Щербинина Елена Васильевна
Круглый стол для воспитателей «Мотивация и мобильность педагогов в профессиональной самореализации»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мотивация и мобильность педагогов в профессиональной самореализации при переходе на применение ФОП ДО»
Цель: выяснить спектр мнений по поставленной задаче (изменения в соответствии с Федеральным законом от 24 сентября 2022 года № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статей 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы реализации Дорожной карты по переходу на применение ФОП ДО.
Публикация «Круглый стол для воспитателей „Мотивация и мобильность педагогов в профессиональной самореализации“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Задачи:
- выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к изменениям в законодательстве «Об образовании»;
- активизировать интеллектуальную, творческую, культурологическую и профессиональную компетенцию педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФОП ДО;
- развивать сплочённость, умение работать в команде, аргументированно отстаивать свою точку зрения;
- развивать личностные качества педагогов, таких как: профессиональная мобильность (способность к изменениям, креативность);
- мотивировать педагогов к саморазвитию в профессиональной деятельности используя практические рекомендации.
Предполагаемый результат:
1. Осознанная готовность педагогов к реализации новых образовательных стандартов;
2. Активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;
3. Самореализация педагога.
Ход мероприятия
Вводная часть.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы «Способы реализации Дорожной карты по переходу на применение ФОП ДО»
С изменений в законодательстве «Об образовании» детский сад становится обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
Ранее принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС, а теперь ФОП ДО – важный этап в деятельности детского сада. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.
Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.
Образование – это ресурс развития общества.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка.
Задача ФГОС,программы Воспитания, а теперь и ФОП ДО – учить детей самостоятельно учиться.
Осуществление перехода к ФОП в работе детского сада заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т. е. развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
Для реализации перехода к ФОП ДО в плане необходим ряд, казалось бы понятных условий:
• высокопрофессиональные специалисты;
• специально организованная развивающая среда;
• сотрудничество детского сада и школы, которое осуществляется по трем основным направлениям:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
В условиях применения ФОП ДО результаты освоения программы дошкольного образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные. (Для сравнения представлены на слайде презентации).
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.
Для учителя преемственность - это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Общее мнение таково, что ребенок приходит в школу не обученный нормам и правилам школьного поведения;
Воспитатели обижены : для них обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые приходят в школу не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа до конца не оценивает.
Родители хотят всего и сразу, они не произнося слово «преемственность» понимают его всего как стремление пораньше научить, упуская из вида тот факт, насколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребёнку именно сейчас- в дошкольном возрасте.
И наша с вами задача - найти золотую середину, чтобы не прозевать вылет птенцов из гнезда и вовремя подготовить их к интересной школьной жизни, которая наполнена встречей с первым учителем, первыми трудностями и их преодолением, чтобы события последующие за первым звонком не были стрессовыми.
Закончить свой доклад хочу совами В. А. Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"
В. А. Сухомлинский
К. Д. Ушинский сказал: "В деле обучения и воспитания : ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя".
Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования. Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых видов деятельности.
2. РАБОТА В ГРУППАХ. ДЕЛОВАЯ ИГРА «ТАВЕРНА «НАХОДКА»
Ведущий: У каждого из нас своя судьба, свой путь, но мы соприкасаемся друг с другом по каким-то неведомым законам. С одними людьми мы расстаемся, едва встретившись, с другими мы чувствуем общность и устанавливаем прочные связи. Мудрецы говорят, что мы – путники на дороге, именуемой Жизнь. Что встретится нам на пути?
Давным-давно на перекрестке путей один добрый человек выстроил таверну и назвал ее «Находка». Он верил, что в пути каждый что-нибудь для себя находит. А в таверне путешественники всегда могли найти вкусную еду, кров и общество тех, кому будут интересны их истории…
Упражнение «Секрет таверны “Находка”»
Ведущий: У хозяина таверны были свои причуды. Он не обслуживал единичные заказы. Его можно понять – в его маленькой кухне была только одна кастрюля и единственная сковородка. Кроме того, дрова в этой стране были дороги, рабочих рук не хватало, да и выручка с одного блюда слишком мала. Но, несмотря на причуду хозяина, таверна всегда была полна посетителей. В чем тут секрет? Как вы думаете? (небольшое обсуждение, обмен мнениями.)
Оказывается, хозяин просил одиноких посетителей найти себе сотрапезника, то есть того, кто согласится съесть то же самое блюдо. Поэтому желающему покушать – а таверна славилась отменной кухней – приходилось знакомиться с другими посетителями таверны и искать среди них человека или людей, у которых были бы такие же гастрономические пристрастия. К чести хозяина, он выполнял любой заказ – от самого простого до самого изысканного, от картошки в мундире – до омаров в шампанском. Некоторых посетителей возмущали причуды хозяина, и они порывались уйти. Но в ближайших пяти километрах не было ни одного, даже самого захудалого ресторанчика. И голодные путники возвращались. Раздраженные, они переступали порог таверны, но, о чудо, атмосфера, царившая там, была настолько теплой и дружественной, что невольная улыбка стирала печать недовольства. За столиками таверны велись непринужденные беседы, кто-то заразительно смеялся, кто-то пел песни… Замысел хозяина был прост – тот, кто нашел общие предпочтения в еде, никогда не будет выяснять отношения с помощью кулаков. И посетители, знакомясь и выясняя вкусы друг друга, с радостью понимали, как, оказывается, занятно находить точки соприкосновения с другими людьми, пусть даже в самом пустяковом вопросе.
Ведущий: Итак, представьте себе, что вы все – одинокие путники, незнакомые друг с другом, и вы зашли в таверну «Находка». И вопрос сегодня у нас решается не пустяковый, а очень важный и серьезный.
Самоанализ педагогов готовности к применению ФОП ДО.
Вступительное слово старшего воспитателя. Профессиональное развитие педагога ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.
Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Невозможно достигнуть высоких результатов без мотивации на активизацию потенциала человеческой личности, главного ресурса, лежащего в основе инновационных процессов.
Поэтому, организуя инновационную деятельность, важно уметь оценить инновационный потенциал педагогического коллектива, который характеризуется тремя показателями.
1. Восприимчивость педагогов к новому — это потребность в постоянном профессиональном росте. Восприимчивый к нововведениям педагог :
а) стремится внедрить передовой опыт в практику;
б) постоянно занимается самообразованием;
в) привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;
г) анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической деятельности;
д) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.
2. Подготовленность к освоению новшеств включает в себя: информированность о новшествах, наличие потребностей в обновлении педагогического процесса, знаний и умений для успешной профессиональной и исследовательской деятельности.
3. Степень новаторства педагогов в коллективе. К. Ангеловский выделяет пять групп педагогов по оценке степени их новаторства: новатор, передовик, умеренный, предпоследний, последний.
1. Группа «Новаторов». Педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое. Эти педагоги обладают способностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.
2. Группа «Передовиков» — это те, кто первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе. Они первыми подхватывают появившиеся в округе, районе инновации.
3. Группа «Умеренные». Освоение новшеств осуществляют умеренно, не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством коллег.
4. Группа «Предпоследние». Эта категория педагогов воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему.
5. Группа «Последние». В нее входят педагоги, сильно связанные с традициями; со старым, консервативным мышлением и отношением к деятельности.
Уважаемые коллеги, к какой группе Вы можете отнести себя?
Теперь давайте попробуем подобрать определения-характеристики для творческого воспитателя :
В- Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой
О- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист
С- Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист
П- Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот
И- Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь
Т- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,
А- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик
Т- Темпераментный, терпеливый, толерантный
Е- Естественный, единомышленник
Л - Ласковый, любящий, лидер
Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный
Упражнение «Блюдо в дорогу»
Ведущий: Представьте себе, после вкусного обеда посетители таверны, сытые и довольные, блаженно раскинулись в креслах и ведут неспешные непринужденные разговоры. И в этот момент хозяин выходит к посетителям с огромной книгой! В этой книге – удивительные рецепты, каждый из них придуман посетителями таверны, оказавшимися в ней одновременно, как вы все сейчас.
