Папки-передвижки

Конспект занятия «Как зимуют птицы и звери» (подготовительная группа, 2 год обучения)

Елена Матвеева
Конспект занятия «Как зимуют птицы и звери» (подготовительная группа, 2 год обучения)
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 92»

Тема недели «Животные и птицы России»

Конспект логопедического занятия

«Как зимуют птицы и звери»

(Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, 6-7 лет)

Составила:

Матвеева Е. Н., учитель – логопед,

МБДОУ «ДСКВ №92

II квалификационная категория

г. Братск. 2013

Задачи:

Совершенствование грамматического строя речи:

Публикация «Конспект занятия „Как зимуют птицы и звери“ (подготовительная группа, 2 год обучения)» размещена в разделах

1) составление сложных предложений со значением противопоставления;

2) усвоение категорий дательного падежа;

3) употребление антонимов;

4) употребление предлогов «НАД», «ПО», «С», «ПОД», «ОКОЛО», «К», «МЕЖДУ»;

5) образование сложных прилагательных: красногрудый,. ;

6) образование родственных слов от названий животных.

Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение гласных звуков, определение места звука в слове).

Автоматизация произношения звуков [Р], [Р`] в игре.

Развитие связной речи (составление рассказов о животных).

Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни птиц и зверей зимой.

Активизация и актуализация словаря по теме «Животные и птицы России» (названия зимующих птиц, животных и их детенышей, словарь глаголов и признаков).

Развитие зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, тонкой и общей моторики.

Развивать навыки совместной деятельности, умения договариваться, считаясь с интересами, желаниями других.

Развивать интерес к художественному слову.

Воспитывать заботливое отношение к птицам и животным.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Чтение художественной литературы».

Активизация словаря:

Словарь предметов: ворона, воробей, сорока, дятел, голубь, синичка, снегирь, зимующие птицы; заяц, зайчиха, зайчата, зайчонок, заячья семья; волк, волчица, волчата, волчонок, волчья семья; медведь, медведица, медвежата, медвежонок, медвежья семья; лис, лиса, лисята, лисенок, лисья семья…

Словарь действий: каркает, чирикает, тинькает, стучит; кормить, заботиться, запасать, менять, охотиться…

Словарь признаков: морозная, вьюжная, холодная, долгожданная, ветреная, снежная, белая, веселая, скрипучая, студеная; большие, маленькие, крупные, мелкие, длинные, короткие, толстые, тонкие; красногрудый, желтогрудая, белобокая, чернокрылый, черноголовый, длиннохвостый…

Предварительная работа:

• Заучивание чистоговорок, стихотворений о птицах, о зиме;

• Наблюдение за птицами зимой

• Знакомство с жизнью животных и птиц в зимнее время.

Оборудование:

На экране слайды:

- фон

- зима

- ворона, воробей, сорока, скворец; - скворец исчезает

- дятел, голубь, ласточка, синичка; - ласточка исчезает

- ворона, воробей, сорока, дятел, голубь, синичка

- снегирь

- картинка с зимующими птицами : ворона, воробей, сорока, дятел, голубь, синичка, снегирь

- дятел и воробей

- сорока и снегирь

- ворона и синица

- зимующие птицы : ворона, воробей, сорока, дятел, голубь, синичка, снегирь

- воробей и волк

- фон

Стих в картинках:

- Зимой в берлоге мишка спит,

- Под крышей воробей сидит,

- Лиска рыжая в норе,

- А собака в конуре,

- В логове лежит волчиха,

- Под кустом дрожит зайчиха,

- Белка спряталась в дупле,

- Ежик спит в сухой траве.

Стульчики напротив экрана по количеству детей

Магнитная доска, на которой нарисовано дерево; магниты, фигурки птиц :

Синичка летит, дятел стучит по дереву, воробей стоит, ворона ходит,

ходит голубь, синичка летит, сорока летит, между воробьем и синичкой сидит снегирь.

На столе в тарелочках корм для птиц : пшено, сухие ягоды, сало, семечки, семена тыквы, хлебные крошки (под салфеткой)

Музыкальные клависы

3 стола, на каждом столе – конверт «Разрезные картинки», стульчики по количеству детей

Песочные часы – 5минут

Картинки «ориентиры» следы по 2 шт (заячьи, лисьи, медвежьи)

Педагогическая ситуация: (переход из самостоятельной деятельности детей к непосредственно образовательной деятельности)

Логопед говорит: «Раз, два, три, четыре, пять – предлагаю поиграть!».

Методы и приемы:

Динамическое упражнение «Приветствие»

Загадки про зиму, птиц.

Речевые игры и упражнения:

1) упражнение «Передай словечко» (хлопком) - словарь признаков;

2) игра «Четвертый лишний»- дифференциация зимующие птицы и перелетные;

3) фонетическое упражнение «Угадай название птицы по звукам»- звуковой анализ слов;

4) дидактические игры на составление сложных предложений со значением противопоставления:

- «Сравни воробья и волка»- закрепление знаний детей о частях тела птиц и зверей;

- «Сравни птиц» - подбор антонимов;

5) упражнение «Как называется?» - образование сложных прилагательных;

6) дидактическая игра «Что делает птица - употребление предлогов «НАД», «ПО», «С», «ПОД», «ОКОЛО», «К», «МЕЖДУ»;

7) дидактическая игра «Покорми птиц» - усвоение категорий дательного падежа;

8) упражнение «Угадай птицу по голосу» - развитие слухового внимания, активизация глаголов;

9) упражнение «Подскажи словечко» - развитие внимания, мышления, логики

Подвижная игра «Птички летели»

Пальчиковая игра «Кормушка»

Социоигровой прием «Становитесь в круг» - развитие слухового внимания, коммуникативных навыков

Работа в 3 компаниях:

1. «Собери картинку» - развитие логики, мышления;

2. «Назови всю семью» - образование родственных слов;

3. «Расскажи, как зимуют» - развитие связной речи;

Массаж биологически активных зон «Снегири» (для предупреждения простуды) - автоматизация произношения звуков [Р], [Р`] в игре.

Ход

Слайд - фон

Логопед встает в центре группы : «Раз, два, три, четыре, пять – приглашаю поиграть!»

(дети подходят и встают в круг)

Динамическое упражнение «Приветствие»

- Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошки нам давай

Вместе с солнцем мы встаем (держась за руки, поднимают руки вверх)

Вместе с птицами поем (взмахи руками-крыльями)

С добрым утром! (ритмические хлопки)

С ясным днем! (шаги на месте)

Вот как славно мы живем! (показать большой палец правой руки)

Загадка

- Снег на полях, лед на морях,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой)

Слайд - зима

-Правда, зимой! Какая чудесная, сказочная зима на экране. Давайте скажем, какая бывает у нас зима.

Упражнение «Передай словечко» (хлопком) - словарь признаков

(студеная, морозная, вьюжная, холодная, долгожданная, ветреная, снежная, белая, веселая, скрипучая, долгая)

Проходите на стульчики.

- Ребята, вы молодцы, много зимних слов сказали, даже холодно стало! Интересно, а как птицы и звери переносят холода? Может все птицы улетают в теплые края? (нет, зимующие птицы остаются)

- Посмотрите на птиц, назовите лишнюю.

На экране слайд:

- ворона, воробей, сорока, скворец;- слайд без скворца

- дятел, голубь, ласточка, синичка;- слайд без ласточки

- Кто лишний? Почему? (скворец лишний, потому, что все птицы зимующие, а он улетает; ласточка лишняя, потому, что она перелетная птица, а все остальные – зимующие)

Вы думаете так, давайте проверим!

Слайд с оставшимися птицы.

- Почему эти птицы называются зимующими? (потому, что они всю зиму

живут у нас)

Слайд снегирь

- А эту птицу узнали? (снегирь)

Массаж биологически активных зон «Снегири»

(для предупреждения простуды)

-Давайте поиграем, повторяйте за мной (стоя у стульев) :

Ра-ра-ра – погляди-ка, детвора

(приставить ладони ко лбу «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны и к центру)

Ря-ря-ря – взошла красная заря

(раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами)

Ре-ре-ре – растет рябина на горе

(кулачками энергично провести по крыльям носа несколько раз)

Ри-ри-ри – клюют рябину снегири

(пальчиками пробежаться по щекам)

- Присаживайтесь на стульчики.

