Попова Валентина
Кружковая работа «Любознайка»
▼ Скачать +Заказ
Кружковая работа
Наименование программы Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для старших дошкольников
Основания для разработки программы Запрос родителей на оказание дополнительных услуг – подготовка к школе (на основе анкетирования родителей)
Заказчики программы Родители, педагогический коллектив
Организация исполнительной программы Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровск «Детский сад№159»
Целевая группа Дети 4- 5 лет
Используемые программы Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».
Публикация «Кружковая работа „Любознайка“» размещена в разделах
Л. Ф. Тихомирова «Логика дети 4-5 лет».
Е. В. Колесникова «Математика для дошкольников».
А. Лопатина «Сказочная математика».
В. П. Новикова «Математика в детском саду» (раздаточный материал).
Е. В. Колесникова «Я уже считаю»,
Л. Г. Петерсон «Игралочка»
З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
Вид деятельности Познавательные занятия
Направленность программы Социально - гуманитарная
Срок реализации программы 1 год
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Минобр – науки РФ от 18.11.2015 г. №0903242)
-Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- СП 2,33648-20 «Санитарно – эпидемилогические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Сан ПИН 2.43648-20, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28, введенные в действие с 01 января 2021г.
- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №159»
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладывается основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условия для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы, используя для этого приобретаемые в течение всей жизни
Актуальность
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Логика – наука, которая учит думать, размышлять, находить в рассуждении правильный ответ, способствует развитию интеллекта. Именно логика делает детей смышлеными, понимающими учебный текст, умеющими осмыслить и сформулировать полученные во время учебы знания. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для дошкольников и очень актуально в наши дни.
Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности и является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие.
Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.
Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.
В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части, синтез (мысленное объединение частей в единое целое, сравнение (установление сходства или различия между объектами, абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных, обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).
Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.
1.2. Цели и задачи программы
Цель.
Развитие способностей детей к логическому мышлению.
Задачи.
• Формировать умения детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать;
• Развивать произвольное внимание, память;
• Воспитывать интерес к занятиям математикой, усидчивость;
• Формировать умение добиваться результатов в работе.
1.3. Принципы построения программы
Направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей:
• Интеллектуальное развитие детей
• Подготовка к обучению в школе (Развитие произвольной сферы, развитие логического мышления, внимания, памяти)
Реализация программы рассчитана на 1 год.
1.4 Планируемые результаты освоения программы
В результате проведения занятий кружка дети будут уметь :
выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу.
Раздел 2 Содержательный
2.1 Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Календарное планирование кружковой работы
месяц тема задачи материал
Сентябрь
1. Повторение материала. Игра «Найди одинаковое»
2. Чтение математической сказки «Встране «Математике» (анализ и обсуждение сказки с детьми).
3. Игра «Угости гномов чаем» Головоломки из счетных палочек с использованием карточек-схем «Составь по образцу».
4. Игры на развитие внимание и логического мышления: «Найди лишнее» «Я загадала.», «Выбери нужное».
Учить находить одинаковые предметы
Познакомить с математическими понятиями через сказку.
Учить находить предметы и раскрашивать их заданным цветом.
Учить из цветных палочек составлять предмет, придумывать свой узор. (Наборы «Учись считать»).
Развивать логическое мышление.
Картотека «Игры и упражнения на развитие логического мышления дошкольников»
Использование интернет ресурсов.
Картотека «Игры и упражнения на развитие логического мышления дошкольников»; дидактический материал (карточки-схемы)
Картотека «Игры и упражнения на развитие логического мышления дошкольников
Октябрь
Ноябрь
Декабрь 1.«Подбери заплатку для коврика» : Подгрупповая и индивидуальная работа : «Составь узор».
2. Игры: «Варианты слов», «Запомни-повтори».
3. Игровые задания и упражнения («Дорисуй фигуры», «Найди отличия», и
др.)
4. Игры «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет»,
1. Игра «В гостях у гномов».
Логические задачи
Задание на классификацию.
2. Игра «Маленькие волшебники».
Логическая задачка
3. Число и цифра (1-5)
Творческая игра «Сложим вместе».
4. Д/игра «Назови 4 предмета», «Матрешки»
Игра на внимание «Найди 6 изменений».
1. Игры: «Подбери по форме».
2. Д/игра «На что похож»
«Какой цифры не стало»
Подвижная игра «Радуга появись».
3. Игровые задания: «Подбери пару»; «Что лишнее?»; «Нарисуй фигуру по точкам».
4. «Определи и раскрась»
«Четвертый лишний»
Учить составлять целое из частей, анализировать.
