Илибаева Анна Сергеевна
Кружок дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Мир головоломок»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по развитию логического мышления
у детей старшего дошкольного возраста
«Мир головоломок»
Автор-составитель:
Илибаева Анна Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ
Вы хотите научить своего ребёнка нестандартно мыслить, развить у него упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения? Участие в кружке даёт детям не только определённую сумму знаний, умений и навыков, но и позволяет сформировать у них высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, то есть те качества, которые им пригодятся в дальнейшем обучении в школе.
Темочки:
Дети научатся отгадывать загадки математического содержания, выучат стихи о цифрах, познакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры и узнают очень много нового о числах и цифрах.
Весь этот материал развивает речь ребёнка, обогащает словарный запас, тренирует внимание, память, закладывает основы творчества.
Пусть уроки станут царством смекалки, фантазии, игры, творчества.
Используемые методические приёмы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно - игровых и поисковых ситуаций способствуют развитию логического мышления.
Обучение включает как прямые, так и опосредованные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию дошкольников. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
Применительно к обучению математике и развитию логического мышления детей. Задача обеспечения преемственности между дошкольной и школьной ступенями образования стоит очень остро. С одной стороны, уровень развития логического мышления, объём и качество знаний детей по математике, определяют успешность вступительного собеседования, готовность ребёнка к обучению в школе. С другой стороны, математика является одним и наиболее сложных школьных предметов, и мы ставим своей задачей подготовить детей к последующему усвоению курса математики.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.
Какие это мыслительные умения? С помощью каких дидактических средств их следует формировать? Как осуществлять руководство этим сложным процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка вперед?
Весь комплекс заданий — это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения — ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую-то из них он пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» — и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.
Данная разработка программы предлагается педагогам-психологам ДОУ, воспитателям. Программа направлена на комплексное развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения; сенсорной и двигательной сфер ребенка; формирование нестандартного мышления и логики.
Образовательная Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Пояснительная записка
Ни одно человеческое исследование
не может назваться истинной наукой,
если оно не прошло через математические доказательства.
Леонардо да Винчи
Зачем логика дошкольнику?
По мнению Л. А. Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.
Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Актуальность
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
Цели и задачи Программы
Цель программы: создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
Задачи программы:
Развивающие:
Развитие мышления, памяти, внимания.
Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики.
Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Гармоничное развитие психофизических качеств ребенка.
Создание условий с использованием здоровьесберегающих технологий в учебном процессе для развития личности ребенка.
Воспитательные:
Взаимодействие с семьей, направленное на целостность психического, физического, умственного и духовного развития личности ребенка.
Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Обучающие:
Формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
Расширение словарного запаса и общего кругозора детей.
Развивать такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.
Новизна опыта состоит:
- в качественном подборе и систематизации разного рода игр, упражнений, пособий, литературы;
- в комплексном использовании занимательного дидактического материала через организацию игровой и познавательной деятельности.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения детей 5- 6 лет. На реализацию программы отводится 27 учебных недель, 52 занятия. Занятия проводятся два раза в неделю по 25 минут, во вторую половину дня. Формами организации образовательного процесса являются : групповая, индивидуальная и подгрупповая.
Основные виды деятельности учащихся:
*Языковые логические задачи с использованием иллюстративного материала;
*Математические логические задачи загадки;
*Геометрические задачи и головоломки;
*Кроссворды, ребусы, лабиринты, тренинги;
*Логические задачи на применение общих знаний.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
Ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Поэтому занятия, по сути, являются игровым процессом, в процессе которого дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах.
Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как: целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Рекомендуемые методические приёмы
-Использование «маршрутных карт», алгоритмов деятельности, карточек схем по блокам;
-Использование ИКТ;
-Использование художественного слова, математических загадок;
-Дидактические игры и упражнения;
-Элементы ТРИЗ, моделирование;
-Проблемные ситуации и использование вопросов поискового характера;
-Элементы психогимнастики;
-Продуктивная деятельность.
Планируемые результаты освоения программы:
- выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения, не только с помощью указки, но и по зрительному восприятию;
- знать особенности логических и математических задач, решать их;
- проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления (словесно-логические, математические, геометрические, конструктивные);
- обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета;
- анализировать закономерности и восстанавливать логические связи;
- сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по расположению, по назначению;
- легко решать логические и проблемные ситуации, делать умозаключения и выводы.
Способ проверки результатов программы: мониторинг усвоения детьми операций логического мышления (вводный – сентябрь; итоговый – май); открытые занятия.
Для изучения полученных детьми знаний, умений и навыков проводится мониторинг развития логического мышления и его операций, для чего применяются следующие методики:
Диагностические методики для детей 5-6 лет :
1. «Невербальная классификация». Алябьева Е. А. «Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет», -М., Сфера, 2005г., с. 69.
2. «Последовательные картинки» (-//-, с 70,
3. «Исключение лишнего» (-//-, с71,
4. «Размести фигуры» (см. Заводнова Н. В. «Развитие логики и речи у детей», -Ростов н/ Д: Феникс, 2005., с163,
5. «Обобщающее слово» (-//-, с 164) .
Критерии диагностики:
• Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
• Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
• Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
• Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Этапы реализации программы:
Технология деятельности строится по этапам:
Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием.
Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление, с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний
Построение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу.
Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей.
Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.
Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами.
Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
Программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет, которые по результатам педагогической диагностики имеют уровень развития мышления не ниже среднего.
Дети 5-6 лет должны знать:
принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
антонимы и синонимы;
названия геометрических фигур и их свойства;
принцип программирования и составления алгоритма действий.
Дети должны уметь:
определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти
выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети на занятии) :
1. Анализ – синтез.
Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака –? (щенок). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
2. Сравнение.
Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т. д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
3. Ограничение.
Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвертого лишнего.
4. Обобщение.
Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т. п.
5. Систематизация.
Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
6. Классификация.
Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
7. Умозаключения.
Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно). Решение логических задач.
Недельно-тематическое планирование
Сентябрь
• Мониторинг. Выполнение диагностических заданий.
• 1.«Оценка образно-логического мышления : «Лабиринт» (автор Л. А. Венгер).
• 2. Оценка словесно-логического мышления
(Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра).
Октябрь
• 1. Обучение приёму «Сравнение».
• Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки»,
• 2. Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине.
• 3. Занимательные вопросы, загадки – шутки.
Ноябрь
• 1. Классификация.
• Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы»,
• 2. Индивидуальные карточки с заданиями: «Дорисуй в каждом квадрате нужны предмет, назови их одним словом».
• 3. Игра с палочками Кюизенера.
• 4. Учимся отгадывать загадки.
Декабрь
• Умозаключение.
• 1. Решение логических задач
2. Д/И «Потому, что…»
3. Создание собственной логической задачи для друзей и родителей.
Январь
• 1. Решение логических задач.
• 2. Графический диктант (В. М. Мёдов).
• 3. Индивидуальные карточки с заданиями на тему противоположности (см. папка дошкольника «Находи противоположности»).
Февраль
• 1. Разгадываем кроссворд
• 2. Занимательные вопросы, загадки – шутки.
• 3. Составление зимнего кроссворда.
Март
• 1. Анализ – синтез.
• Д/И «Подскажи Незнайке»
• 2. «Зачем и почему»
• 3. Решение логических задач.
• 4. Составление логических задач для друзей.
• 5. Сбор всех наших задач в одну папку
6. Обсуждение идеи создать свой сборник головоломок
Апрель
• 1. Систематизация. Д/И «Продолжи ряд предметов».
• 2. Графический диктант
• 3. Создание рисунка для графического диктанта в сборник головоломок
Май
• 1. Смысловое соотнесение. Д/И «И хорошо и плохо».
• 2. Придумывание небылиц.
• 3. Графический диктант
• 4. Создание загадок и кроссворда на весеннюю тематику
График работы платной образовательной услуги
«Мир головоломок»
2020-2021 учебный год
Дни недели:
Время:
Перечень литературы:
1. Алябьева Е. А. «Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет», -М., Сфера, 2005г., с. 69.
2. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
3. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). М., 1984
4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Я развиваю логику. –Ярославль, Академия развития., 2009.
5. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Я учусь думать творчески. –Ярославль, Академия развития., 2009.
6. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Школа для малышей. Развиваем внимание, восприятие, логику. –Ярославль., Академия развития, 2008.
7. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. -СПб. : «Детство-Пресс», 1998.
8. Гришечкина Н. В., 365 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет на каждый день. - Ярославль, Академия развития, 2010.
9. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008.
10. Заводнова Н. В. «Развитие логики и речи у детей», -Ростов н/ Д: Феникс, 2005.
11. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
12. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
13. Мищенкова Л. В., 36 занятий для будущих отличников : Рабочая тетрадь для дошкольников. –Москва, РОСТ, 2011.
14. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1998.
15. Мышление. –М. :ЗАО «Росмэн-Пресс», 2009.
16. Немов Р. С. Психология. Книга 1. М., 2001.
17. Светлова И. Логика. М., 2007.
18. Холодова О. За 3 месяца до школы : Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет) .Рабочая тетрадь. – М., Росткнига, 2009.
19. Холодова О. Юным умникам и умницам : Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) .Рабочая тетрадь. – М., Росткнига, 2009.