ольга куприкова
Кружковая работа в старшей группе «Волшебный песок»
▼ Скачать
Кружковая работа в старшей группе за 2021 -2022 учебный год «Волшебный песок"
Пояснительная записка
Занятия с песком строятся в игровой форме и таким образом, чтобы у ребенка формировалось положительное отношение к себе, развивалась адекватная возрасту самооценка, ребенок овладевал чувством контроля над эмоциями. Позволяет преобразовывать агрессивные, тревожные, разрушительные чувства, предупреждая проявление их в поступках. В играх с песком ребенок неосознанно учится понимать себя, положительно принимать себя.
Публикация «Кружковая работа в старшей группе „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Старшая группа
- Темочки
Цель: создание условий для профилактики и личностного роста ребенка средствами песочной терапии.
В соответствии с этой целью формируются
Задачи:
• развивать навыки социального поведения, формировать позитивное отношение к сверстникам;
• развивать моторику, фантазию и образное мышление;
• воспитывать интерес к практической творческой деятельности;
• воспитывать вкус и чувство гармонии с природой;
• воспитывать навыки активности и самостоятельности;
Формы и методы воспитательно-образовательного процесса
Методы
Наглядные методы включают в себя:
• наглядно - слуховые слушание музыки в аудиозаписи;
• наглядно - зрительные дидактический материал;
• сенсорно - моторные обследование;
• тактильно - мышечные индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение;
Словесные методы:
• объяснение краткое, четкое, эмоциональное;
• указания даются тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально;
• вопросы четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память
• Пояснения, уточнения;
Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.
Практические методы:
• метод упражнений связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала;
• игра занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции.
Формы:
Индивидуальные игры
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие комму-никативных навыков, т. е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Планируемые результаты
Работа по профилактике эмоционального состояния детей средствами песочной терапии позволяет достичь следующих результатов:
• игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;
• в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
• в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций особенно тактильной чувствительности.
Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы.
Уже на первом занятии можно узнать очень многое о ребё нке:
• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, рас-спрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);
• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику, если ребенок говорящий;
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и не-произвольная память (помнит ли, где стояли игрушки, восприятие формы, цвета, размера;
• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
В конце занятия можно выясняет следующие качества ребё нка:
• уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
• уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
• умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки, сообразительность;
Календарно – тематическое планирование деятельности кружка «Волшебный песок» на 2020– 2021 учебный год
Месяц Тема Цель Материал
Сентябрь «Здравствуй песок!» 1. Познакомить детей с песочницей, правилами игры с песком
2. Снятие психоэмоционального напряжения.
3. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, речь, мышление Песочница
Сентябрь «Волшебные узоры» 1. Развивать зрительно-моторную координацию.
2. Способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
3. Расширять кругозор.
4. Развивать творческие способности
Песочница
Сентябрь «Рассказы дядюшки Песка» Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале - песке. О различных видах песка.
Развивать интерес к играм с песком.
Создать у детей радостное настроение. Наладить отношения в команде детей
Песочница
Сентябрь «Необыкновенные следы «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок. «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. Песочница
Октябрь «Осень в песочной стране» 1. Развивать зрительно-моторную координацию
2. Способствовать снижению психофизического напряжения.
3. Расширять кругозор.
4. Развивать творческие способности
5. Воспитывать эстетическое восприятие Песочница, листья, шишки, желуди, иголки, ягоды, фасоль, горох и др.
«Секретики» 1. Развивать мышление, внимание, наблюдательность.
2. Способствовать снижению психофизического напряжения Песочница, крышки от бутылок, ларчик, бижутерия, мелкие игрушки и др.
Октябрь Говори! Выразить с помощью кинетического песка эмоции и чувства, которые ребенок испытывает в настоящий момент, развивать пространственное мышление, развивать навыки общения, мелкую моторику рук Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница
Октябрь Такие разные домики Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком.
Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные пластмассовые детали (из конструктора ЛЕГО)
Ноябрь «Мой мир» 1. Развивать зрительно-моторную координацию.
2. Способствовать снижению психофизического напряжения
3. Расширять кругозор.
4. Развивать творческие способности
5. Развитие речи Песочница, мелкие игрушки формочки, лопатка и др.
«Чувствительные ладошки» 1. Развивать тактильные ощущения
2. Способствовать снижению психофизического напряжения.
3. Создавать положительный эмоциональный настрой Песочница
Ноябрь Найди отличие” Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком. Развивать художественное восприятие.
Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дополняет несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в композиции. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается).
Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные пластмассовые детали (из конструктора ЛЕГО, декоративные детали
Ноябрь «Золотая осень» Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком. Развивать художественное восприятие. Беседа об осени. Осенние символы Специальные формочки, цветной песок, бросовый материал, кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница.
Декабрь «Зимний лес» 1. Развивать зрительно-моторную координацию
2. Способствовать снижению психофизического напряжения
3. Расширять кругозор
4. Развивать творческие способности
5. Воспитывать эстетическое восприятие Песочница, веточки, вата, ягоды рябины, искусственный снег, мелкие игрушки и др.
Декабрь «Скоро-скоро Новый год!» 1. Развивать зрительно-моторную координацию.
