Светлана Ишмуратова
Круглый стол «Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Добрый день, уважаемые педагоги. Сегодня вашему вниманию предлагаю круглый стол и хотела бы, чтобы все участники круглого стола были активны, инициативны, придерживались следующих правил:
1. Время свято – говори ясно и сжато.
2. Закон один: все слушают, когда говорит один.
3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
Публикация «Круглый стол „Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Круглый стол для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола послушайте слова Волкова Геннадия Николаевича, доктора педагогических наук и сформулируйте тему :
2 слайд
«Без памяти нет традиций,
без традиции нет воспитания,
без культуры нет духовности,
без духовности нет личности,
без личности нет народа!»
Ваши предложения…. (ответы)
3 слайд
- Поговорим мы сегодня с вами на тему «Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания»
Я думаю, что большинство из вас согласиться, что самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, это разрушение личности, и это лучше всего понимаем мы - педагоги.
4 слайд
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, это не так страшно в дошкольном возрасте, они еще растут, но упускать это время нельзя.
Глубокое самопознание, четкое определение своего места в этом огромном мире базируется на внутренних источниках духовной силы человека : чувства безопасности, любви и гармонии.
«Душа поёт»- каждый из нас не раз слышал эту метафору, а как вы думаете, что это значит? (ответы на заданный вопрос)
Всё самое красивое и восхитительное мы зачастую сравниваем с музыкой, а базой любой мелодии являются ноты – их всего 7.
И сейчас, мы вместе с вами попытаемся сотворить нашу музыку, которая будет мелодией духовно – нравственного воспитания.
Слайд 5
Нота - ДО
Посмотрите, пожалуйста, на эти ноту. И вы все знаете первую ноту. ДО
Как вы думаете, какие важные для духовно-нравственного развития личности слова начинаются на букву «ДЭ»?
Доброта, доверие…
Правильно, это добро и доверие. Наша доброта является залогом доверия к нам. Нам, педагогам, доверено самое ценное - души детей. Без доверия все наши старания по воспитанию полноценной личности, будут напрасны.
Что будет являться основной целью духовно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте?
Формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям русской традиционной культуры, включающей гуманность, культуру поведения.
Слайд 6
Нота - РЕ
Назовите, пожалуйста слова, которые начинаются на букву «ЭР» и являются важной ступенькой в Духовно-нравственном воспитании (ответы на заданный вопрос).
Правильно, это религия, Родина, родной край.
РОДИНА. Воспитание любви к Родине одна из основных задач нравственного воспитания, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития любви к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству.
Наша задача сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.
Слайд 7
Как назвать все то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений?
Традиция
Как сохранить обычаи и традиции русского народа?
Приобщение к народным традициям в условиях интеграции разделов художественно-эстетического цикла
Расширение знаний о своей малой родине, изучение обычаев и традиций своего города, района, области.
С чего же должно начинаться знакомство детей с историей и культурой родного края? :
-знакомства с прошлым и настоящим, географическим расположением;
-природными ресурсами, климатическими условиями;
-с достопримечательностями, традициями, обрядами, народными играми;
-с фольклором, произведениями писателей, поэтов, художников, музыкантов, архитекторов;
-развитие творческих способностей детей в изобразительном и музыкальном искусстве.
Слайд 8
Нота - МИ
Нота МИ, она называется – ПРИНЦИП МОРАЛИ.
Ведь нормы морали не являются врожденными, они усваиваются ребёнком в окружении людей и зависят от отношения к нему окружающих, кто его воспитывает, в какой социальной среде он живёт.
Кто наш союзник в этой работе?
Семья
Какие формы работы с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей вы можете применить в своей работе?
Формы работы с семьей :
1. Родительские собрания.
2. Лектории для родителей.
3. Открытые показы воспитательного процесса.
4. Совместные праздники.
5. Помощь детскому саду (облагораживание территории, мелкий ремонт, участие в подготовке к праздникам).
Приведите пример любой формы работы с родителями из своего опыта и коротко опишите особенность примененной формы….
(спросить несколько педагогов)
Слайд 9
Нота – ФА
Это нота – фантазия. Мир детских фантазий неистощим, дети легко и с удовольствием сочиняют и импровизируют. Для этого есть все необходимое, для работы в этом направлении: можно сочинять собственные истории, разыгрывать кукольные спектакли с использованием сюжетов на тему добра и взаимопомощи, придумывать злых героев и «перевоспитывать» их.
Какие формы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию вы можете предложить?
(педагоги приводят примеры и коротко описывают значение той или иной примененной формы)
1. Духовное образование (НОД, беседы, поручения).
2. Воспитательно–оздоровительное образование (праздники, развлечения, игры: подвижные, назидательные, ролевые, строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно–познавательное образование (организация выставок и конкурсов, экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми, целевые прогулки, концерты, просмотр передач, м/ф, фильмов, презентаций).
4. Нравственно–трудовое образование коллективный труд, (самообслуживающий труд, хозяйственно – бытовой труд, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
5. Игра является и средством, и методом воспитания.
Педагогам предлагаются педагогические ситуации, которые они должны решить.
Слайд 10
1. Ранний возраст. «Дима и Кирилл не могут поделить игрушку, назревает драка. Каким способом можно погасить ссору по поводу игрушки в этом возрасте?».
Слайд 11
2. Младший возраст. «Во время игры Таня (3, 5 г.) часто жалуется на товарищей воспитателю на то, что у нее забрали игрушку, толкнули. В то же время сама ведёт себя также. Объясните причину такого поведения ребёнка и что в этой ситуации делать воспитателю?».
Слайд 12
3. Старший возраст. «Диалог двух девочек: «Настя, дай мне простыночку. У тебя две». – «Э, нет. Это одеяльце». Как повести себя воспитателю?».
Слайд 13
4. Старший возраст. «Володя любит только главные роли. Сейчас он – лётчик. Серёже тоже хочется быть лётчиком. Назревает конфликт. Как выйти из этой ситуации?»
Слайд 14
5. В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты. Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?
Слайд 15
Нота – СОЛЬ
Нота СОЛЬ означает стимул, который будет побуждать ребенка к действиям. Чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавая ситуацию успеха, формировать толерантность.
Скажите, что такое толерантность?
Толерантность – это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности.
Назовите основные черты толерантной личности, которые мы должны воспитывать у детей?
- терпение;
- умение владеть собой;
- доверие;
- чуткость;
- способность к сопереживанию;
- снисходительность;
- расположение к другим людям;
- чувство юмора;
- терпимость к различиям;
- доброжелательность;
- гуманизм;
- умение слушать;
- несклонность осуждать других.
Слайд 16
Нота – ЛЯ
Нота ЛЯ – это личностно-ориентированный подход.
Что сегодня нужно предпринять нам, педагогам, чтобы наши воспитанники на долгие годы сохранили выражение детства и чистоты? В этом нам помогут ситуации, которые сейчас мы с вами рассмотрим
Слайд 17
1. Вы вдруг услышали от детей такой уговор : "Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру". Ваши действия?
Слайд 18
2. В группу внесли новые игрушки, которыми хочет овладеть каждый.
Как предотвратить ссоры, драки, вызвать желание уступить другому?
Слайд 19
3. "Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хо-роший поступок". Согласны ли вы с этим мнением?
Слайд 20
4. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не заме-чает. Ваши слова и действия.
Слайд 21
5. В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику. Как
Слайд 22
Нота – СИ
И завершающим этапом нашей работы будет обсуждение последней ноты СИ, но мне хочется назвать ее нотой самосовершенствования и специализации воспитателей.
Подводя итог круглого стола, скажите, как мы педагоги должны самосовершенствоваться в вопросе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста?
Наша профессия по- своему уникальна: как воспитатели, как педагоги мы должны постоянно самосовершенствоваться, осваивать что-то новое, глубоко изучать нашу многонациональную культуру, находить в обыденных вещах что-то необычное интересное и познавательное. Мы постоянно идем вперед, и наша основная задача – воспитать хорошего человека, которому не чужды такие понятия как доброта и любовь. Это незабываемое путешествие по стране «Духовно-нравственного воспитания».
Слайд 23
И именно от нас зависит, как по нашим нотам дети сыграют эту волшебную мелодию. И я от всей души желаю, что бы в вашем оркестре малышей ни одна нота не звучала фальшиво!
Слайд 24