Ольга Минаева
Круглый стол в старшей группе «Берегите друзей!»
Разработала: воспитатель Минаева О. Н.
Задачи:
• 1. Пробуждать в детях чувство отзывчивости, милосердия, взаимопомощи.
• 2. Формировать у детей правила поведения в социуме (обществе, также со своими сверстниками.
• 3. Воспитывать у детей умение слушать старших, уважать их, побуждать к совместной деятельности, развивать эмоциональную отзывчивость.
Ход занятия:
(Воспитатель вносит в группу свечу).
Публикация «Круглый стол в старшей группе „Берегите друзей!“» размещена в разделах
-Друзья, мы собрались все вместе, чтобы обсудить важную тему в нашей жизни,что такое дружба? Зачем человеку друзья? Я принесла эту свечу не просто так! Она символизирует сплоченность и понимание в нашей группе, она маленькая искорка надежды и любви, которая,надеюсь уже загорелась в нашем коллективе, нашей второй семье.
Нам всем нужны друзья. Человек не может жить в одиночестве. И дружба для него –одно из необходимых условий нормального существования. В напряженном ритме нашей жизни у нас порой не хватает времени лишний раз остановиться и задуматься о наших отношениях с другими людьми. Мы перестаем понимать друг друга и сами же страдаем от этого. В человеческих отношениях не достает душевного тепла. И поэтому так важно иметь хотя бы одного близкого друга. Научиться выстраивать свои отношения с ним и поддерживать эти отношения. Близкий друг-это человек, которого мы любим, и который любит нас. Такой человек становится частью нашей жизни, помогает нам обрести чувство защищенности, ведь приятно сознавать. что есть кто то, к кому можно обратиться в любой ситуации. В общении с другом появляются самые лучшие человеческие качества: отзывчивость,сострадание, бескорыстие, терпимость.
Воспитатель: -Ребята, вот свеча, которую мы с вами будем передавать по кругу и при этом назовем то хорошее качество которое как вы считаете, есть в этом человеке. Начнем.
- А теперь давайте поговорим кто такой друг По очереди. (Возможные варианты ответов).
Друг – это:
-тот, кто будет с тобой и в счастье и в беде;
-тот, кто без лишних раздумий приходит на помощь;
- тот, кто поймет тебя в любой ситуации; кому, не задумываясь, ты можешь открыть свои самые сокровенные мысли и желания;
- тот, кто скажет в глаза правду, осудит твой поступок, но и вместе с тобой будет искать выход из создавшегося положения.
А сейчас я прочту вам несколько высказываний о дружбе великих людей, а вы попробуйте прокомментировать их: «Друг- одна душа в двух телах» (Аристотель), «Человек, живущий одиноко, существует только наполовину» (Вольтер); «Доверие-первое условие дружбы. Не доверять друзьям позорнее, чем быть обманутыми ими. (Ларошфуко); «Дружба- соучастие в благих делах и испытаниях» (Платон); «Настоящая тайна дружбы состоит в том, что благодаря ей маленькое человеческое «я» расширяется, включает в себя другую жизнь,обогащается ею» (Толстой)
Настоящая дружба, ребята, проверяется временем и поступками,
- А вы ну ка назовите ваших друзей в группе?
(Дети называют)
Ребята, а как вы понимаете пословицу: «С кем поведешься, от того и наберешься»?
Не с каждым человеком можно подружиться. В сказке французского писателя Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц», маленький мальчик покидает свою планету, чтобы найти друзей, так как чувствует себя очень одиноким. Он путешествует с одной планеты на другую в поисках человека,которого он мог бы назвать своим другом. Но на тех планетах, которые он посещает, он сталкивается с людьми, замкнувшимися в своем маленьком мирке.
Все эти люди способны видеть и слышать только самих себя. Увидеть и понять другого человека они не могут, и потому дружить не способны. И только на планете Земля,куда Маленький принц попал после долгих скитаний, он встретил Лиса, с которым подружился…
(Чтение наизусть отрывка из сказки «Маленький принц»).
-Что помог понять Лис Маленькому принцу?
Действительно, Лис помог понять ему,что он в ответе за розу, которую приручил и не имеет права оставлять ее. Что по-настоящему узнать можно только того, кто приручил и полюбил. Что приручить другое существо нельзя сразу. Для этого нужно время. И это важная мысль.
Для того, чтобы родилась дружба, нужно быть добрым, честным, открытым. Не жадничать, а делиться с друзьями чем то хорошим. С тем, кто нам нравится, мы стараемся найти общий язык, пытаемся найти в этих людях хорошее, сами становимся милыми и приятными в общении.
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?
(Ответы детей)
1. Без друга на сердце вьюга. (Неуютно в жизни, мучает одиночество.)
