Елена Мостова
Кружок во второй младшей группе общеразвивающей направленности «Весёлый язычок»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Во второй младшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими.
Темочки:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с этим возникла необходимость оказать помощь детям второй младшей группы в форме кружка.
Цель: создать условия для развития и совершенствования моторики органов артикуляции и успешной коррекции звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Задачи: 1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
4. Развивать движения кистей и пальцев рук.
5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания.
6. Развивать фонематические представления и навыки.
Ожидаемые результаты:
У детей выработана четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба, щёк);
Выработаны точные и четкие движения кистей и пальцев рук;
Сформировано правильное физиологическое и речевое дыхание.
Созданы предпосылки для развития фонематических представлений и навыков.
Принципы создания программы:
1. Принцип критерий полноты, необходимости и достаточности.
2. Принцип развивающего образования.
3Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
4. Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.
5. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Методы обучения: наглядный, словесный, игровой. Программа рассчитана для детей второй младшей группы (3-4 года). Срок её реализации 1 год. Кружок проводится в 1 половину дня один раз в две недели, продолжительность 15 минут, с подгруппой детей 6 человек.
Перспективное планирование
Сентябрь
Тема: Как язычок пил чай с друзьями.
Задачи: Учить удерживать широко открытый рот под счет до 3; закреплять правильную артикуляцию звуков [п], [с], [ш], [т], [Ц]; учить сворачивать язык в виде «трубочки» и удерживать губами; делать упражнение «Чашечка».
Материал: Игрушки: медведь, лисичка, белка, зайчик
Тема: Как язычок отметил день рождения.
Задачи: Учить детей двигать языком вверх и вниз, вправо и влево; удерживать широкий язык под счет до 5; развивать щечные мышцы.
Материал: Предметные картинки: мука, яйца, сахар, молоко.
Октябрь
Тема: Как Язычок варил грибной суп.
Задачи: Развивать подвижность языка;
учить удерживать определенную артикуляционную позу в течение 5 с; попеременно касаться языком верхней и нижней губы.
Материал: Пособия для развития речевого дыхания «Тучка и дождик»
Тема: Как язычок ходил в гости к белочке.
Задачи: Учить детей растягивать губы в улыбке; присасывать язык к нёбу; удерживать язык в течение 3—5 с. в статичном положении.
Материал: Игрушка: белочка.
Предметные картинки: кукушка, дятел, сова: медведь, волк.
Ноябрь
Тема: «Как язычок навещал любимых питомцев»
Задачи: Развивать мышцы нижней челюсти; подвижность подъязычной связки; учить высовывать широкий язык и удерживать под счёт до 5.
Материал: Маленькие игрушки: лошадь, свинья, курица, козёл, собака, кот.
Тема: Как язычок делал уборку в квартире.
Задачи: Закрепить умение удерживать артикуляционную позу в течение некоторого времени; учить сворачивать язык в трубочку; попеременно двигать языком влево-вправо; вверх-вниз.
Материал: Предметные картинки: пылесос, веник (или швабра).
Декабрь
Тема: «Как язычок нашел друга»
Задачи: Развивать продольные мышцы языка; учить произносить звук (М) при закрытых губах; надувать щёки и удерживать их под счёт до 5.
Материал: Предметные картинки: санки, снегирь, щенок.
Пособие для развития речевого дыхания «Подуй на снежинки»
Тема: Как язычок готовился к Новому году.
Задачи: Развивать мышцы щёк; учить делать язык тонким и удерживать на верхней и нижней губе; осуществлять круговые движения языком справа налево и слева направо; продолжать учить присасывать язык к нёбу и двигать нижней челюстью, растягивая уздечку; закреплять правильную артикуляцию звука (Ш).
Материал: Сюжетная картина «Лес»; предметные картинки: сова, волчата, медведь.
Игрушки: ёлочка, медведь, заяц, ёж, волк, лиса.
Январь
Тема: Как язычок играл с друзьями зимой.
Задачи: Учить совершать круговые движения языком вправо и влево; выгибать язык дугой, упираясь в нижние зубы; попеременно надувать щёки; делать язык узким; совершенствовать удерживать артикуляционную позу в течении некоторого времени; закреплять произношение звуков [з],[зь],[с],[сь] в словах.
