Елена Филюшина
Игра «Пальчиковый театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка на руках
“Если надеть на палец кукольную головку,
снабдить её речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки”.
(А. А. Лелявский директор белорусского кукольного театра).
Пальчиковый театр - это первый театр, без каких бы то ни было атрибутов, но театр с самым главным – с героем и его жизнью.
Публикация «Игра „Пальчиковый театр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Пальчиковый кукольный театр - это не просто игра, а еще и прекрасное средство для всестороннего развития и воспитания ребенка, интенсивного развития речи, обогащения словаря, развития сенсомоторики, логики, мышления, воображения и творческих способностей.
Мы часто забываем о старых, проверенных временем развивающих играх в угоду новейшим изобретениям в мире игрушек. Но даже самый умный робот, компьютерная приставка или “супермодная” игрушка не подарят ребенку того главного, что может подарить кукольный театр – ощущение волшебства! А если кукольный театр будет изготовлены совместно с ребенком, то это даст ему возможность почувствовать себя настоящим “волшебником” или творцом.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. Пальчиковые игры — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. А если пальчиковая игра превращается в красочный театр, интерес ребенка повышается, что способствует более эффективной работе над всестороннем развитием.
Необходимость развития мелкой моторики пальцев рук давно признана специалистами как средство стимуляции речи. На занятиях мы используем самые разнообразные приёмы, развивающие тонкую моторику: пальчиковые игры, упражнения с пальчиками, суджок.
Цель – это развитие мелкой моторики пальцев рук и коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи посредством пальчикового театра.
Пальчиковый театр решает следующие задачи:
- стимулирует развитие словарного запаса и активизирует речевые функции;
- формирует пространственные представления, внимание, мышление;
- развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений,
- повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
- воспитывает любовь к сказкам.
Пальчиковый театр обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом.
План кружка:
1. Совместное создание героев пальчикового театра самостоятельно и совместно с детьми.
2. Создание картотек театрализованных игр, пальчиковых игр.
3. Чтение небольших художественных произведений (сказки, рассказы о животных).
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Заучивание наизусть стихотворений, небольших текстов театрализованных игр, проведение игры «Подскажи словечко».
6. Овладение детьми выразительными средствами для создания образа персонажей:
- движение
- поза
- мимика
- жест
- речевая интонация.
7. Работа с родителями:
-консультации о благоприятном влиянии пальчикового театра на развитие речи ребенка.
Работа ведется по следующим направлениям:
Работа над развитием мелкой моторики на материале специально подобранных пальчиковых игр.
Знакомство с художественными произведениями, которые понадобятся для подготовки «пальчикового спектакля».
Изготовление героев.
Разучивание ролей.
Показ спектакля.
Планирование работы кружка.
№ Тема Цели План
1 «Удивительный мир кукол» 1. Расширить представления детей о кукольном театре, его персонажах (куклах).
2. Развитие мелкой моторики на материале пальчиковых игр.
3. Пополнение словаря по теме (пальчиковый театр, кукла Би-ба-бо, ростовые куклы).
4. Развитие чувства темпа и ритма, координации, закрепление умения ориентироваться в направлениях схемы собственного тела.
5. Воспитание бережного отношения к куклам. 1. Психогимнастика «Что слышно?» (см. Чистякову)
2. Беседа о куклах.
3. Ига на развитие мелкой моторики с массажным мячом («Колючий Еж»).
4. Работа с куклами.
2 «Два жука» 1. Обогащение словаря по теме «Насекомые».
2. Развитие способности передавать эмоциональные состояния. Снятие психоэмоционального напряжения.
3. Развитие мелкой моторики рук.
4. Развитие пространственных представлений.
5. Развитие грамматического строя речи.
6. Развитие связной речи.
7. Воспитание бережного отношения к природе. 1. Игра «Две страны».
2. Знакомство с игрой.
3. Беседа о персонажах.
4. Рисование по содержанию истории.
3 «Дикие и домашние животные» 1. Обогащение словаря по теме «Дикие и домашние животные».