2. Дерево живет корнями,а человек друзьями. (Потому, что «один в поле не воин».)
3. Для дружбы нет расстояний. (Если человек тебе дорог и близок, то ты его не забываешь, а встречи с ним – радость.
4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Хоть один да сможет помочь при надобности.)
5. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты. (Вольно или невольно мы становимся отражением своих друзей, их мыслей,привычек, даже поступков.
6. Старый друг лучше новых двух. (Старая дружба проверена временем, а новых друзей быстро не узнаешь,и потому не можешь быть уверенным в них до конца.)
-Сегодня мы с вами попытались ответить на вопрос: «Что значит быть настоящим другом или иметь такого друга. А сейчас, в конце нашего разговора о дружбе, давайте попробуем сформулировать правила,которые помогут сохранить дружбу, а потом всех нас ждет маленький сюрприз!
_-Всегда буть готов выслушать друга и помочь ему словом и делом
-Если слышишь плохое о друге,встань на его защиту.
-Не критикуй друга при всех. О его недостатках и ошибках говори с ним наедине.
-Не будь слишком навязчивым в общении с другом и не пытайся его переделать, а принимай его таким. какой он есть.
-Не срывай на друге плохое настроение.
-Храни тайну друга, если он тебе ее доверил.
-Умей прощать другу его ошибки, ведь ошибаются все.
-Будь в общении с дугом честным и искренним.
-Береги дружбу, ведь потеряв ее ты лишишься чего-то очень ценного.
-Если хочешь иметь друга- будь им.
-Вот мы с вами
Воспитатель: Каждому из нас хотелось бы иметь верного и преданного друга. Но не каждый из нас понимает, что значит быть таким другом. У Оскара Уайльда есть притча «Преданный друг» : Писатель случайно услышал разговор … Коноплянка рассказывала Водяной Крысе о странной дружбе богатого,знатного Мельника и нищего садовника Ганса. Мельник называл себя Преданным другом малыша Ганса и считал, что может в любое время дня и ночи войти в сад к Гансу,нарвать яблок, цветов,душистых трав, и заодно поболтать о жизни. А Ганс был счастлив одаривать Мельника, лишь бы почаще видеть его у себя, слушать его восхитительные речи о вечной и бескорыстной дружбе… (Краткий пересказ притчи) Коноплянка возмущена поведением Мельника: он только берет, берет и берет. Водяная Крыса,напротив, полностью одобряет подобное отношение к другому.
Притча: Преданный друг.
Жил в маленьком домике славный паренек по имени Ганс. Целыми днями работал он у себя в саду. И были у него самые чудесные цветы по всей округе. Самым верным другом малыша Ганса считал себя толстый богатый мельник. Он любил повторять, что у друзей все должно быть общее. Поэтому он постоянно набирал в саду у Ганса охапки цветов и корзины фруктов.
Правда, соседи удивлялись,почему мельнику не приходит в голову зимой, когда Гансу холодно и голодно,поделиться с другом едой и теплыми вещами. В зимнюю пору, когда сад спал, мельник никогда не приходил к другу в гости.
Зато весной, когда распустились первые цветы, мельник решил навестить маленького Ганса и заодно набрать корзину первых цветов. – Ну как ты провел зиму?-заботливо спросил он у друга
Ганс поблагодарил друга за беспокойство и рассказал, что зимой, когда ему нечего было есть, ему пришлось продать свою тачку, и теперь, на вырученные деньги он собирается купить себе новую.
-Я подарю тебе свою старую поломанную тачку,- сказал мельник,-и ты ее починишь. Ведь друзья должны делиться. А пока набери-ка мне полную корзину цветов.
С тех пор все лето мельник брал у Ганса цветы, а Ганс от заката до рассвета работал в хозяйстве у мельника, который постоянно напоминал ему о том подарке, который собирается сделать и о том, что Ганс, в благодарность за это должен оказывать ему различные услуги.
Однажды ночью мельник пришел к Гансу и попросил его сьездить в соседнее село за доктором для своего сына. Путь был неблизким. А доктор,узнав,в чем дело, сразу же уехал к мельнику,забыв про Ганса. И на обратном пути, добираясь домой в темноте,в дождь и слякоть, бедный Ганс сбился с дороги, попал в болото и утонул.
Жители деревни оплакивали доброго Ганса. А мельник говорил, что тяжелее всех ему, ведь он был лучшим другом Ганса.
Ну вот,друзья, пришла пора сюрприза. Посмотрите это ромашка, которую я сорвала в саду мельника, волшебная. И, срывая каждый лепесток, назовите друга в группе, который вам очень нравится и вы хотите продолжать крепкую дружбу с ним.
И еще корзину фруктов, передал вам Ганс. Чтобы вы угощались и всегда помнили, что на свете есть такие настоящие друзья.