Материал: Три маленькие куклы; пособие для развития речевого дыхания «Подуй на снежинки».
Тема: Как язычок гулял в парке.
Задачи: Развивать мышцы мягкого нёба; продольные мышцы языка; учить выполнять сложнокоординарованные движения языком (влево-вправо-поворот); закреплять правильное произношение звуков [ш],[х].
Материал: Пособие для развития речевого дыхания «Подуй на снежинки»; солнышко. Вырезанное из жёлтого картона;
предметные картинки: воробей, снегирь, синица, лыжи, коньки; сюжетная картинка «дети зимой на прогулке».
Февраль
Тема: Как язычок ходил в зоопарк.
Задачи: Учить детей вращать языком из стороны в сторону; закреплять правильное произношение звуков [а],[и],[о],[щ],[ч]; учить делать язык узким и широким.
Материал: Игрушка – машинка: мелкие предметные картинки: лев, слон, обезьяны, жираф.
Тема: Как язычок катался на велосипеде.
Задачи: Продолжать учить делать язык узким и широким; учить держать рот открытым под счёт до 5; закреплять правильное произношение звуков [з], [ш].
Материал: Предметные картинки: велосипед, дом, пруд, берёза.
Март
Тема: Как язычок поздравлял маму с 8 Марта.
Задачи: Учить детей загибать боковые края языка и удерживать под счёт до 5; закреплять умение делать язык узким и широким; двигать языком слева направо и справа налево по кругу.
Материал: Предметные картинки: овсянка, грач, зяблик, гладильная доска, утюг; игрушки: чашка, ножи, тарелки, сковорода.
Тема: Как язычок строил дом.
Задачи: Продолжать учить детей выполнять упражнение «чашечка»; удерживать артикуляционную позу в течение нескольких секунд; отрабатывать правильное произношение звуков [т], [д], [ш];
Материал: Продолжать учить детей выполнять упражнение «чашечка»; удерживать артикуляционную позу в течение нескольких секунд; отрабатывать правильное произношение звуков [т], [д], [ш];
Апрель
Тема: Как мишутка мёд искал.
Задачи: Активизировать в речи детей названия диких животных; уточнять звукоподражания птицам и насекомым; учить внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы после её прочтения; продолжать учить делать язык узким и удерживать его под счёт; учить медленно и быстро двигать языком из стороны в сторону; облизывать верхнюю губу слева направо и справа налево.
Материал: Предметные картинки: синица, воробей, кукушка; игрушки: заяц, белка, лиса, медведь.
Тема: Как язычок летал в космос.
Задачи: Закрепить правильное произношение звуков [т],[ш]; развивать мышцы мягкого нёба; учить удерживать артикуляционную позу в течение 10 сек. ; тянуть язык вперёд, влево и вправо.
Материал: Картина с изображением звёздного неба; предметная картинка с изображением ракеты; звёздочки, вырезанные из жёлтой бумаги.
Май
Тема: Как язычок работал в саду.
Задачи: Активизировать звукоподражания; учить медленно двигать языком, развивать его гибкость; вытягивать губы вперёд, удерживать их, а затем разводить в стороны, широко открывая рот; вращать языком по губам в разные стороны; двигать языком между верхними и нижними зубами; развивать щёчные мышцы.
Материал: Игрушки: лопатка, грабли, ведёрко, лейка; предметные картинки: маки, лилии, ромашки, розы, колокольчики, пчела, кузнечик, кукушка, светлячок.
Тема: Как язычок спас ворону от кошки.
Задачи: Закрепить умение выгибать язык, упираясь в нижние зубки; укреплять боковые мышцы языка.
Материал: Игрушка –кошка, предметная картинка: ворона.
Литература
1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого
дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Под ред. Л. И. Беляковой. –
М. : Книголюб, 2004. – 56с. (Логопедические технологии.)
2. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика:
Практическое пособие. – СПб. : КОРОНА принт, 2004. – 80 с., ил.
3. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей. –М. : ТЦ Сфера, 2013.- 64с.