Развивать мышление, внимание, память. Расширять словарный запас.
Развивать мышление, внимание, воображение.
Развивать слуховую память, умение обобщать и анализировать.
Развивать логическое мышление и психические функции, формировать мыслительные умения и способности; тренировать у детей внимание, память, восприятие.
Закреплять умение детей различать геометрические фигуры, называть цвета. Учить делать простейшие умозаключения, выводы, классифицировать, сравнивать, обобщать.
Закреплять умение детей различать цифры, считать, называть цифры.
Развивать мышление, внимание, восприятие, воображение.
Закреплять умение детей различать геометрические фигуры.
Развивать зрительную память, внимание, воображение. Закреплять цвета радуги.
Учить детей классифицировать, сравнивать, обобщать. Учить соединять точки на листе бумаги.
Развивать внимание, мелкую моторику.
Сравнить группы предметов. Геометрические наборы.
Л. Г. Петерсон «Игралочка».
Картотека «Игры и упражнения на развитие логического мышления дошкольников
З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
Использование интернет ресурсов
А. Лопатина «Сказочная математика»; В. П. Новикова «Геометрическая мозаика» Геометрические наборы
Л. Г. Петерсон «Игралочка».
Е. В. Колесникова «Я уже считаю»
Картотека «Игры и упражнения на развитие логического мышления дошкольников».
Геометрические вкладыши.
Цифровые наборы, радужные гномы и цветные квадраты (пособия Воскобовича).
Картотека «Игры и упражнения на развитие логического мышления дошкольников»
В. П. Новикова Математика в детском саду.
Альбом – приложение «Четвертый лишний».
Январь 1.«Объедини в группы»
«Найди ошибку художника».
2. Логические задачи «Узнай в каком домике».
3.«Продолжи узор».
Загадка
Найди четвертое (задание в парах)
д/игра «назови три предмета» (из дерева, пластмассы и т. п.).
4. Упражнения: «Ухо, нос», «Кулак-ребро-ладонь».
Задание на классификацию: «Разложи картинки»
Веселые задачки.
Классифицировать предметы по свойствам.
Развивать зрительное внимание, память. Учить воспринимать инструкцию на слух.
Развивать мышление, мелкую моторику, умение обобщать, определять свойства предметов.
Развивать быстроту реакции, внимание, мышление, закреплять умение классифицировать предметы. В. П. Новикова Математика в детском саду.
Карточки с цветными домиками и зверями (приложение).
З. А. Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников.
Л. Г. Петерсон «Игралочка», картинки предметные.
Февраль 1. Игры: «Разложи по порядку»;
«Найди пару»; «Составь целое
из частей»
(Волшебный круг).
2. Математическое развлечение «Путешествие в страну чудес».
3.«Определи место». «Составь предмет из треугольников»
Упражнения «Ухо, нос», «Слоник».
4. Развивать логическое мышление, учить рассуждать.
Учить составлять конструкцию.
Учить логически мыслить, сравнивать назначение предметов, развивать сенсорные умения и способности аналитического восприятия.
Закреплять умение действовать по инструкции, обобщать, классифицировать, сравнивать. Развивать, внимание, мышление, воображение.
Развивать логическое мышление.
Учить составлять конструкцию.
Развивать логическое мышление, учить сравнивать.
Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. Приложения: карточки с предметами разного размера, с парными предметами, игра «Волшебный круг.
Использование интернет ресурсов, картинки и карточки, набор «Я учусь считать».
набор «Я учусь считать».
Наборы треугольников.
В. П. Новикова «Геометрическая мозаика»; Геометрические наборы.
Март
1.«Найди общий признак» «Головоломки»
Упражнения «Кулак-ребро-ладонь».
2.«В гостях у Феи».
3. Игры: «Найди тень» «Собери ковер»
Задание на нахождение закономерности «Заборчик».
4.«Сны животных» «Нарисуй картинку палочками»
Задания на развитие внимания по карточкам.
5. Викторина: «В гости к Красной Шапочке».
Задачки шутки.
Учить находить общий признак и объединять в группы.
Учить составлять головоломки из палочек на плоскости стола.
Развивать реакцию.
Развивать логическое мышление детей через игру. Закреплять знания детей о частях суток, количественном и порядковом счете. Продолжать развивать конструктивные навыки детей. Упражнять в ориентировке в пространстве.
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Продолжать учить складывать прямоугольник из геометрических фигур.
Развивать логическое мышление.
Развивать фантазию, внимание.
Активизировать мыслительные процессы; учить рассуждать логически: обосновывать свой ответ, делать правильный вывод; развивать ассоциативное мышление; закрепить счёт до «5»; способствовать развитию творчества и воображения.
