Ольга Спицына
Круглый стол «Использование игровой мотивации, сюрпризных моментов и проблемных ситуаций в образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – время первоначального становления личности.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Реализация этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.
Темочки:
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Игровые проблемные ситуации
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Круглый стол для педагогов
- Технология проблемных ситуаций
- Темочки
Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка и зону интереса. Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Взрослые являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.
При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. Нельзя обязать человека понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педагога так построить свою работу, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность учебной деятельностью.
Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. С этой целью используются стимулы, т. е. внешние побудители определенной деятельности, задачи которых вызвать и усилить у дошкольников собственные мотивы деятельности.
Мотивация (от латинского movere) побуждение к действию.
Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.
Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой-либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Одним из важных стимулов на формирование мотивов является игра.
Игра - Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата.
Каждая образовательная деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут помнить. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей: приём, который подходит для среднего, но не подходит для раннего возраста или подготовительной группы. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности, элемент сказки, сюрприза, дети должны перемещаться в групповом пространстве (использовать в своей работе динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, речь с движением, игры-хороводы).
Задача педагога – развивать творческое воображение детей, имитируя движения животных, произнося звукоподражания, используя игры-драматизации, театральные игры (настольный, пальчиковый, театр перчаток, кукольный и т. д.).
Мотивация определяет «программу» игровых действий. При этом нужно учитывать следующие условия:
1 Организация, при которой ребенок вовлекается в процессе самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;
2 Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной;
3 Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряженной работы;
4 Содержание занятий должно быть трудным, но посильным;
5 Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребенка, тем он интересен для него;
6 Учет индивидуальных и возрастных, медицинских, психологических особенностей воспитанников;
7 Эмоциональность педагога, его умение поддерживать интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей.
Создание игрового интереса к образовательной деятельности с самых его первых минут и поддержание интереса на всем его протяжении залог успешного результата деятельности всех его участников.
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации :
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке».
Ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.
Создание этой мотивации строится по схеме :
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.
5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и е уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».
Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.
Создание мотивации строится по схеме :
1. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам.
2. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
3. Каждому ребёнку даётся посильное задание.
4. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Третий тип мотивации «Научи меня»
Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
Например:
-Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?
Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя»
Основан на внутренней заинтересованности ребёнка.
Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете её преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такую же для себя или для своих родных.
2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
3. Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Например:
- Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовить.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.
Использование игровых персонажей.
На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.
Игрушки или игровые персонажи :
- должны соответствовать возрасту детей;
- должны быть эстетичными,
- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,
- должны иметь обучающую ценность,
- должны быть реалистичными;
- не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости.
- Игровых персонажей не должно быть много.
Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.
Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к образовательной деятельности
Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в школе, но и детском саду.
Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников в образовательной деятельности. Это проблема мотивации. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах
Младший дошкольный возраст.
Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут стимулировать привлечению внимания детей к постановленной задаче, облегчить работу мышления и воображения. Нередко вс занятие проводится в форме игры. В младшем возрасте в мотивации должно присутствовать больше манипулирующего материала. Игровая форма в младшем возрасте предметно-манипулируемого характера, но при этом нельзя выпускать познавательное содержание. В этом возрасте нельзя отделять мотивационный блок от игровой формы, познавательный блок от игры. Мотивация должна лежать в самом материале, которым дети манипулируют на занятии.
1. Рассказать детям, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т. д. сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
2. Обратиться к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. Дождаться их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
3. Предложить детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации. Сказать, что умеете делать это очень хорошо и также дождаться их согласия на вашу помощь. Теперь вы можно рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.
4. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек.
5. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции.
6. По окончанию работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своим подопечным, используя при желании полученный продукт.
Средний возраст.
В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации.
Первый тип. В среднем возрасте в качестве мотивации хорошо идёт ролевая игра с введением какого-либо персонажа. Этот персонаж не должен забываться на протяжении всего занятия. Герой, который пришёл к
детям на занятие, не должен одиноко сидеть на стуле или лежать на полу. Этого делать ни в коем случае нельзя.
Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течение 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача ( необходимо что-то сделать: забор от волка, а затем учебная (научимся делать этот забор).
В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется. В старшем возрасте в качестве мотивации хорошо идёт сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте главное в мотивации не персонаж, а сюжет: письма, карты, эксперименты, путешествия, поисковая деятельность. Если ребёнок вошёл в ситуацию, то ситуация должна быть завершена. Например: если вы полетели в космос, то обязательно должны вернуться домой.
