Лучше всего работать за столом при дневном свете или свете потолочных ламп. Свет должен падать таким образом, чтобы тень от рук и головы не ложилась на рабочую поверхность стола.
Если рабочее место оборудовано правильно, то работать легко и приятно. Но в любом случае следует ограничивать время занятий бисером до 20—25 минут.
Перспективный план работы
Первый год обучения Второй год обучения
Месяц Тема Техника Тема Техника
Октябрь «Знакомство с бисером» «Бусы для куклы» Простое низание — чередование бусин и бисера по схеме «Осенний букет из веточек рябины» (коллективная работа) Петельное и параллельное плетение
Октябрь - ноябрь «Осеннее деревце» (коллективная работа) Простое низание — основа для петельного плетения «Подвеска» — для украшения костюмов северных народов Крестики — колечки
Декабрь «Украшения на новогоднюю елочку» Чередование бусин и бисера по схеме «Символ года в подарок» Сочетание знакомь»* техник
Январь «Брелок для ключей в подарок папе» Петельное, параллельное плетение «Шнурок для сотового в подарок папе» Разнообразные крестики
Февраль «Цветы для мамы» (подснежники, лилии и т д.) Параллельное плетение «Браслет для мамы» Крестики — колечки, техника мозаики
Март «Украшения для модниц» Крестики «Весенний букет» Петельное, параллельное, плетение дугами
Апрель «Фенечки для лета» Крестики — колечки «Корзинка для пасхального яйца» Крестики — колечки и плетение дугами
Май «Игрушки из бисера» (змейка, сороконожка, червячок и т. д.) Сочетание знакомых техник «Закладка» Техника мозаики
Лето «Летний букет» Сочетание знакомых техник «Фенечки с именами» Техника мозаики
Организация кружковой работы
Составляя план работы, учитывала уровень развития мелкой моторики детей, принцип «от простого — к сложному», разнообразие видов деятельности и мотивацию изготовления поделок.
Работа начинается с рассматривания, обследования всех необходимых для работы материалов, ознакомления с техникой безопасности в работе с бисером, проволокой, леской и др. Осваивать техники плетения необходимо из мелких бусин и крупного бисера, так как некоторым детям сложно удерживать пальцами мелкие бисеринки. Нанизывать стоит на проволоку (работа с проволокой безопасна для детей, так как не потребуются иголки, и это очень податливый материал, изделиям из нее легко придать любую форму).
Сначала используется прием простого низания бисера на одну нить — бусы, браслеты для кукол, используя одинаковые или отличающиеся по цвету форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. Дети учатся работать со схемой, проговаривать свои действия, упражняться в счете.
Когда начали плести цветы для мамы, не у всех получалось сразу, дети помогали друг другу, объясняли, подсказывали. И пальчики начинали работать проворнее — ведь для мамы цветок. Сначала научились плести отдельно лепестки, листья, тычинки и соединять их в цветок. Так плели подснежники, нарциссы, лилии. И только когда дети освоили этот метод плетения, стали плести такие цветы, где лепестки наполовину соединены между собой — белоснежные ландыши, голубые колокольчики, яркие тюльпаны. Цветы — это самый лучший подарок.
Видя результат своей работы, получая удовольствие от вручения подарков, сделанных своими руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует точных, направленных, согласованных движений кисти рук и пальцев.
Кроме того, занятия с бисером:
способствуют развитию связной речи
• способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
• знакомят с особенностями художественного языка;
• развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;
• развивают умственные, конструктивные способности — дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя ее;
• способствуют обогащению словаря.
Хотелось бы обратить внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой рук. Об этом редко задумываются, но способность работать обеими руками наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи.