Екатерина Манерова
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 130»
Круглый стол для педагогов:
«Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
в соответствии с ФГОС ДО»
Выполнила:
старший воспитатель
Манерова Е. С.
Форма проведения: Круглый стол.
Цель: Обеспечить условия для изучения и внедрения в практику ДОУ положений ФГОС ДО.
Задачи:
1. Содействовать формированию знаний и умений по вопросу взаимодействия с семьями в современных условиях.
Публикация «Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
2. Расширять знания о формах взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Развивать умения представлять свой опыт по методическому мероприятию, аргументировано отстаивать собственную позицию, преодолевать трудности и т. д.
Предварительная работа:
1. Работа с педагогами по подготовке к мероприятию (изучение темы, составление сценарного плана круглого стола);
2. Проведение разных форм методической работы (консультации, выставки, собеседования и т. д.);
3. Работа по самообразованию;
4. Подготовка технического оснащения к мероприятию, подготовка раздаточного материала, решение организационных вопросов.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, столы, стулья для участников, листы бумаги, карандаши, ручки, листы с заданиями.
Ход мероприятия:
- Добрый день, уважаемые коллеги и гости! Сегодня в нашем детском саду сетевое событие, очередное методическое мероприятие.
1. Слово хочу заведующей детским садом Юлии Александровне
2. Открытие мероприятия - старший воспитатель Манерова Е. С.
3. О важности и актуальности темы – педагог-психолог Ильина Ольга Федоровна
Ведущий:
- Сегодня тема нашего методического мероприятия «Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами Дошкольного Образования. Мероприятие будет проходить в форме круглого стола.
Цель нашего мероприятия:
-Обеспечить условия для изучения и внедрения в практику ДОУ положений ФГОС ДО.
Задачи:
1. Содействовать формированию знаний и умений по вопросу взаимодействия с семьями в современных условиях.
2. Расширять знания о формах взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Развивать умения представлять свой опыт по методическому мероприятию, аргументированно отстаивать собственную позицию, преодолевать трудности и т. д.
Надеюсь, наша встреча будет эффективной, информационной и давайте обсудим правила введения круглого стола.
1. Выслушивать друг друга.
2. Соблюдать временной регламент.
3. Не перебивать друг друга.
4. Будьте внимательны и активны.
Уважаемые коллеги, мне хотелось бы рассказать притчу.
«Давным - давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или нет?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
Уважаемые коллеги, а как вы думаете, притча связана с современностью и изменениями, которые происходят в дошкольном образовании? (высказывания).
Пожалуй, сегодня в связи с современными изменениями в дошкольном образовании, каждому из нас, педагогов, стоящих у истоков детства, необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека - это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.
Человек, рожденный в семье, учится радоваться, сочувствовать, у него формируется характер, складывается эмоционально - нравственный опыт, уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно нам, педагогам, помочь, а также понять родителям воспитанников.
Ежедневное взаимодействие с родителями - это неотъемлемая часть деятельности педагогов ДОУ.
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ассоциации».
ИГРА «АССОЦИАЦИИ».
У каждого педагога взаимодействие с родителями с чем-то ассоциируется?
Задание: Я начинаю фразу вы продолжаете - для меня взаимодействие с родителями - это ….
Ведущий:
– Действительно процесс взаимодействия это горная тропа : то широкая, то узкая, с крутыми поворотами, завалами. На ней много подъемов и спусков.
Вывод: Уважаемые коллеги! Участие в игре позволило нам увидеть и проблемы, и возможности практики взаимодействия педагогов ДОУ с семьей.
Мы отметили, что часто звучит словосочетание «взаимодействие с родителями». Давайте мы с вами попробуем дать определение «Взаимодействия» (высказывания педагогов).
Взаимодействие может рассматриваться как: особый вид совместной деятельности (Х. И. Лийметс); как особый тип отношений субъектов; как процесс совместной деятельности и личностного обмена между субъектами и постоянно развивающийся в пространстве и времени (Н. Ф. Радионова) Взаимодействие как процесс характеризуют совокупная деятельность, информационная связь взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. А ФГОС ДО деятельность взаимодействия рассматривает в форме сотрудничества - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.
Вывод: Таким образом, взаимодействие - это взаимопонимание, взаимопроникновение, взаимоотношения, как особый тип отношения между людьми.
Ведущий:
- При организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями мы пользуемся принципами. Внимание, задание: назовите эти принципы: (участники называют)
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Ведущий:
- Напомню вам - главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций :
• развитие интересов и потребностей ребенка;
• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
• воспитание уважения к детству и родительству;
• взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
• оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Ведущий:
-В связи с этим мне хотелось порассуждать.
ДИСКУССИЯ.
Любой вопрос регламентируется и обеспечивается нормативно - правовыми документами. Мы ранее изучали с вами эти документы. Мы поработаем с двумя документами: ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании Российской Федерации» и Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО».
А сейчас я приглашаю вас к разговору.
1. ФЗ «Об образовании РФ».
В ФЗ «Об образовании РФ» остановимся на 44 статье, который говорит о правах и обязанностях, об ответственности родителей. Мы сейчас поиграем. Передавая кубик мы будем называть права, а на обратно ответственность.
Таким образом, уважаемые коллеги вы продемонстрировали, что знаете ФЗ и надеюсь, используете в практике и переходим ФГОС ДО.
2. ФГОС ДО.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные положения по вопросу взаимодействия взрослых с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.
