Любовь Солдатова
Кружковая работа «Юный исследователь»
▼ Скачать
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 уч. год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность программы – естественнонаучная. Учебно-исследовательский и проектный компонент.
Занятия с детьми организованы в виде небольших циклов, объединенных общей темой, и проводятся с подгруппой детей. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят самостоятельно.
Публикация «Кружковая работа „Юный исследователь“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Новизной программы является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности.
Актуальность программы. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, предусмотрено формирование у детей познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, а познавательно-исследовательская деятельность признана одним из основных механизмов развития ребёнка
Цель программы: развивать познавательную активность детей подготовительной группы посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи программы:
1. Формировать умение у детей работать поэтапно, соблюдая правила безопасности;
2. Научить детей самостоятельно пользоваться приборами – помощниками, оборудованием при проведении игр или экспериментов.
3. Научить детей фиксировать результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы.
4. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации по имеющимся условиям и цели деятельности;
5. Содействовать активному проявлению стремления к преобразованию, творчески подходить к решению конструктивных задач, самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы;
6. Развивать социально-личностное развитие каждого ребёнка.
2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Использование детьми усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.
2. Изменение качества умственной деятельности детей (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и много-вариативности в ее решении) .
3. Повышение уровня познавательных способностей детей.
4. Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЗАНЯТИЙ-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Сентябрь Блок «Почва»
1 неделя. Как устроена «Волшебная кладовая». Цель: Дать детям понятие о составе почвы (песок, глина, перегной).
2 неделя. Песок – природный материал. Песочные чудеса. Цель: расширять знания детей о свойствах песка, навыки экспериментирования с песком.
3 неделя. Глина – природный материал. Цель: Расширять знания детей о свойствах глины, познакомить со способами её добычи в природе, рассказать о том для чего нужна глина человеку.
4 неделя. Знакомство со свойствами почвы. Цель: познакомить детей со свойствами почвы: пропускает воду, в ней есть воздух; формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и жизни человека.
Окрябрь. Блок «Камни».
1 неделя. Такие разные камни Цель: дать представление о том, что такое "камень", какие они бывают, в каких отраслях широко используют камни.
2 неделя. Сравнение свойств камней Цель: учить детей классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).
Блок «Воздух»
3-4 неделя. Воздух есть везде Цель: экспериментальным путём, подвести детей к тому, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ.
Ноябрь.
1-2 неделя. Свойства воздуха. Цель: в процессе экспериментальной деятельности выявить следующие свойства воздуха: упругость, состав; показать, что воздух занимает определенное место в окружающей среде, перемещение воздуха имеет влияние на жизнь человека; познакомить с тем, как человек использует свойства воздуха в повседневной жизни; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
3 неделя. Игры-опыты с воздухом «Первые шаги в науку». Цель: продолжать расширять представление детей о свойствах воздуха и его качестве; продолжать формировать реалистическое понимание природных явлений через опыты (эксперименты).
4 неделя-1 неделя-2неделя Декабрь Блок «Вода».
Свойства воды «Вот она какая – вода!». Цель: сформировать представление о Мировом океане и родниковой воде; выяснить знания детей о свойствах и качествах воды, её значении для жизни живых организмов; дополнить знания детей о пользе океанов и морей, закрепить представления о значении воды в природе и жизни человека; расширить знания о соленой воде морей и океанов, почему вода в реках пресная, а в океанах соленая; прививать бережное отношение к воде, объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке.
3 неделя. Круговорот воды в природе. Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.
4 неделя. Игры-опыты с водой «Здравствуй водичка». Цель: Закреплять знания о свойствах воды; закреплять умение пользоваться схемами – символами, помогающими отвечать на вопрос логично, последовательно, развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Январь. Блок «Свойства различных материалов».
1 неделя. Мир бумаги Цель: продолжать расширять знания детей о свойствах бумаги; помочь понять, что свойства бумаги обусловливают способ её использования.
2 неделя. Мир дерева. Цель: закреплять умение узнавать вещи, изготовленные из древесины; выделять ее качества (твердость, структура поверхности - гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
3 неделя. Мир ткани Цель: Расширять знания о различных видах тканей, продолжать учить сравнивать их качества и свойства: помочь детям понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
4 неделя. Мир пластмассы. Цель: Продолжать знакомить с пластмассовыми вещами, сравнивать их свойства; понимать, что от качественных характеристик пластмассы зависят способы её использования.
Февраль. Блок «В мире электричества».
1-2 неделя «Как увидеть и услышать электричество». Цель: продолжать посредством экспериментов знакомить детей с электричеством, развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей.
3-4 неделя. Экспериментирование с электричеством. Цель: расширять знания детей о причине возникновения статического электричества, формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
Март. Блок «Звук».
1 неделя. Что звучит? Как распространяется звук? Цель: продолжать, с помощью экспериментов, расширять знания детей о распространении звука.
2 неделя. Свойства звука. Цель: продолжать знакомить со свойствами звука; развивать активность мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).
3 неделя. Музыка или шум? Цель: продолжать развивать у детей умение различать качества звука.
4 неделя. Где живёт эхо. Цель: путем опытов путём подвести к пониманию возникновения эха, учить детей искать возможные пути решения проблемных ситуаций во время экспериментальной деятельности, делать выводы.
Апрель. Блок «Свет и цвет».
1 неделя. Откуда радуга берется. Цель: продолжать путем опытов знакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр, расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет.
2 неделя. Опыт: «Волшебный круг». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами света, спектром. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.
3 неделя. Свет вокруг нас. Цель: путем опытов определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир.
4 неделя. Из каких цветов состоит солнечный луч. Цель: продолжать путем опытов определять строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир.
Май. Блок «Космос»
1 неделя. Солнце, Земля и другие планеты. Цель: На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.
2 неделя. Этот загадочный космос. Цель: продолжать знакомить детей с созвездиями.
3 неделя. Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимется над горизонтом. Цель: продолжать опытническим путём устанавливать, почему солнце можно увидеть до того, как оно появляется над горизонтом.
4 неделя. Звезды светят постоянно Цель: продолжать посредством экспериментов давать детям знания о Солнечной системе.