Юлия Данильченко
Консультация «Круги Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить.
Поэтому ФГОС предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешными.
Публикация «Консультация „Круги Луллия“» размещена в разделах
Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Но проблема речи во всем ее видовом разнообразии все же продолжает оставаться актуальной в дошкольном возрасте.
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным.
А представляют они собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.). Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/ И: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные», «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.
На мой взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать, пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.
Педагоги детского сада используют круги Луллия в познавательном развитии, как на занятиях (ознакомление с окружающим, развитие речи, математика и др., так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.
Методические рекомендации при использовании этого метода
• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.
• Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.
• Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью, например, скотча, чтобы можно было легко поменять их.
Технологическая цепочка проведения на примере
использования трех кругов :
Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго - мест их произрастания (сад, лес, болото и т. п.); третьего - плодов или семян (апельсин, яблоко, шишка и др.).
Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитателя они находят на нижнем круге изображение яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и располагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось.
Задача: Объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить подобные плоды. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования.
Например, хорошо ли иметь такую чудесную березу в унылой болотистой местности и каким обитателям леса особенно понравится, что на ней растут апельсины.
Ожидаемые результаты:
Подбор детьми карточек с изображением объектов для размещения на секторах, например: "Подберите карточки с изображением домашних животных".
Варианты игр с использованием Кругов Луллия
Младший возраст (3-4 года)
Дидактическое игра: «Чей малыш?»
1 вариант. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т. д., на большом - их детенышей.
Реальное Задание: найти маме детеныша.
Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.
2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.
Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т. д.).
Дидактическое игра: «Чей хвост?»
1 вариант. На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (белка, медведь, волк, лиса и т. д., на маленьком - их хвосты.
Реальное Задание: найди, чей хвост?
Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение его хвоста и, поворачивая этот круг, совмещает их.
2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения белки и волчий хвост.
Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом у белки оказался волчий хвост, например: захотел волк поменяться хвостами. Здесь необходимо обращать внимание на употребление прилагательных в правильной форме (беличий, волчий)
Средний возраст (4-5 лет)
Дидактическая игра «В гостях у сказки».
1 вариант. На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением сказочных героев (б. Яга, Буратино и т. д., на маленьком – предметы, которыми они пользовались.
Реальное Задание: Подбери нужный предмет
Ребенок по просьбе взрослого называет одного из сказочных персонажей, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение необходимого для него предмета.
Литература:
3 Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх «Познаем мир и фантазируем с Кругами Луллиля, изд. «Аркти», М, 2011
4. Интернет – ресурсы https://dsdlf.com/index.php/metodist/16-konsultatsii/45-igry-po-triz-krugi-lulliya
Приложение №1
Картотека игр с использованием Кругов Луллия
Варианты колец:
Для игры с экологическим содержанием:
• №1. Сосна, береза, ель, дуб, рябина, клен.
• №2. Семена и плоды вышеперечисленных деревьев.
• №3. Листья вышеперечисленных деревьев.
• №4. Лиса, пчелы, медведь, белка, собака, птица.
• №5. Нора, берлога, дупло, гнездо, будка, улей.
• №6. Орел, цапля, соловей, ворона, чайка, гусь, ласточка, аист.
• №7. разные формы птичьих клювов.
• №8. Разные виды птичьих ног.
• №9. разные виды птичьих крыльев.
• №10. Город, деревня, лес, море, горы, болото.
• №11. Любые животные.
• №12. детеныши животных.
Игры с кольцами Луллия можно условно разделить на три типа:
Игры на подбор пары
В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке кольца№1 обязательно должна соответствовать одна картинка кольца №2
Игры экологического содержания: «Найди где живет?» - кольца №4,5 «Назови детеныша?»- кольца №11,12 «С чьей ветки детки?» - кольца№1 и 2, №2 и 3, №1 и3. «Крылья, ноги, клювы» - кольца №№6 и 9,№№6 и 8, №№6 и 7. «Подбери место обитания» - кольца №№6 и 10.
Игры с элементом случайности в установке колец
В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Если каждое ваше кольцо имеет 8 картинок, то возможны 64 комбинации!.
Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучения грамоте: «Чей нос, чей хвост?» - кольца №№17 и 11 «Назови сколько?» - кольца №№16 и 6, 16 и 1, 16 и 4,16 и 18. «Уменьшаем, увеличиваем» - №№ 15 и 17.
Игры на развитие творческого воображения.
Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игры, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например совпали картинки колец №№ 11 и 12. Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она о них будет заботиться, чему станет их учить?». Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии. Кольца №№ 4 и 10.
Комбинации: Лиса в море. Может быть, лису везут пароходом в новый зоопарк? Лиса в болоте. Погналась за добычей и вот бедная завязла. Лиса в деревне. Опять кур крадет. Лиса в городе. ….?
Игры на развитие связной речи. «Сочиняй-ка», «Рифмуй-ка»
Цель игр: совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания, развитие речевого творчества, формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности
Описание: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге, предметные картинки животные, птицы, люди, времена года, на 2 круге картинки подходящие по рифме (коза-коса, мишка- шишка, ковёр-забор и т. д., с изображением действий, явлений природы. Дети раскручивая круги подбирают пару подходящую по рифме, придумывают короткие стихи и читают их. В другом варианте придумывают предложения, рассказы, сказки. В игре дети иногда подбирают не совместимые на первый взгляд комбинации, но они и побуждают к проявлению творчества, воображения, фантазии активизации речевого общения.
Существуют разные варианты использования «Речевых кругов».
Игры на формирование лексико-грамматических категорий:
«Чей, чья, чьё?», «Образуй словечко», «Один - много», «Называй-ка», «Сосчитай-ка»
Цель игр: совершенствование лексико-грамматического строя речи, закрепление навыка словообразования и словоизменения, расширение и активизация словаря, развитие связной речи.
Описание: Организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания.
«Слоговики», «Раздели на слоги», «Образуй словечко»
Цель игр: совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, обучение грамоте, расширение и активизация словаря
Описание: Организация и условия проведения игр те же, что и в предыдущем варианте. На 1 круге предметные картинки на 2 схемы слов с количеством слогов или печатный слог, с которого начинается слово. Другой вариант, на 1 круге печатный слог и на 2 круге печатный слог дети раскручивая круги, образуют слова из слогов.
Игры, совершенствующие навык развития артикуляционной моторики:
«Зарядка для язычка», «Посмотри и покажи»
Цель игр: совершенствование артикуляционных способностей детей, формирование навыков сотрудничества и самостоятельности
Описание: Игра проводиться в паре или двумя подгруппой детей. Берутся круги 1 с изображением артикуляционного упражнения, 2 с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга 1 должна соответствовать картинка круга 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению