Нина Владимировна Музыкова Колесникова
Дополнительная кружковая программа по легоконструированию
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок дополнительного образования «Лего Мастер»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Лего мастер» разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Публикация «Дополнительная кружковая программа по легоконструированию» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Концепции развития дополнительного образования детей утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р,
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Представленная программа «ЛЕГО – мастер» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 1 года обучения с детьми 6-7 лет. Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.
Тематика дополнительного образования по LEGO-конструированию рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий: 1 раз в неделю, 34 занятий в год.
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Адресат программы.
Программа рассчитана на дошкольников в возрасте от 6 до 7 лет без ограничений. Дети с ОВЗ допускаются к процессу обучения. Группы детей набираются без предъявления требований к базовым знаниям, занятия доступны для всех желающих.
Сроки реализации.
Программа составлена на 1 год, ориентирована на детейдошкольного возраста. Время, отведенное на обучение, составляет 34 часа в учебный год, из расчета 30 минут в неделю. Реализуется на базе филиала детский сад «Сказочный городок» МБОУ «Усть-Коксинскаясредняя общеобразовательная школа»
Форма обучения: очная, в соответствии с Законом № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2.
Особенность организации образовательного процесса
Количество учащихся составляет 15 человек. Основной формой работы является учебно-практическая деятельность учащихся. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий - занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Цель программы : создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи: На занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:
• развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
• обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
• формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
• совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
• развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Приложение №2
Учебно-тематический план (6-7 лет)
Дата Тема месяца Темы занятий
(1 раз в неделю) Программное содержание, задачи
Сентябрь Конструирование по замыслу 1. Конструирование по замыслу.
2. Конструирование грузовика.
3. Сооружение корабля.
4. Конструирование мотоцикла. Закреплять навыки, полученные в старшей группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать инициативу и самостоятельность.
Октябрь Осень 1. Сборка товарного поезда для перевозки овощей и фруктов.
2. Конструирование бабочки.
3. Перелётные птицы.
4. Конструирование овощей и фруктов (по схеме и по замыслу). Уточнить знания детей об осени. Закреплять умение строить по образцу, по схеме, анализировать постройку. Развитие умения строить симметричные постройки. Закрепление умения работать с мелкими деталями.
Ноябрь Многоэтажные здания 1. Конструирование многоэтажного дома.
2. Конструирование башни.
3. Строительство детского сада.
4. Наша улица. Коллективная работа. Закреплять навыки построения по образцу и условиям. Формировать навыки конструирования многоэтажных зданий. Учить работать в коллективе, развивать дружеские отношения между сверстниками.
Декабрь Зимние забавы 1. Конструирование снегурочки и дед мороза.
2. Конструирование фигуркилыжника.
3. Конструирование Новогодней елки.
4. Контруирование подарка
Формировать умение моделировать предметы в форме квадрата, ромба, прямоугольника. Закрепление умения конструировать людей, дополнять постройку деталями.
Январь Лего-узоры
(работа с лего-мозаикой) 1. Петрушка.
2. Цветы небывалой красоты.
3. Выкладывание геометрических фигур по схемам Никитина. Развивать математические способности детей. Формировать представления детей о геометрических фигурах, их форме и других признаках. Закреплять понятия часть, целое. Развивать логику, мелкую моторику.
Февраль Транспорт 1. Конструирование воздушного транспорта (вертолёт).
2. Строительство военной техники (танки).
3. Конструирование подводного транспорта (лодка).
4. Моделирование техники по замыслу. Уточнить представления детей о видах транспорта, его назначении. Формировать умение конструировать разные виды транспорта, рассказывать о будущей постройке.
Март Весна 1. Конструирование вазы для цветов.
2. Конструирование цветов.
3. Сооружение матрешек.
4. Моделирование весеннего букета. Формировать умение конструировать объемные поделки. Закрепление навыков конструирования по замыслу, моделировать постройку на плате. Развивать фантазию, воображение.
Апрель Космос 1. Моделирование космической ракеты.
2. Конструирование космонавта.
3. Самолёт.
4. Конструирование робота.
5. Конструирование по замыслу (инопланетяне). Закреплять знания детей о первом космонавте и полете человека в космос.
Обогатить знания о космических кораблях. Закреплять умение преобразовывать конструкции, развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора.
Май Зоопарк. 1. Слон, собака, жираф. Вольер для животных.
2. Итоговое занятие. Строительство по собственному замыслу. Развивать умение работать в команде. Способствовать развитию речи, грамотности, логики, внимания, навыкам анализа и навыкам планирования. Закреплять понятия дикие, домашние животные. Продолжать учить строить по образцу.
Содержание педагогического процесса
Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость. Но LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос. Конструирование можно разделить на несколько основных блоков: моделирование фигур людей, сказочных героев, животных, транспорта и архитектурных сооружений. А также развитие речи и развитие математических способностей с помощью конструктора Лего.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Структура занятия
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
• Совершенствование навыков классификации.
• Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
• Активизация памяти и внимания.
• Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
• Развитие комбинаторных способностей.
• Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию (15 минут).
Основные задачи:
• Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
• Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
• Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
• Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
• Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ (5 минут).
Ожидаемый результат реализации программы :
• Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
• Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
• Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
• Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Дети будут иметь представления:
• о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
• об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
• о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
• о связи между формой конструкции и ее функциями.
Форма представления результатов
• Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
• Выставки по LEGO-конструированию;
• Конкурсы, соревнования.
Календарный учебный график.
№ п/п Недели месяца Время поведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
СЕНТЯБРЬ
1. 1-ая неделя 15.30-16.00 Беседа, практическая работа 1 Конструирование по замыслу. Групповая Опрос
2. 2-ая неделя 15.30-16.00 Беседа, практическая работа 1 Конструирование грузовика. Групповая Текущий контроль
Результатпрактикума
3. 3-ая неделя 15.30-16.00 беседа 1 Сооружение корабля. Групповая Текущий контроль
Результатпрактикума
4. 4-ая неделя 15.30-16.00 1 Конструирование мотоцикла Групповая Текущий контроль
Результатпрактикума
ОКТЯБРЬ
5. 1- ая неделя 15.30-16.00 практическая
работа 1 Сборка товарного поезда для перевозки овощей и фруктов.
Групповая Текущий контроль
Результатпрактикума
6. 2-ая неделя 15.30-16.00 беседа
практическая
работа 1 Конструирование бабочки Групповая Текущий контроль
Результатпрактикума
7. 3-ая неделя 15.30-16.00 беседа
практическая
работа 1 Перелетные птицы. Групповая Текущий контроль Результатпрактикума
8. 4-ая неделя 15.30-16.00 практическая
работа 1 Конструирование овощей и фруктов (по схеме и по замыслу). Групповая Текущий контроль
Результатпрактикума
НОЯБРЬ
9. 1- ая неделя 15.30-16.00 практическая
работа 1 Конструирование многоэтажного дома.
Групповая Опрос
10. 2-ая неделя 15.30-16.00 практическая
работа, игра 1 Конструирование башни. Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума
11. 3-ая неделя 15.30-16.00 практическая
работа, игра 1 Строительство детского сада. Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума
12. 4-ая неделя 15.35-16.00 практическая
работа, игра 1 Наша улица. Коллективная работа Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума
ДЕКАБРЬ
13. 1- ая неделя 15.30-16.00 Практическая работа, беседа. 1 Конструирование снегурочки и дед мороза.
Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума
14. 2-ая неделя 15.30-16.00 Практическая работа, беседа 1 Конструирование фигуркилыжника. Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума
15. 3-ая неделя 15.30-16.00 Практическая работа, беседа 1 Конструирование Новогодней елки. Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума
16. 4-ая неделя 15.30-16.00 Практическая работа, беседа 1 Конструирование подарка Групповая Текущий контроль
Результат практикума
ЯНВАРЬ
17. 2-ая неделя 15.30-16.00 Практическая работа, беседа 1 Петрушка.
Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума
18. 3-ая неделя 15.30-16.00 Практическая работа, беседа 1 Цветы небывалой красоты. Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума
19. 4-ая неделя 15.30-16.00 Практическая работа, беседа 1 Выкладывание геометрических фигур по схемам Никитина. Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума
ФЕВРАЛЬ
20. 1- аянеделя 15.30-16.00 Практическая
работа 1 Конструирование воздушного транспорта (вертолёт). Групповая Текущийконтроль Результатпрактикума
21. 2-ая неделя 15.35-16.00 Практическая
работа 1 Строительство военной техники (танки).
Групповая Текущий контроль Результатпрактикума
22. 3-ая неделя 15.30-16.00 Практическая
работа 1 Конструирование подводного транспорта (лодка) Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума
23. 4-ая неделя 15.30-16.00 Практическая
работа 1 Моделирование техники по замыслу. Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума
МАРТ
24. 1- аянеделя 15.30-16.00 Практическая
работа 1
Конструирование вазы для цветов. Групповая Текущий контроль Результатпрактикума
25. 2-ая неделя 15.30-16.00 Практическая
работа 1 Конструирование цветов. Групповая Текущий контроль
Результатпрактикума
26. 3-ая неделя 15.30-16.00 Практическая
работа 1 Сооружение матрешек Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума Выставка
27. 4-ая неделя 15.30-16.00 Практическая
работа 1 Моделирование весеннего букета. Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума
Выставка
АПРЕЛЬ
28. 1- ая неделя 15.30-16.00 Практическая
работа 1 Моделирование космической ракеты.
Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума
Выставка
29. 2-ая неделя 15.30-16.00 Практическая
работа 1 Конструирование космонавта. Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума
30. 3-ая неделя 15.30-16.00 Практическая
работа 1 Самолёт. Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума
Выставка
31.
4-ая неделя 15.30-16.00 Практическая
работа 1 Конструирование робота. Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума
32. 5-ая неделя 15.30-16.00 Практическая
работа Конструирование по замыслу (инопланетяне). Текущий контроль
Результат практикума
МАЙ
33. 2-ая неделя 15.30-16.00 Практическая
работа 1 Слон, собака, жираф. Вольер для животных. Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума
34. 4-ая неделя 15.30-16.00 Практическая
работа 1 Итоговое занятие. Строительство по собственному замыслу. Групповая Текущийконтроль
Результатпрактикума
Выставка
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.
Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию
у детей 6 -7 лет.
Уровень развития ребенка Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме
Умение правильно
конструировать поделку по замыслу
Высокий Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.
Средний Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.
Низкий Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.
Список литературы
1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
2. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
3. Л. Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Лиштван З. В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
6. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2011.
7. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2013.
8. Интернет – ресурсы.