Марта Пирогова
Кружковая деятельность «Говорящие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружковая деятельность
Пояснительная записка.
Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.
Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня сфор-мированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Публикация «Кружковая деятельность „Говорящие пальчики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Дети 3-4 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Детям с нарушением зрения трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Поэтому, деятельность кружка «Наши ручки не для скуки» направлена на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.
Цель кружковой работы «Говорящие пальчики» : Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Основные задачи:
- развитие тонкой моторики пальцев;
- развитие движений кистей рук;
- развитие понимание речи;
Для решения донных задач выработаны следующие принципы:
- принцип системности (от простого к сложному - от частного к общему);
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
Принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практике.
Формы работы:
- игры с предметами и материалами;
- массаж рук.
- рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги и т. д.
- использование пластилина;
Организация кружка :
Кружок организуется с детьми 2 младшей группы.
Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительность по 8-10 минут). Занятие проводится с октября по май.
Необходимое условие кружковой деятельности – игровая мотивация, способствующая стимуляции интереса детей, развитию их активности и творческой фантазии.
Необходимые материалы для кружка.
- резиновые игрушки;
- бусы, шнуровки;
- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, манка);
- бумага, карандаши, пальчиковые краски;
- настольный театр;
Перспективное планирование кружковой работы
«ГОВОРЯЩИЕ ПАЛЬЧИКИ»
на 2014 – 2015 учебный год.
Во 2 младшей группе.
Месяц Тема: цель. Тема: цель.
Октябрь 1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику)
Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
3. Пальчиковая гимнастика «Зайчики»
Цель: Развивать общую координацию движения.
1. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.
Цель: развивать мелкую моторику.
2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
3. Пальчиковая игра «Кошки – мышки»
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Ноябрь 1. Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. «Снегопад в лесу» (трафарете зеленой елке разложить «игрушки») из мятой бумаги.
Цель: учить детей рвать бумагу и скатывать мелкие шарики.
3. Пальчиковая игра «Пирог»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. 1. «Прогулка»- рисуем следы … пальчиками.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
2. Массаж «Бусами»
Цель: развитие мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом.
3. «Новогодняя елка»
Цель: учить детей лепить круговые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики.
Декабрь 1. «Чтоб Мишке было теплее»
Цель: развитие мелкой моторики рук. Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге»
2. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Мой веселый мяч – прыгун»
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
3. Пальчиковая игра «Пальчики в лесу»
Цель: Развивать координацию общих движений.
1. Игра: «Лыжники»
Цель: развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
2. Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка)
3. «Забавный барашек»
Цель: развитие тактильной чувствительности пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка работы ножницами, упражнять детей в изготовлении аппликации.
Январь 1. «Подарок жеребёнку».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш, закреплять умение доводить начатую работу до конца.
2. Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.
3. «Идет снег»
Цель: Учить детей делать аппликацию манной крупой. Развивать мелкую моторику пальцев. 1. «Коврик для котёнка».
Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка оперирования ножницами, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз.
2. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»
Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.
3. Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек).
Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.
Февраль 1. «Волшебный теремок для шести братьев».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, совершенствование навыка правильного нажима на карандаш.
2. «Бусы для мамы»
Цель: развивать мелкую моторику рук; развивать соотношений движений рук.
3. Пальчиковая игра : «Какая игрушка спряталась» и определить на ощупь.
Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь. 1. Массаж пальчиков мячиком ежиком.
Цель: Развивать мелкую моторику рук, формировать навыки выразительности. Пластичности движений.
2. Пальчиковая игра «Солнце светит ярко. Ярко»
Цель: Развивать зрительное внимание.
3. Игра «Лыжники»
Цель: Развивать мелкую моторики пальцев.
Март. 1. «Нарядные дымковские лошадки».
Цель: закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, совершенствование навыка правильного нажима на карандаш.
2. Пальчиковая игра «помощники»
Цель: Развивать моторику пальцев.
3. Игра «Солнце светит ярко, ярко» выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию;
1. «Лодка для Пятачка».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы ножницами, с бумагой – оригами, совершенствование зрительно-ручной координации.
2. Рисование «верёвочкой»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и воображение.
3. Пальчиковая игра : «Моя семья»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Апрель. 1. «На окне расцвёл цветок».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, сыпучим и мелким материалом, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.
2. Массаж с прищепками.
Цель: учить детей расстегивать и застегивать прищепки.
3. Пальчиковая игра «игрушки»
Цель: Развивать соотношения движения рук.
1. «Весёлый кактус».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз, закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие бинокулярного зрения.
2. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки)
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.
3. Пальчиковая игра «Кто приехал»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
Май 1. «Рыбки для Карлсона».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пористым пластилином и гофрированной бумагой, развитие прослеживающей функции глаза, закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие бинокулярного зрения.
2. «Весёлые божьи коровки».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, закрепление навыка работы с пластилином, проволокой, развитие бинокулярного зрения
3. Пальчиковая игра «кто больше соберет шишек»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
1. «Солнышки - малышки».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с ножницами, с сыпучим и мелким материалом (бисером, Закрепление приёма завязывания нити на узел, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.
2. «Забавная гусеница».
Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование тактильной чувствительности пальцев рук и ориентировки в малом пространстве, формирование графических навыков при раскрашивании, развитие бинокулярного зрения, упражнять в работе с мелким сыпучим материалом.
3. Пальчиковая игра «Топ-топ»
Цель: развивать мелкую моторику рук.