Пушкарева Кристина Сергеевна
Кружок «Ловкие пальчики. Развитие мелкой моторики» (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Ловкие пальчики. Развитие мелкой моторики» (первая младшая группа)
Пояснительная записка
Актуальность
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Публикация «Кружок „Ловкие пальчики, Развитие мелкой моторики“ (первая младшая группа)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Кружок умелых пальчиков, мелкая моторика
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2020
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить детей владеть графическими навыками: раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
2. Учить работать с бумагой.
3. Обучать приемам работы с пластилином обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие :
1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук.
• Пальчиковый игротренинг
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
• Ручная умелость.
Работа с пластилином, бумагой.
• Развитие графических навыков.
Рисование.
• «Игры с предметами».
Игры и действия с мелкими предметами.
Узнавать предметы на ощупь.
Работа с фасолью, горохом.
Нанизывание бус, пуговиц на шнурок.
Выкладывание узоров из семян.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой лепки, знакомятся со свойствами бумаги. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения. В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш. В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навык, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу.
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей 2 – 3 лет. В ДОУ ведется кружковая работа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 8-10 минут.
Год обучения Кол – во детей Время занятия в соответствии с СанПин Кол – во часов
1 год 8 8-10 мин 36
Материально – техническое обеспечение:
1. Картотека пальчиковой гимнастики «Дружат пальчики», «Мы осенние листочки», «Капуста», «Семья»;
2. Ребристые карандаши различного диаметра;
3. Песок (обработанный);
4. Крупные предметы различной формы;
5. Листы бумаги;
6. Два цвета карандашей;
7. Цветная бумага;
8. Пластилин;
9. Тесто;
10. Картотека массажа и самомассажа «Я колючек не боюсь», «Холодный – теплый», расслабляющий (самомассаж кистей и пальцев рук) : 1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется. 2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий. 3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз. 4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев. 5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
11. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Сложи домик», «Веселый снеговик»;
12. Различные кусочки поролона;
13. Иллюстрации с запутанными дорожками ведущие к домику;
14. Пальчиковая игра «1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили», «Снегири», «Шалун», «Пчелы»;
15. Крупа (фасоль, горох, манка);
16. Толстая веревка;
17. Красная краска (гуашь);
18. Крупный настольный конструктор (блоки);
19. Мелкие волчки;
20. Шарики с крупой и манкой;
21. Пуговицы и бусины разного размера;
22. Разные по текстуре ткани.
Результатом работы по данной программе должно стать:
1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня,
соответствующего данному возрасту.
2. Овладение разными видами ручной умелости.
3. Овладение приемами работы с разными предметами.
Перспективное планирование
Тема занятий Цель занятий Содержание
Сентябрь
«Детский сад и
игрушки». Развивать мелкую
моторику пальцев,
тактильную
чувствительность.
Формировать графические
умения и навыки. 1. Пальчиковая гимнастика
«Дружат пальчики».
2. Катание ребристого
карандаша между ладонями (массаж)
3. В тазике с песком искать крупные предметы.
4. Рисование «Закрашивание листа бумаги одним цветом».
Октябрь
«Осень». Развивать уровень мелкой
моторики и тактильной
чувствительности.
Закрепить умение
придавливать шарики,
добиваясь изображения
листьев. 1. Гимнастика
«Мы осенние листочки».
2. «Листопад»- листы желтой и красной бумаги порвать на мелкие кусочки.
3. Раскидаем на столе порванные кусочки цветной бумаги и разделим по цветам.
4. Пластилинография. Коллективная работа-панно «Осеннее дерево».
Ноябрь
«Огород. Овощи». Развивать координацию
движений пальцев рук.
Учить с нажимом, раскатывать колбаски.
Развивать мелкую
моторику пальцев,
тактильную
чувствительность.
1.«Дид. Игра «Чудесный
мешочек». Назвать
овощи.
2. Пальчиковая гимнастика «Капуста».
3. Тестопластика «раскатывание колбасок».