Задание по тексту ФГОС ДО. У вас на столах листочки желтого цвета, найдите их. Вам необходимо найти и вставить пропущенные слова. 5 минут вам дается для выполнения задания, начинаем работать.
1. Личностно - …. … и …. характер взаимодействия взрослых (родителей … …., педагогических и иных работников организации) и детей);
Личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников организации) и детей);
2. …. для участия родителей (законных представителей) в … деятельности;
Создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
3. … с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, …. вовлечение их в образовательную …., в том числе посредством создание образовательных проектов …. на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создание образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
4. …. педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам …. и …. детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации).
Консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации).
5. Обеспечение психолого – педагогической …. семьи и повышения компетентности ….(законных представителей) в вопросах ….и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Вывод: Вы хорошо поработали с текстом ФГОС ДО, вы правильно определили основные положения. Конечно же, это личностно – развивающий и гуманистический характер, создание условий в образовательной деятельности, взаимодействие в непосредственном вовлечении родителей в деятельность, также родители нуждаются в консультационной поддержки.
Ведущий: А как вы думаете, что влияет на качество взаимодействия с семьей? (высказывания участников).
Вывод: компетентность самого педагога влияет на качество взаимодействия с семьями.
Таким образом, в дискуссионной части мы определили, что основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
• изучение семей воспитанников : учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;
• открытость детского сада семье;
• ориентация педагога на взаимодействие с детьми и родителями.
Уважаемые коллеги, мы проговорили о нормативном обеспечении, о условиях взаимодействия. Нам важно сейчас остановиться на самом процессе взаимодействия. У вас на столах есть карточки зеленого цвета, со словами: РЕЗУЛЬТАТ, ЦЕЛЬ, ФОРМА, СОДЕРЖАНИЕ, они написаны не в последовательности процесса. Наша задача составить алгоритм взаимодействия, то есть слова расставить по порядку в той последовательности, в которой осуществляется этот процесс.
На первое место поставим, а почему? На второе, на третье, на четвертое?
1. ЦЕЛЬ 2. СОДЕРЖАНИЕ 3. ФОРМА 4. РЕЗУЛЬТАТ
Ведущий:
Если определили алгоритм взаимодействия, следует остановиться на формах взаимодействия детского сада и семьи, разновидности вы знаете, это:
1. Информационно - аналитические
2. Познавательные
3. Досуговые
4. Наглядные
5. Дистантные
У вас на столах есть листочки с таблицей «Формы взаимодействия с родителями», вам необходимо заполнить эту таблицу, уважаемые коллеги и вас гости тоже попрошу немного поработать с нами. Время на выполнения задания 3 минуты.
Информационно - аналитические формы.
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Опрос, социальные опросы
Анкетирование
Патронаж
Интервьюирование
Наблюдение
Изучение медицинских карт
Психологические методики
Общение на интернет – форуме
Рекламные щиты
Плакаты
Информационные брошюры ДОУ
Презентация ДОУ
Сайт ДОУ
Общение на интернет – форуме
Общение с родителями выпускников и родителей детей, посещающих ДОУ
Информационная корзина
Почтовый ящик
СМИ
Интервью и беседа
Рекламные ролики
Рекламные проспекты
Познавательные формы.
Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими
особенностями детей дошкольного возраста; формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Педагогический консилиум
Педагогические конференции
Семинар – практикумы
Тематические консультации
Педагогический совет
Круглый стол
Презентации
Устный педагогический журнал
Симпозиум
Практикум
Вечера вопросов и ответов
Педагогическая беседа
День открытых дверей
Дебаты
Ознакомительные дни
Совместные экскурсии
Туристические походы
Педагогическая лаборатория
Читательская конференция
Аукцион
Семинар – практикум
Душевный разговор
Мастер класс
Ток – шоу
Вечера вопросов и ответов
Родительский университет
Родительские встречи
Дискуссии
Родительские тренинги
Дни добрых дел
Деловые игры
Семейная гостиная
Клубы для родителей
Эпизодические посещения
Родительские чтения
Общие собрания
Досуговые формы.
Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Дни открытых дверей
Праздники, развлечения, досуги
Кружки
КВН, викторины
Просмотр фильмов
Коллекционирование
Концерты
Соревнования
Совместные походы и экскурсии
Праздники, развлечения
Вернисаж
Совместные проекты
Выпуск семейных газет
Выставки
Семейные коллекции
Реликвий
Клубы отцов, бабушек
Семейные вернисажи
Благотворительные акции
Домашние гостиные
Совместные походы и экскурсии
Наглядные формы.
Цель: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Тематические выставки
Информационные проекты
Организация дней открытых дверей
Выпуск газет
Организация мини – библиотек
Фотомонтаж из жизни группы, в кругу семьи
Анкетирование
Информационное оснащение группы (папки – передвижки, буклеты, информация о знаменательных датах)
Совместные дела (фотоконкурсы на различные темы)
Семейная летопись
Информационные листы
Как мы живем (интересные события)
Какие мы молодцы (размещаются успехи детей, педагогов, родителей)
Книга отзывов и предложений
Родительские газеты
Видеофильмы
Дистантные.
Это дистанционные формы взаимодействия с семьями.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
контакты
сети интернет
Спасибо, уважаемые коллеги.
Наше методическое мероприятие подходит к концу. Как вы, считаете, цель нашего мероприятия достигнута? Участвуя в мероприятии, каждый из вас по- разному реагировал на содержание. Прошу высказать собственные впечатления от участия (высказывают мнения). Таким образом, надеюсь, что содержание деятельности круглого стола теперь мы можем использовать в практической работе.