Кроме того, в старшем возрасте, добавляются проблемные ситуации.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса к обсуждаемой теме.
Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Создать проблемную ситуацию можно везде - на прогулке, в режимных моментах, в совместной деятельности, в процессе образовательной деятельности.
Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя, а так же в овладении детьми в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Характерные признаки проблемного обучения :
· возникает состояние интеллектуального затруднения;
· возникает противоречивая ситуация;
· появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи;
· проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда – в самом начале решения.
Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.
Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:
1) сам формулирует проблему (задачу);
2) сам находит ее решение;
3) решает
4) самоконтролирует правильность этого решения.
Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует «открытый конец» : каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении :
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Реб нок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему : ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод).
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.
В другом случае роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.
Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие методические приемы:
– подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
– изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побудить детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
–ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
– определить проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
– ставить проблемные задачи.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы и актуализации прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?».
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение. Пример: как принести воду в решете? Для этого организуется ряд опытов с водой, демонстрируя, как она превращается в пар или лёд. Дети делают вывод, что в виде льда вода не может вылиться из ёмкости.
Используются следующие способы создания проблемных ситуаций :
1. проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта;
2. проблемная ситуация возникает при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами;
3. проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения.
Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки. Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия, которое должно быть значимым для ребёнка. Только в этом случае проблемная ситуация является мощным источником мотивации всей познавательной деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного. Например, ребё нок задумывается над вопросом: «Почему облака плывут по небу?» Движение в понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс у транспорта. Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы.
Таким образом, можно увидеть следующий алгоритм создания проблемной ситуации :
1. находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями);
2. осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению);
3. ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование);
4. находим решение (радость, восторг);
5. проверяем решение (удовлетворение или досада в случае. неправильного ответа).
Алгоритм один, но проблемный материал должен быть разнообразный, не однотипный. Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью воспитателя – ребёнок воспринимает себя как первооткрыватель.
Создавая проблемные ситуации, педагог поддерживает у детей интерес к новой теме, побуждает выдвигать гипотезы, делать выводы, приучает не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Практическая работа по применению проблемных ситуаций позволяет сделать следующие выводы:
1. Высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работ с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами, а также при наличии программно-методической и материальные базы.
2. Применение проблемных ситуаций помогает воспитателю: формировать у детей самостоятельное, творческое мышление; быть активными, наблюдательными и общительными; развивать познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.
3. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить. Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать. Найденное, в процессе мышления становится знанием, тогда как то, что запомнилось часто останется нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
Вопросы «Почему?», «Как ты считаешь?», «С какой целью?», «Из -за чего?», «Как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления. Вопросы «Где?», «Что?», «Когда?», «Какой?», «Сколько?» - контролируют память.
Таким образом, проблемная ситуация, является инновационным направлением в технологи проблемного обучения, сочетает в себе все необходимые компоненты для индивидуальной работы гармоничного развития ребенка.
Использование сюрпризных моментов для повышения мотивации
Сюрприз - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется.
Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста.
Сюрпризные моменты необходимо включать в занятия, в праздники, досуги и в повседневную жизнь детей детского сада.
Сюрпризный момент - это один из приемов активизации детей на занятии.
Для внесения сюрприза можно сделать волшебную коробочку, из которой каждый раз появляется сюрприз-игрушка, с помощью которой разыграть игровую ситуацию. Например, к малышам пришла в гости собачка.
Роль сюрприза могут выполнять яркие красивые игрушки, появляющиеся и оживающие в сказке, различные персонажи и предметы, доступные восприятию и пониманию ребенка. Они необычайно повышают эмоциональный тонус детей, могут служить отправной точкой для развития сюжета и, конечно, прекрасно завершат его.
В младшем дошкольном возрасте чаще используется показ кукольного театра, приход различных игрушек и кукол на праздник, развлечение. Если малыши в большей степени зрители, созерцающие действие, то в старшей группе дети сами с удовольствием принимают участие в сюрпризных моментах
Вывод:
Включение таких приёмов в учебную и игровую деятельность, у детей значительно снижается чувство скованности, преодолевается застенчивость, возрастает познавательная активность, а, следовательно, возникает положительное, эмоциональное отношение к образовательной деятельности. Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни, обучаются выполнять различные действия, развивают память, мышление и творческие способности.