4. Массаж «Я колючек не боюсь» (Покатать бигуди между ладошек по всей длине пальчиков).
Декабрь
«Зима». Развивать мелкую
моторику пальцев;
Учить составлять дом из 2 частей, развивать координацию кистей рук.
Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. 1. Изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.
2. Дидактическая игра «Сложи домик»
3. Ира «Спрячь в ладошке» (спрятать кусочек полона, так чтоб не было его видно).
4. Рисование «Помоги мишке дойти до берлоги» (на иллюстрации провести пальчиком по дорожке ведущей к домику.)
Январь
«Зимние Забавы» Продолжать работать над развитием мелкой моторики.
Учить составлять целое из 3 частей, развивать координацию кистей рук.
Учить правильно, обследовать предмет на ощупь.
Учить завязывать узелок. 1. Пальчиковая игра «1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили»
2. Дидактическая игра «Веселый снеговик».
3. Знакомство с крупой (фасоль, горох).
4. Завязывание узлов на толстой веревке.
Февраль
«Зимующие
птицы». Развивать мелкую
моторику пальцев.
Упражнять в рисовании тычком, развивать координацию.
Развиваем тактильную чувствительность. 1. Угощение для птиц.
Сортировка семян: фасоль, горох.
2. Пальчиковая игра «Снегири»
3. Рисование «рябина для птиц».
4. Массаж «Холодный – теплый»
Март
«Дом. Семья». Развивать мелкую
моторику пальцев;
ориентировку на
плоскости.
Учить правильно раскручивать волчок. 1. Пальчиковая гимнастика «семья»
2. «Мой дом» построить высокую башню-дом из кубиков
3. Запускать мелкие волчки.
4. шарики с мукой, манкой
Апрель
«Весна» Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.
Учить работать с крупой. 1. «Потекли ручейки» -рисование пальцами на манке.
2. Нанизывание пуговиц, бусин ( чередование: маленькая, большая.)
3. Пальчиковая игра «Шалун»
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
4. Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук)
Май
«Лето» Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики
Совершенствовать память,
внимание, логическое
мышление.
Продолжаем развивать тактильную чувствительность. 1. «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами
2. Пальчиковая игра «Пчелы»
3. Коллективная работа-панно
«Лето».
4. Ощупывание разных видов ткани.
План работы с родителями
Месяц Тема Задачи
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь • Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников».
• Папка передвижка «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста». Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в дошкольном возрасте.
Вовлечь родителей в сотрудничество по развитию мелкой моторики рук детей в домашних условиях.
Декабрь
Январь
Февраль • Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем». Познакомить родителей с методикой пальчиковых игр.
Март
Апрель
Май • Консультация «Рисуем на манке»
• Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев». Учить родителей использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка.
Показать родителям взаимосвязь развития мелкой моторики и интеллектуального развития.
Информационно-методическое обеспечение
1. Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук.
3. Данилова Е. «Пальчиковые игры»
4. Ермакова И. А. "Развиваем мелкую моторику у малышей";
5. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
6. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
7. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
8. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
Электронные ресурсы
1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.baby2000.ru/um/motorika.html;
2. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132;
3. Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm;
4. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/581288;
5. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://proigrushku.ru/razvitie–melkoj–motoriki–u-detej;
6. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei;
7. Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml.
Приложение
Диагностика развития мелкой моторики рук.
Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.
Диагностики для младшего дошкольного возраста.
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:
Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу:
• соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
• пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
• 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.
Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
• с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
• открыть глаза - повтор движений.
Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
• Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").
Оценка результатов :
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)
Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная.
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.
Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует.
Оценка: односторонняя пространственная агнозия.
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.
Оценка: инертность движений (лобные доли).
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).
Оценка: нарушение кинестетической основы движения
Оценка результата воспитателем.
(+) - 0 баллов – ребенок не справился с заданием.
(-) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.
(=) – 1 балл – ребенок справился с заданием.
Ученые Н. О. Озерецкий и Н. И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития младших дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.