Через некоторое время каждый из вас отправится в путь. Не в правилах хозяина таверны «Находка» отпускать посетителей с пустыми руками. Тем более что вам предстоит длинный путь. Блюдо, которое вы унесете с собой, будет приправлено душевной атмосферой таверны «Находка».
Итак, вам предстоит создать рецепт общего «блюда в дорогу» А общее блюдо у нас сегодня «Успешно сформированная у дошкольника позиция «Я-школьник»
Вы знаете, как составляются рецепты? На этой доске хозяин обычно записывает предлагаемые ингредиенты и их количество со слов каждого посетителя. Когда все ингредиенты будут названы, вам предстоит разработать технологический цикл приготовления блюда.
Ведущий: Каждый участник игры предлагает свой ингредиент и его количество, а я буду записывать все предложения на доске.
Ведущий: Как это блюдо можно приготовить? Записывается под диктовку технология приготовления блюда на доске
Игра-презентация «А у нас…». Педагогам предлагается разделиться на 2 группы. У каждой группы плакат с написанными по диагонали словами «Детский сад будущего».
Инструкция: Пожалуйста, подберите слова и пропишите их по горизонтали к каждой букве, расшифровав данную фразу. Затем группы презентуют друг другу «Детский сад будущего» начиная свою демонстрацию со слов: «А у нас.».
Игра-презентация «А у нас…»
Д….
Е….
Т….
С….
К….
И….
Й…
С…
А….
Д….
Б….
У….
Д….
У….
Щ….
Е….
Г….
О…
Ведущий: Спасибо, господа! Теперь относительно ясно, как готовить это блюдо.
Упражнение «Приготовление блюда»
Ведущий: Хозяин таверны «Находка» очарован вашей гениальностью и допускает вас в святая святых этого заведения – на кухню. Он дозволяет вам самим приготовить придуманное вами блюдо.
Итак, мы на кухне таверны «Находка». Не удивляйтесь, что перед вами всего лишь большой лист бумаги и цветные карандаши. Для того чтобы приготовить блюдо, в этой таверне достаточно нарисовать его готовым. (Участники игры по группам создают портрет «Успешного выпускника, будущего ученика».)
Игра «Пирамида» : участникам круглого стола предлагается расположить в убывающем порядке требования к ребенку, поступающему в первый класс (участники выбирают из представленных на слайде требований, ведущий или помощник выстраивает пирамиду) :
- состояние здоровья ребенка;
- умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- самостоятельность;
- развитие речи и памяти;
- умение логически мыслить;
- умение организовывать свое рабочее место;
- ответственность;
- умение читать и писать;
- настойчивость, т. е. умение доводить дело до конца.
«Выстроив пирамиду», делаем вывод, основанный на выбранных участниками критериях.
Вывод: Чтобы заработала эта пирамида, в первую очередь в детском саду при подготовке к школе у ребёнка надо осуществлять личностное, физическое, интеллектуальное развитие, формировать предпосылки универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.
Упражнение «Благопожелание в дорогу»
В таверне «Находка» существует еще одна традиция. Посетители пишут друг другу благопожелания в дорогу и делятся своим мнением по полученному опыту в ходе совместной деятельности. Давайте поддержим эту традицию, и – в добрый путь! (Участники пишут друг другу добрые слова, высказывают свое мнение на стикерах).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Закончить наш круглый стол мне хотелось бы словами еще одного мудрого педагога Даниила Борисовича Эльконина: "Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – Педагог. Выигрывают от этого все, особенно дети.
В завершении нашего круглого стола, позвольте поделиться с Вами Кодексом деятельности успешного воспитателя, педагога ДОУ.
1. Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя.
2. Творчество – отличительная черта.
3. Здоровый образ жизни – основа существования.
4. Уважение к коллегам, детям, родителям дошкольников – культура воспитателя.
5. Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения.
6. Профессиональная компетентность – дело чести.
Используемый источник:
https://www.maam.ru/detskijsad/kruglyi-stol-dlja-vospitatelei-tema-motivacija-i-mobilnost-pedagogov-v-profesionalnoi-samorealizaci.html
https://multiurok.ru/files/kruglyi-stol-dlia-molodykh-spetsialistov-1.html