Виктория Козлова
Кружок «Оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Козлова, воспитатель группы «Звездочки» МБДОУ ЦРР Д/с№22 Жемчужинка г. Якутск
Кружок «Оригами»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Публикация «Кружок „Оригами“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Темочки
Возможности оригами в воспитательном процессе нельзя недооценивать. Во-первых, это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу. А не по истечении длительного времени. Это очень важно, т. к. у малышей долгое ожидание результата приводит к потере интереса. Во-вторых, результат полученное изделие всегда может быть применен в качестве подарка, праздничного украшения помещений, игрушки или дидактического материала. В-третьих, сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего, это влияние на развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. Занятия оригами способствуют и развитию психических процессов внимание, память, мышление, воображение. Без внимания невозможно сложить изделие. Поэтому ребенку необходимо сконцентрировать свое внимание на объяснении педагога:
На занятиях дети запоминают названия заготовок и приемов, в оригами все взаимосвязано, складывание фигурок основано на освоении базовых форм, которые нужно знать и уметь выполнять желательно по памяти. При складывании ребенку часто приходится самостоятельно искать ответ на вопросы: зачем, почему, как, что будет, т. е. мыслить. В развитии творческих задатков можно выделить развитие конструктивных способностей, у некоторых воспитанников появляется желание создать, что то свое это огромный шаг вперед, это плод его воображения.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей: 4-6 лет.
Занятия проходят 1 раз в неделю, во второй половине дня, по 20-25 мин.
Цель программы:
Добиться конкретного результата в развитии психических процессов, коррекции речи и формирование познавательных потребностей детей.
Задачи программы:
- Развитие мелкой моторики рук, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания.
- Знакомить с основными геометрическими понятиями.
- Улучшать способность следовать устным инструкциям.
- Развивать уверенность в своих силах и способностях.
- Развивать память, творческие способности детей.
- Стимулировать созданию игровых ситуаций.
- Развивать устную речь ребенка, научить свободному общению.
- Формировать навыки коллективной деятельности.
Методы, используемые на занятиях кружка :
- беседа, объяснение, рассказ, сказка;
- рассматривание иллюстраций;
- показ образца выполнения последовательности работы.
Методика работы с детьми строится на следующих принципах: отбор содержания доступного детям 4-6 лет; постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью, индивидуального подхода к детям.
Формы реализации программы: реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Общий план занятий: почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
Подготовка к занятию (установка на работу).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений) :
повторение названия базовой формы;
повторение действий прошлого занятия;
повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т. п.);
показ образца;
рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
повторение правил складывания.
4. Практическая часть:
показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
вербализация учащимися некоторых этапов работы ( расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – составление альбома лучших работ, проведение выставок детских работ.
Оценка результативности: в качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Основные направления оригами :
- создание фигур;
- применение фигур в оформление помещений, подарков, аппликации;
- развитие речи ребенка, выражающееся в обыгрывании готовых фигурок по сюжетам известных детских произведений;
- расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера;
- информация экологического характера: изготовление фигурок животных, насекомых, растений;
- сведения о геометрических понятиях: дети учатся действовать с бумажным листом конкретной формы, получают геометрические фигуры в ходе складывания.
Основные принципы при обучении оригами :
- доступность;
- постепенность;
- системность.
Связь с другими видами деятельности:
- согласование тематического плана с календарными праздниками;
- учет индивидуальных способностей.
Ожидаемый результат:
- дети научатся различным приемам работы с бумагой;
-будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
-научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
- развиваются психологические процессы (внимание, память, мышление, пространственное воображение);
- развивается мелкая моторика рук и глазомер;
- познакомятся с искусством оригами.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы проводиться виде выставок детских работ по темам.
План программы по обучению детей конструированию из бумаги «Оригами»
Год Месяц Тема
2019-2020 учебный год Сентябрь - Путешествие в страну «Ориландию»;
- Два домика;
- В бумажном царстве – государстве;
- Встреча.
Октябрь - Начало путешествия;
- Экскурсия в лес;
- Птицы улетают в теплые края;
- Кленовый лист».
Ноябрь - Цветок оригами;
- Встреча с лесными жителями – заяц;
- Сказка об отважной собачке;
- Головы нет, а горло цело (волшебный стаканчик).
Декабрь - Зимой и летом одним цветом;
- Зимняя открытка.
Январь - Свинка;
- Я порчу в огороде грядки и удираю без оглядки (кролик).
Февраль - Зайчонок;
- По морям, по волнам;
- Стол, стул
- Подарок к моему папе.
Март - Мамочка моя;
- Полосатый осьминог;
- Вертушка для малышей;
- Транспорт: автобус.
Апрель - Кто-кто в теремочке живет;
- Ожившая сказка;
- Аксессуары моей куклы: «Бумажник»;
- Бабочка.
Май - Гномик;
- Божья коровка;
- Кукольный театр «каппа»;
- Головные уборы «Пилотка».
2020-2021 учебный год Сентябрь - Диагностика;
- Многоэтажный дом;
- Стрелочка;
- Моя бабочка.
Октябрь - Лодочка;
- Голубь;
- Грибная пора;
- Рябиновая сказка.
Ноябрь - Зонт цветок;
- Серовато, зубовато…. ;
- Котенок;
- Салфетка для столового серебра.
Декабрь - Елочка;
- Рамочка для новогодней открытки;
Январь - Петух;
- Зайчонок.
Февраль - Зимой и летом одним цветом;
- Парусник;
- Коробочка;
- Фотоаппарат.
Март - Лилия;
- Рыба – кит;
- Воздушный змей;
-Транспорт.
Апрель - Зоопарк для зверей;
- Музыкальный инструмент – орган;
- Аксессуар моей куклы (сумочка);
- Павлиний глаз.
Май - Мои любимые сказочные герои;
- Жук;
- Колпак Петрушки;
- Пилотка.
Методическая литература по программе:
1. Бутылкина Г. В., Мусиенко С. И. Оригами в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М. :Линка-Пресс, 2010.
2. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - Академия, 2002, 192 с.
3. Соколова С. В. Оригами для дошкольников. - Детство-пресс, 2010.
4. Хамидуллина Ф. Г., воспитатель, https://moi- detsad.ru/konsultac 435.html//
5. Черенкова Е. Ф. Оригами для малышей : 200 простейших моделей. – Рипол Классик, 2006.
6. Чернов Н. Н. Волшебная бумага. – М. : АСТ, 2007.