2. Способствовать снижению психофизического напряжения
3. Расширять кругозор.
4. Развивать творческие способности
5. Воспитывать эстетическое восприятие Песочница, веточки ели,фольга, мелкие игрушки, бусы, снежинки, мишура, дождик и др.
Декабрь «Новогодние игрушки» Развивать воображение, фантазию.
Развивать навыки работы в команде
Развивать стойкий интерес к процессу рисования на кинетическом песке.
Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница
Декабрь «Волшебные снежинки»
Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение.
Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации.
Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук.
Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты
Январь «Мы долго, долго строили!» 1. Развивать зрительно-моторную координацию
2. Способствовать снижению психофизического напряжения.
3. Расширять кругозор
4. Развивать творческие способности
5. Развивать речь
6. Создавать положительный эмоциональный настрой Песочница, конструктор, формочки, лопатка, совочек, мелкие игрушки, транспорт и др.
«Веселые снеговики» 1. Активизировать речь детей через художественное слово.
2. Развивать мелкую моторику рук
3. Способствовать снижению психофизического напряжения.
4. Развивать творческие способности
5. Развивать речь
6. Создавать положительный эмоциональный настрой Песочница, веточки, пуговицы, цветной картон
Февраль «Домашние животные» 1. Закрепить и расширить представления детей о домашних животных
2. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности 3. Снятие эмоционального напряжения 4. Развивать зрительное восприятие и воображение Песочница, фигурки домашних животных, лопатка, совочек
Февраль «Дикие животные» 1. Закрепить и расширить представления детей о диких животных. 2. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и снятие эмоционального напряжения;
3. Развивать зрительное восприятие и воображение Песочница, фигурки диких животных, лопатка, совочек
Февраль «Сыпем – лепим» Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки.
Учить способам обследования.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику рук.
Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты
Февраль Вымышленные животные и птицы Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение.
Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации.
Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук.
Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты
Март «Первые цветы» 1. Развивать зрительно-моторную координацию.
2. Способствовать снижению психофизического напряжения Песочница, формочки для лепки цветов, лопатка, совочек
«Сад-огород» 1. Развивать зрительно-моторную координацию.
2. Способствовать снижению психофизического напряжения
3. Расширять знания об овощах и фруктах
4. Развивать речь Песочница, корзины с муляжами фруктов и овощей, формы для лепки из песка в виде фруктов и овощей, лопатка, совочек.
Март ’’Какой я?’’ Учить разным способам выражать эмоции, отношение к другим. Развитие интереса к себе. Обращение внимания на тактильные ощущения; развитие способности концентрироваться на них, различать, обозначать словами.
Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка регуляции двигательной активности и поведения.
Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты
Март «На какое растение, животное ты похож?» Учить разным способам выражать эмоции, отношение к другим. Развитие интереса к себе. Обращение внимания на тактильные ощущения; развитие способности концентрироваться на них, различать, обозначать словами.
Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты, фотографии или картинки животных и растений, которые уже пройдены
Март Сказка на песке:
«Репка»
Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице, располагать материалы по всей поверхности песка.
Способствовать возникновению игровых взаимодействий между детьми.
Развивать творческие способности, диалогическую речь, коммуникативные навыки.
Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Репка», дополнительный материал, салфетки.
Апрель «В гостях у сказки» 1. Активизировать речь детей через художественное слово
2. Способствовать снижению психофизического напряжения.
3. Развивать творческие способности
4. Развивать речь
5. Создавать положительный эмоциональный настрой Песочница, герои сказки
«Колобок»
«В гостях у сказки» 1. Активизировать речь детей через художественное слово
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Способствовать снижению психофизического напряжения
4. Развивать творческие способности
5. Развивать речь
6. Создавать положительный эмоциональный настрой Песочница, герои сказки
«Теремок»
Май «Обитатели моря» 1. Развивать зрительно-моторную координацию.
2. Способствовать снижению психофизического напряжения
3. Расширять кругозор.
4. Развивать творческие способности
5. Воспитывать эстетическое восприятие Песочница, ракушки, камешки, фигурки обитателей моря, и др.
Май «Вот оно, какое наше лето!» 1. Развивать зрительно-моторную координацию.
2. Способствовать снижению психофизического напряжения.
3. Расширять кругозор
4. Развивать творческие способности
5. Воспитывать эстетическое восприятие Песочница, цветы живые и засушенные, листья, веточки, желуди, орехи, и др.
Май «Упражнения для самостоятельного выполнения Чтобы лучше запомнилось то, как нужно себя вести с песком, ребята и помогающий им ведущий нарисуют в альбоме правила картинками. Так сказать проиллюстрировать правила, а самые лучшие картинки повесить возле места игры с кинетическим песком. Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты
Презентация работы кружка «Волшебный песок»
Список литературы
1. Грабенко Т. М. ,Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. – СПб. : Рачь, 2002.
2. Кузуб Н. В. ,Осипук Э. И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Метод. Пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб. :Речь; М. : Сфера, 2011.
3. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь, 2008.
4. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. / Н. В. Зеленцова – Пешкова. – С-П. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015г. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», №,2004.