В. П. Новикова «Геометрическая мозаика».
Наборы счетных палочек.
В. П. Новикова «Геометрическая мозаика».
Наборы счетных палочек.
В. П. Новикова Математика в детском саду (раздаточный материал);
Наборы счетных палочек.
Карточки на развитие внимания, мышления.
Использование интернет ресурсов, картинки и карточки, набор «Я учусь считать».
Апрель 1.«Кто без пары?» «Головоломки»
Задание на нахождение закономерности «Бусы для лисички».
2.«Рисуем по точкам». «Три медведя»
Задания на развитие внимания по карточкам.
3. д/ игры: «Найди родственника»
«Построим дом».
«Кто больше назовет».
4. Математический КВН Развивать зрительное внимание.
Учить составлять из контуров геометрические фигуры.
Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
Развивать внимание и логическое мышление.
Учить составлять дома из фигур разных размеров.
(см. приложение) В. П. Новикова Математика в детском саду (раздаточный материал).
Прописи, карточки.
В. П. Новикова Математика в детском саду (раздаточный материал).
Интернет - ресурс
Май
1. д/ игры: «Что общего?» «Где какие фигуры лежат?»
2. «Вырежи и собери картинку»
«Где Мишка?»
«Части суток».
3.«Живое - неживое»
«Раскрась по цифрам».
Посмотри и запомни
Задачки шутки
4. диагностика Развивать внимание, учить находить и выделять главный признак. Учить классифицировать фигуры по 2-м свойствам.
(цвету, форме).
Развивать логическое мышление.
Развивать фантазию, внимание. Упражнять в нахождении нужного изображения. Формировать чувство времени. Воспитывать усидчивость.
Учить классифицировать предметы по определенному признаку.
Учить различать цвета по цифрам.
(см приложение) Картотека «Игры и упражнения на развитие логического мышления дошкольников»
Картинки
Картотека «Игры и упражнения на развитие логического мышления дошкольников»
З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
Июнь 1. Повторение «Части суток».
2. Повторение Головоломки из счетных палочек с использованием карточек-схем «Составь по образцу».
3. Повторение Игры «Найди лишнее» «Выбери нужное».
4. Повторение Игры «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет». Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером и ночью; развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление.
Учить из цветных палочек составлять предмет, придумывать свой узор.
Развивать логическое мышление.
Развивать слуховую память, умение обобщать и анализировать. Модели частей суток, серии картинок с изображениями действий в разное время суток.
Наборы «Я учусь считать», карточки – схемы.
Картотека «Игры и упражнения на развитие логического мышления дошкольников»
Картинки предметные, альбом с заданиями «Четвертый лишний».
июль 1. Повторение Игра «В гостях у гномов».
Логические задачи
Задание на классификацию.
2. Повторение Упражнения: «Ухо, нос», «Кулак-ребро-ладонь».
Задание на классификацию: «Разложи картинки».
3. Повторение Игровые задания: «Подбери пару»; «Что лишнее?»; «Нарисуй фигуру по точкам».
4. Повторение «Составь целое
из частей»
(Волшебный круг).
Развивать логическое мышление и психические функции, формировать мыслительные умения и способности; тренировать у детей внимание, память, восприятие.
Развивать быстроту реакции, внимание, мышление, закреплять умение классифицировать предметы.
Учить детей классифицировать, сравнивать, обобщать. Учить соединять точки на листе бумаги.
развивать способности аналитического восприятия. Радужные гномы Воскобовича, картинки предметные.
Картинки предметные.
Картотека «Игры и упражнения на развитие логического мышления дошкольников»
Конверты «Волшебный круг».
август 1. Повторение «Найди общий признак» «Головоломки»
Упражнения «Кулак-ребро-ладонь».
2. Повторение д/ игры:
«Построим дом».
«Кто больше назовет».
3. Повторение Посмотри и запомни
Задачки шутки.
4. Повторение Игры «Варианты слов», «Запомни-повтори».
Учить находить общий признак и объединять в группы.
Учить составлять головоломки из палочек на плоскости стола.
Развивать реакцию.
Развивать внимание и логическое мышление.
Учить составлять дома из фигур разных размеров.
Развивать зрительное внимание и логическое мышление.
Развивать слуховую память, умение обобщать и анализировать. Л. Г. Петерсон «Игралочка».
В. П. Новикова Математика в детском саду (раздаточный материал).
З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
Картотека «Игры и упражнения на развитие логического мышления дошкольников»
Раздел 3 Организационный
3.1 Условия реализации программы.
Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности должна быть увлекательной, содержащей проблемно-игровые ситуации. Программа способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей. Деятельность начинается в игровой форме, в процессе длительной мыслительной деятельности используются упражнения на релаксацию, подвижные физминутки. Насыщаем групповое пространство, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.
Группа оснащена современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного и интеллектуального развития детей.
Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляется в разных формах:
• Рекомендации в ширмах и папках-передвижках;
• Проведение бесед;
• Организация совместных мероприятий.
• Изготовление пособий.
• Мастер классы.
3.2 Организация учебно-воспитательного процесса
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 49 занятий в год. Продолжительность занятий 15 минут.
Возраст воспитанников 4 – 5 лет. Количество обучаемых детей 36 человек.
Формы организации детей
• Подгрупповые
• Групповые
Формы работы с детьми
• Игра
• Ситуативный разговор
• Беседа
• Рассказ
• Чтение
• Интегративная деятельность
• Проблемная ситуация
Методы работы
В работе с дошкольниками 4-5 лет применяются словесные методы – художественное слово, инструкции, наглядные – иллюстрации, пособия, карточки, игрушки, а также практические, позволяющие дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая; работа по образцу и др. Основным приемом в работе с детьми является игра, занятия строятся на основе дидактических игр, с включением сказочных персонажей.
Способы проверки результатов.
Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:
- данных планового мониторинга уровня математического развития детей в МАДОУ (сентябрь и апрель);
- наблюдений за ребёнком;
- бесед с воспитанниками;
- выполнения заданий.
Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.
3.3 учебный план
Период обучения Продолжительность занятий Количество занятий в неделю Количество часов в неделю Количество недель
01.08.22-31.08.23 15 мин. 1 15 минут 49
3.4 Развивающая предметно-пространственная среда
Создан математический уголок, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нем представлены: фиолетовый лес Воскобовича, различные дидактические игры, занимательный материал: счетные палочки, вкладыши с фигурами, мозаики, головоломки; радужные гномы для изучения дней недели (пособие Воскобовича, модели частей суток.
Используемые пособия (игровизоры Воскобовича, двухцветные квадраты Воскобовича, «Волшебный круг», наборы «Я учусь считать») развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление. Основная цель использования дидактического материала: знакомство с логическими задачами; с геометрическими фигурами и их признаками – формой, цветом, размером; развитие у дошкольников внимания и памяти, воображения; развитие творческих способностей.
3.5 Система отслеживания и оценки результатов освоения программы.
Диагностика:
1. Находит предметы схожие и различные по внешним признакам.
2. Ориентируется в пространстве, различает предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу.
3. Сопоставляет части и целое для предметов и действий.
4. Называет главную функцию (назначение) предметов.
5. Расставляет события в правильной последовательности.
6. Описывает простой порядок действий для достижения заданной цели.
7. Находит ошибки в неправильной последовательности простых действий.
8. Проводит аналогию между разными предметами.
Критерии оценки усвоения программы: «Любознайка».
Максимальное количество баллов, которое может набрать ребёнок – 8.
6-8 баллов Высокий уровень. Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен ориентироваться в пространстве. У ребенка достаточно большой словарный запас и знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.
4-5 баллов Средний уровень. Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация на достаточно хорошем уровне. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве, но иногда путается. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не всегда усидчив.
0-3 балла Низкий уровень. Ребенок затрудняется выполнить задания. Не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. С трудом ориентируется в пространстве. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив.
Приложения
Оценочные материалы
1. «Найди предметы схожие и различные по внешним признакам».
Ребенку предлагается закрыть «фишкой» лишний предмет. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия, может – по внешнему признаку, по ситуативным признакам.
2. «Найди части и составь целый предмет».
Ребенок составляет целый предмет из карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами
3. «Расставь картинки в правильной последовательности».
Ребенку предлагается составить серию сюжетных картинок, на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Выявляется понимание ребенком причинно – следственных связей.
4. «Найди ошибки в картинках». «Нелепицы».
Ребенку показывается картинка, на которой изображены несколько нелепых ситуаций с животными или с людьми. Ему предлагается внимательно посмотреть на картинку и сказать, все ли здесь правильно. Найдя нелепицы, надо объяснить, почему это не так. .С помощью этой методики можно оценить представления ребенка об окружающем мире, о логических связях между объектами этого мира: людьми, животными, природой.
5. «Найди отличия в картинках».
Ребенку предлагается найти отличия в двух предложенных картинках и рассказать о них.
6. «Скажи что общее?».
Ребенку предлагается провести аналогию между разными предметами.