Гасайниева Заира Исабековна
Круглый стол для педагогов «Отклоняющееся поведение подростков в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол для педагогов :«Отклоняющееся поведение подростков в школе».
Цели:
1. Формирование представления у педагогов о различных вариантах поведенческих отклонений у обучающихся.
2. Мотивация педагогов на реализацию индивидуального подхода к обучению и воспитанию школьников, соблюдению педагогической этики.
Задачи
• Знакомство участников с основами девиантного поведения;
Публикация «Круглый стол для педагогов „Отклоняющееся поведение подростков в школе“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Выявление проблемных зон, которые требуют совместных действий;
• Формирование основных направлений работы;
«Ситуация успеха» (на фоне музыки «Давайте говорить друг другу комплименты»)
Для начала я хочу предложить вам участие в одном упражнении. Мы не так часто слышим добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности, а ведь без тёплого слова и летом холодно.
Я думаю, что сейчас вы сидите рядом с тем человеком, который вам знаком не только как педагог, профессионал своего дела, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств.
Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.
Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего в каждой группе.
А сейчас ответьте мысленно на вопросы:
- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?
- Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?
Соц. педагог :
Наверное, если Вас спросят, какими Вы хотели бы видеть своих учеников, Вы перечислите такие качества как образованность, честность, самостоятельность, порядочность, скажете, что хотите гордиться ими.
Но, вместе с тем, если попросить любого опытного преподавателя вспомнить самые яркие события или случаи из его педагогической практики, он, как правило, вспомнит не процент отличников, а совсем другое.
Например, сложные отношения с «трудным» учеником; непростой процесс завоевания доверия у «трудной» группы.
Проблема трудностей в поведении и общении подростка обостряется в переходные периоды, когда меняется и сам человек, и система его взаимоотношений с окружающими.
Самым непростым этапом взросления человека является его переход от детства к взрослости, а именно подростковый возраст. Этот период приходится на возраст с 10 до 15 лет. Трудным возрастом, переходным периодом, переломным возрастом называют данный промежуток времени учителя, психологи, родители. И это не случайно: именно в эти годы перестраивается психика ребенка, изменяется характер учебной деятельности и отношение к ней, бурно развивается самосознание и личность подростка в целом.
Подросток – это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Личность ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.
Мини-лекция.
И так, сегодня мы попробуем понять, отклоняющееся поведение подростков, обсудим эффективные методы работы с такими детьми и попробуем составить алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе.
Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкогольные напитки, курят, в силу разных обстоятельств, в конце концов, может быть уже после окончания школы, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир.
Эпиграфом мы взяли слова Константина Дмитриевича Ушинского «Для того, чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях».
Мозговой штурм. Уважаемые коллеги, возьмите листы бумаги и за одну минуту напишите, что должны знать педагоги по работе с такими детьми.
Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения?
Он должен знать:
• Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений
• Факторы риска, формирующие девиантное поведение
• Причины отклонений, т. е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние
Алгоритм действий по профилактике ДП, который включает в себя:
• Основные направления работы с девиантными детьми
• Основные направления работы с родителями
• Основные направления работы с педагогами
• Формы и методы психолого-педагогического воздействия
• Модели пропаганды здорового образа жизни
• Модели профилактики злоупотребления ПАВ (психоактивное вещество)
Итак, Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение? Мы, в первую очередь предлагаем вам ответить на этот вопрос. Как вы, уважаемые коллеги, понимаете это определение….?
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Выделяют три группы девиантного (отклоняю.) поведения :
• Антисоциальное поведение
• Асоциальное поведение
• Аутодеструктивное поведение
Рассмотрим конкретно каждую из этих групп.
1. Антисоциальное поведение –
поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.
Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются антисоциальными?
Итак, формы антисоциального поведения :
Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;
Воровство
Мелкое хулиганство
Вандализм;
Порча чужого имущества;
Торговля наркотиками.
2. Асоциальное поведение
Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:
Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются асоциальными?
И так формы асоциального поведения :
Побеги из дому;
Систематические пропуски в школе;
Агрессивное поведение;
Ложь;
Вымогательство;
Беспорядочные половые связи;
Настенные надписи и рисунки непристойного характера;
Ненормативная лексика
3. Аутодеструктивное поведение –
Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:
Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными?
И так, формы аутодиструктивного поведения :
Курение;
Токсикомания;
Наркомания;
Вскрытие вен,
Алкоголизм,
Суицид.
Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем вам ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.
1. После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (агрессия асоциальными Ваши действия?
2. Группа подростков из 8 класса систематически издеваются над одноклассником подвергая его травле в интернете, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. Чем это может закончиться и ваши действия? (насилие – Антисоциальное поведение)
3. Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. Но при этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. Ваши действия?
Все ситуации, встречающиеся в школьной практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений:
нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы.
Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы позитивного воздействия и помощи девиантному подростку.
Чтобы ребенок вдруг стал девиантным подростком, должны быть какие-то весомые причины.
Каковы же факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?
Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.
Первый опыт социальных отношений и связей ребенок приобретает в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой и широтой влияния.
Игра «Чистый лист». (Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки) : Представим себе, что это душа ребенка.
Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).
Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.
Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя - ….
Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.
А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.
Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение в том числе к суициду.
• Семья
• Наследственность
• Проблемы в подростковом возрасте
• Отсутствие прочных социальных связей.
Рассмотрим поближе каждый из них.
Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.
Напишите, как семья может отрицательно повлиять на поведение ребенка.
Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.
Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье.
Поражение нервной системы в родах
Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии….
Физические дефекты
Наследственность - рождение от наркомана или алкоголика
Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.
Мозговой штурм.
Напишите и назовите распространенные проблемы подросткового возраста. …
Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники.
Отсюда возникает Межличностный стресс
Взаимоотношения со сверстниками.
• Конфликтное отвержение со стороны сверстников
• Вымогательства денег, давление, шантаж;
• Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения
• Принуждение совершать поступки против воли
Взаимоотношения с учителями
• Обвинение ребенка во всех проблемах и трудностях;
• Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;
• Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;
• Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми
Следующая причина отклоняющегося поведения - это отсутствие прочных социальных связей. Ребёнок не получает должного внимания поддержки в семье, не видит понимания в школе, испытывает равнодушное отношение сверстниками. Отсюда:
• постоянное желание восставать против чего-либо
• непризнание авторитетов
• сильное стремление к независимости
• отчужденность
• ощущение собственного провала
• чувство безнадежности
• потеря уверенности в себе
• неспособность устанавливать близкие отношения
• подверженность влиянию со стороны сверстников
Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на отклоняющееся поведение.
В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом.
Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жестокости по отношению к слабому Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него даже суицидальные попытки.
В работе с такими детьми важно взаимодействие и единый подход всех участников образовательного и воспитательного процесса: классных руководителей, учителей-предметников, психолога, соц. педагога.
Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми такой категории
Алгоритм действий:
1. Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
2. Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты
3. Анализ полученных данных; Выявление причин отклонений
4. Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
5. Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса.
6. Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.
7. Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.
Представьте себе большое сухое безжизненное дерево. Оно как душа ребенка, которая заблудилась в огромном мире, очерствела от невнимания взрослых, высохла от непонимания сверстников. А вы, как специалисты в области воспитания и образования, можете помочь душе ребёнка наполниться жизнью.
Упражнение «Давайте, вспомним наше детство…» (10 мин).
После ознакомления с различными вариантами отклонений в поведении детей, соц. пед. предлагает педагогам вспомнить себя в школьном возрасте. Основное задание для участников – вспомнить хотя бы одну ситуацию, в которой они сами явились нарушителями поведения в школе.
После выполнения упражнения, соц. педагог предлагает желающим привести свой пример, обобщая полученные сведения и делая основные акценты на следующих моментах:
Каждое нарушение в поведении имеет свою причину и цель;
Практически каждый человек в своей жизни хотя бы 1 раз совершил действие, не соответствующее общепринятым нормам и правилам;
За каждым действием или формой поведенческого нарушения следует реакция со стороны общества (сверстников, родителей, педагогов);
Всякое поведенческое отклонение – результат стремления ребенка привлечь к себе внимание любым возможным способом, попытка проявить себя.
Данную информацию каждый участник может проанализировать.
Описание поведенческого нарушения.
Ситуация, в которой оно произошло (где, когда, при каких обстоятельствах).
Цель (для чего нарушили поведение)
Выход (результаты, последствия).
Ваши эмоции до, во время проступка и после наказания.
Сохранилось ли желание нарушать поведение в дальнейшем?
Правила работы с детьми, которые характеризуются отклонениями в поведении.
Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении, а не на личности ребенка. Начинать свою работу следует с аккуратного и конкретного описания плохого поведения ребенка. Делайте описание поведения без его оценки.
Объясняя ребенку, почему его поступки так огорчают вас, избегайте таких слов, как "плохо", "неправильно", "глупо", "по-хамски". Субъективные, оценочные слова только вызывают раздражение ребенка, "заводят" нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.
Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями. Когда ребенок демонстрирует "плохое" поведение - властное или мстительное - наши собственные эмоции очень неприятны. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, - нормально. Но! Контролируйте отрицательные эмоции. Наш гнев - это то, чего добивается ребенок, жаждущий власти. Если мы демонстрируем свои отрицательные эмоции - мы заставляем ребенка продолжать свое поведение.
Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации. Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:
повышаем голос,
оставляем последнее слово за собой,
начинаем кричать,
используем уничижительные, оскорбительные, унижающие выражения,
втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,
сравниваем одного ребенка с другим, командуем, требуем, давим,
Правило 4. Обсудите проступок позже. Поговорить о некрасивом поведении ребенка или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки и не при свидетелях.
Правило 5. Позвольте ребенку "сохранить лицо". Дети, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Они играют в игру, которую так и можно назвать "По-своему".
Уважаемые педагоги!
Хочу обратить ваше ОСОБОЕ внимание на…
Правило 6.
Соблюдайте при детях педагогическую этику!
Наибольшая польза этого правила в том, что дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель. Они «зеркалят» наше отношение к ним. И если мы позволяем себе агрессию, позволяем эмоциям брать верх над разумом, то и они позволяют себе это.
Будьте для учащихся примером в поведении!
Не обсуждайте ребенка в присутствии сверстников!
Проявляйте участие и заботу, предлагайте помощь!
Показывайте ребенку своё уважение!
Не уменьшайте возможности и достоинства обучающегося.
Будьте ТЕРПИМЫ!
Помните дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.