ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА ЯДРЕНЦЕВА
Кружок познавательно-экологический в ДОУ. «От чегоИ Почему?»
▼ Скачать + Заказать документы
КРУЖОК «ОТЧЕГО? И ПОЧЕМУ?»
Познавательно-экологический кружок для детей 4-7 лет
Руководитель: ЯДРЕНЦЕВА Е. С.
Пояснительная записка
Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Публикация «Кружок познавательно-экологический в ДОУ, „От чего? и Почему?“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.
Цель: развитие познавательного интереса к миру природы: формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве (особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ, особенности приспособления живых организмов в зависимости от факторов внешней среды. Взаимосвязи внутри природных сообществ, явления неживой природы); воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.
Задачи:
- Систематизировать знания детей о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека; учить детей трудовым навыкам по уходу за растениями, ставить перед собой цели, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой.
- Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
- Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Развивать познавательный интерес к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле, развивать представления о средах обитания, об условиях, необходимых для роста растений.
- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
- Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
Возраст детей – 4-7лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 1год обучения детей, 68часов
Режим занятий: 2 раза в неделю по 25 минут
Формы работы кружка :
1. Беседы с применением наглядных пособий
2. Экскурсии в природу
3. Практическая работа
4. Опытно-исследовательская работа
5. Мини-занятия (дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение литературы и т. д.)
6. Развлечения
Список детей:
Перспективный план работы кружка «ОТЧЕГО И ПОЧЕМУ?»
Октябрь
Занятие 1.
Тема: Вводное занятие
Цель: ознакомление с планом кружка, с оборудованием, с мероприятиями, в которых будут участвовать дети.
Занятие 2.
Тема: «Великий невидимка-воздух»
Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
Оборудование: веер, воздушный шарик, полиэтиленовый маленький пакет, стакан с водой, соломинки, камень, пуговица, губка, пустая бутылка.
Литература: конспект
Занятие 3. 4.
Тема: «Вода вокруг нас»
Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде, расширять кругозор детей, активизировать словарный запас, воспитывать бережное отношение к запасам воды.
Оборудование: емкости с водой, стакан, марля, лед.
Литература: конспект
Занятие 5, 6.
Тема: Какой бывает вода?
оборудование: стакан с водой, с молоком, соленой водой, емкость с водой, горячая вода,2 стаканчика, краски, сахар, песок.
Литература: конспект
Занятие 7, 8
Цель: «Превращение»
Цель: знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действия превращения на основе употребления пар слов: «был-будет», «был-стал (станет)». Формирование действий с пластилином, резиной.
Оборудование: картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных, пластилин, медицинский бинт, разрезанный на части по 5-10см.
Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 14
НОЯБРЬ
Занятие 1, 2.
Тема: «Письмо к дракону»
Цель: формировать представления о теплопередачи. Развитие способностей к преобразованию
Оборудование: свечка, металлическая трубка или деревянная палка, обернутая бумагой -письмо, картинки, соответствующие сюжету сказки.
Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 74
Занятие 3,4.
Тема: Незнайка и мороженое»
Цель: Закрепление знаний о тепловых явлениях и теплопередачи. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию.
Оборудование: 2 кусочка мороженого, 2 маленьких блюдечка, меховая варежка, картинки: мальчик в маечке и в трусиках, мальчик с зонтиком, в плаще, идет дождь; осенний лес, опавшие листья, мальчик в зимней одежде.
Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 75
Занятие 5,6.
Тема: «Как помочь растению?»
Цель: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь развитию умению поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.
Материал: комнатное растение, графические модели-карточки, пустая лейка, дневники наблюдений.
Литература: конспект.
Занятие 7, 8
Тема: Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка, засушенные растения, картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».
Литература: Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7лет, стр. 44
ДЕКАБРЬ
Занятие 1.
Тема: Посадка лука
Цель: развивать знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения4 трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; воспитывать желание добиваться результатов, участвовать в общем деле, внося свой вклад.
Оборудование: маленькие горшочки, лук на каждого ребенка, земля, совочки, альбом для зарисовок.
Литература: конспект.
Занятие 2.
Тема: «Твердое-жидкое»
Цель: формировать представления о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества.
Оборудование: кусочек льда, камень, стакан молока, стакан воды (на каждого ребенка, картинки с изображением зимы и лета, корабля на волнах, водопада.
Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 22
Занятие 3, 4.
Тема: Посадим фасоль
Цель: развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет, умение составлять рассказ по схеме.
Оборудование: картинка с изображением фасоли –растение с цветками и плодами, семена фасоли, земля, емкости для посадки на каждого ребенка, палочки, фартуки, дневники наблюдений.
Литература: конспект.