2. Развитие способности передавать эмоциональные состояния. Снятие психоэмоционального напряжения.
3. Развитие интонационной стороны речи.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие зрительного восприятия.
6. Развитие связной речи. 1. Кто смешнее засмеется.
2. Упражнения на развитие моторики с предметами («Муравей», «Пилот»).
3. Игра «Дикие и домашние животные?»
4. Игра «Чьи следы?»
5. Игра «Что перепутал художник?»
4 «Теремок» 1. Развитие связной речи. Беседа о героях сказки.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие интонационной выразительности речи.
4. Развитие зрительного восприятия. 1. Игра «угадай кто» (наложенные изображения героев сказки)
2. Чтение сказки. Беседа о героях
3. Игры на развитие моторики с предметами («Бусинки-горошки», «Игра с горошком»)
4. Изготовление героев из бумаги.
5 «Теремок» 1. Развитие связной речи.
2. Развитие интонационной стороны речи.
3. Развитие моторики рук. 1. Распределение ролей в сказке.
2. Игры на развитие моторики («Мячик», «Ежик и мышки»).
3. Установка декораций. Инсценировка сказки.
6 «Заюшкина избушка» 1. Развитие мелкой моторики
2. Развитие пространственной ориентировки (зрительное восприятие)
3. Развитие памяти и логического мышления. 1. Знакомство со сказкой.
2. Беседа о героях
3. Игры малой подвижности
4. Игра «Чьи следы?»
5. «Найди ошибку» (смена последовательности героев или перепутать имена)
6. «Доскажи словечко» (идет заинька и плачет, а на встречу ему… (собака)
7 «Заюшкина избушка» 1. Развитие способности передавать эмоциональные состояния. Снятие психоэмоционального напряжения.
2. Развитие мелкой моторики рук.
3. Развитие зрительного восприятия.
4. Развитие связной речи
5. Развитие интонационной стороны речи. 1. Игра «Заблудившиеся утята».
2. Разрезные картинки героев.
3. Подражание героям сказки «Кто как говорит?»
4. Игры малой подвижности и игра с предметом (для развития моторики)
5. Инсценировка сказки.
8 «Сказка про гусеницу» 1. Расширение словаря по теме.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие лексико-грамматического строя речи.
4. Развитие связной речи.
5. Воспитание бережного отношения к природе. 1. Игры н а развитие моторики («Колкие иголки», «Этот шарик не простой»).
2. Разыгрывание сказки (в качестве импровизации, взрослый говорит, а дети показывают).
3. Изготовление поделок.
4. Беседа.
9 Подготовка к итоговому спектаклю
«Зайка-трус, всего боюсь» 1. Развитие мелкой моторики.
2. Развитие интонационной стороны речи.
3. Развитие связной речи. 1. Знакомство со сказкой.
2. Игры малой подвижности,
пальчиковая гимнастика.
3. Распределение ролей.
4. Изготовление героев.
10 Подготовка к итоговому спектаклю
«Зайка-трус, всего боюсь» 1. Развитие способности передавать эмоциональные состояния невербальными средствами. Снятие психоэмоционального напряжения.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие интонационной стороны речи.
4. Развитие связной речи. 1. Игра «Актеры».
2. Игры с предметами на развитие моторики («Ослик», «Часы», «Качели»).
3. Заучивание слов героев.
4. Работа с куклами.
11 Подготовка к итоговому спектаклю
«Зайка-трус, всего боюсь» 1. Развитие способности передавать эмоциональные состояния невербальными средствами. Снятие психоэмоционального напряжения.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие интонационной стороны речи.
4. Развитие связной речи. 1. Игры с предметами на развитие моторики. Пальчиковый этюд «Поссорились, помирились».
2. Заучивание слов героев.
3. Работа с куклами.
12 Спектакль «Зайка-трус, всего боюсь» 1. Развитие мелкой моторики.
2. Развитие интонационной стороны речи.
3. Развитие связной речи. Показ спектакля для детей и воспитателей и родителей.