Занятие 5, 6.
Тема: Роль воды в жизни растений
Цель: показать разные состояния растений при различном водном и тепловом режиме.
Оборудование: 2 побега, 2 стакан, дневники наблюдений.
Литература: А. И. Иванова «Мир растений», стр. 92
Занятие 7, 8.
Тема: Роль почвы в жизни растений
Оборудование: любые семена, почва, емкость с крышкой.
Литература: А. И. Иванова «Мир растений», стр. 102
ЯНВАРЬ
Занятие 1,2.
Тема: Наблюдение за посаженными ранее растениями (лук и фасоль)
Цель: посмотреть, как изменились растения, в дневнике наблюдения сделать зарисовки посаженных растений и их роста.
Занятие 3,4
Тема: Проведение опытов со снегом
Цель: развивать наблюдательность, активизировать словарный запас детей, учить самостоятельно делать выводы.
Занятие 5,6.
Тема: Знакомство с новым комнатным растением (пеларгония)
Цель: познакомить детей с новым комнатным растением, дать сведения о нем, упражнять детей в узнавание комнатных растений по внешним признакам, закреплять знания о частях растений, учить связно рассказывать об их назначении и закреплять знания об уходе.
Литература: конспект
Занятие 7,8.
Тема: Вегетативное размножение пеларгоний
Цель: научить детей размножать пеларгонии черенками, познакомить с правилами черенкования, с условиями, необходимыми для укоренения растений.
Оборудование: песок, земля, горшки для посадки, черенки пеларгоний.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1, 2.
Жидкое-твердое
Цель: формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.
Оборудование: стакан горячего компота, стакан с замороженным компотом. Кусочки парафина на каждого ребенка, стакан с холодной водой, свечка.
Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 26
Занятие 3,4.
Тема: Зимняя прогулка к тополям
Цель: формировать представление о значении тополей как защитников и биологических очистителей воздуха в городе, о неприхотливости к условиям произрастания, высокой степени пылеулавливания, содержащихся в атмосфере, воспитывать уважение к этим деревьям, развивать у детей глазомер и ориентировку в пространстве.
Литература: «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе», стр. 81.
Занятие 5, 6.
Тема: Наблюдение за укоренением черенков пеларгоний, их ростом.
Цель: зафиксировать результаты в дневник наблюдений, закреплять знания детей о частях растений, воспитывать уважительное отношение к природе.
Занятие 7, 8.
Тема: Игры с обучением (дидактические игры по экологии, разучивание экологических частушек – подготовка к экологическому празднику.
МАРТ
Занятие 1,2.
Тема: Наблюдение за ростом «огорода» на окне
Практическая работа: зарисовка роста фасоли и лука в дневники наблюдений
Занятие 2, 3.
Тема: Экологический КВН с родителями и детьми
Цель: закрепить знания детей о Красной книге, о лекарственных разнообразных видах растений, воспитывать у детей гуманное отношение к растениям и животным и осознание того, что они части живой природы
Литература: конспект.
Занятие 4,5.
Тема: Экскурсия в те места, где произрастают подснежники. Беседа-рассуждение «Почему подснежники спешат?
Цель: предложить детям выкопать осторожно подснежник и рассмотреть луковицу, посадить выкопанное растение в горшок и понаблюдать за ним в группе.
Литература: конспект.
Занятие 6,7.
Тема: Нагревание-охлаждение
Цель: формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.
Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 29
АПРЕЛЬ
Занятие 1,2.
Тема: Семена однолетних цветов и подготовка их к посеву
Цель: познакомить с семенами однолетников по внешнему виду, очистить их, определить всхожесть семян, вместе с детьми посадить их в почвогрунт, учить детей наблюдать за процессом произрастания.
Занятие 3,4.
Тема: Опыты с водой и растениями
Занятие 5,6.
Тема: Наблюдение за пеларгониями, выращенными из черенков.
Цель: зарисовать рост пеларгоний в дневник наблюдений. Наблюдать с детьми за соцветиями, цветком, листьями и отметить как они изменились.
Занятие 7,8.
Тема: Испарение
Цель: формирование представлений об испарении воды –превращении воды в пар при нагревании.
Оборудование: кусочки льда на каждого ребенка, стакан со льдом, свечка, небольшая кастрюля.
Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 31
МАЙ
Занятие 1,2.
Тема: Высадка рассады однолетних цветов в грунт участка. Биологическое обоснование и агротехнические правила высадки рассады в грунт.
Занятие 3,4.
Тема: Строение веществ
Цель: расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.
Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 56.
Занятие 5,6.
Тема: Термометр
Цель: знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении.
Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 68
Занятие 7,8.
Тема: развлечение для детей (итоговое)