(дети садятся, логопед присаживается напротив)

Слайд – зимующие птицы

- Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем с птицами играть.

Упражнение «Угадай название птицы по звукам»

- Я загадаю вам названия птиц звуками, а вы постарайтесь отгадать птицу :

И, И, А – синица

О, У – голубь

Начинается на звук В, заканчивается на звук А – ворона

Начинается на звук В, заканчивается на Й – воробей

Начинается на С, заканчивается на Рь – снегирь

- Молодцы!

Упражнение «Сравни птиц»

- Ребята, посмотрите на птиц, они все разные! Например, одни крупные, а другие -….мелкие

Посмотрите на картинки и скажите, какая птица крупная, а какая мелкая?

(Ворона крупная, а воробей мелкий. Сорока крупная, а синичка мелкая. Дятел крупный, а снегирь мелкий.)

Слайд - дятел и воробей

- Клювы у птиц бывают разные : длинные и ….короткие,

Слайд – сороки и снегиря

- Сравните хвосты сороки и снегиря.

Слайд - вороны и синицы

- А что можно сказать про лапки вороны и синицы? (лапки у вороны большие, а у синицы маленькие)

Слайд - зимующие птицы

- Птицы отличаются по окраске перышек, т. е. по оперению.

Упражнение «Как называется?»

Если у снегиря красная грудка – как про него можно сказать? (красногрудый)

А у какой птицы желтая грудка? Как про нее можно сказать? (желтогрудая)

У кого белые бока? (У сороки) Какая сорока? (белобокая)

У кого черные крылья? (У сороки, вороны) Как про них можно сказать? (чернокрылые)

У кого черная голова? (У сороки, вороны) Как про них можно сказать? (черноголовые)

У кого длинный хвост? Как про них можно сказать? (длиннохвостые)

А если хвосты короткие, как скажем? (короткохвостые)

Логопед встает в центр группы и приглашает детей за собой:

Подвижная игра «Птички летели»

- Молодцы, хорошо отвечали,

и, наверное, устали

я на вас рукой взмахну

всех вас в птиц превращу!

Повторяйте за мной:

Птицы летят - крыльями машут. (бегут по кругу, машут руками-крыльями)

Летели, летели на дерево сели (взмахи руками, присесть)

Птицы летят - крыльями машут. (бегут по кругу, машут руками-крыльями)

Летели, летели на землю сели (взмахи руками, присесть)

- Раз, два, три! – ребятишки снова вы! Подходите, за волшебной линией становитесь!

(у доски, на полу, линия - «ориентир», чтобы дети не подходили близко к доске)

Дидактическая игра «Что делает птица

- Ребята, давайте посмотрим, где расположились наши птицы.

Логопед у доски, на которой нарисовано дерево, прикрепляет на магниты птиц, а дети составляют предложения с предлогами:

Синичка летит над деревом

Дятел стучит по дереву.

Воробей слетел с дерева.

Ворона ходит под деревом.

Около вороны ходит голубь.

Синичка летит к дереву.

Сорока подлетела к дереву.

Между воробьем и синичкой сидит снегирь.

Дидактическая игра «Покорми птиц»

Загадки про птиц

- Ребята, чем же питаются птицы зимой?

Посмотрите, я приготовила корм для зимующих птиц. Давайте назовем, что здесь? (пшено, сухие ягоды, сало, семечки, семена тыквы, хлебные крошки)

Кому давать какой корм вы узнаете, если отгадаете загадки:

• Озорной мальчишка в сером армячишке,

По двору шныряет, крошки собирает…воробей

- Маша, закончи предложение: я дам хлебные крошки…

• Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягодки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять…

- Даша, какое предложение получится? (Я дам сушеные ягоды снегирю)

• Непоседа – невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня…

- Миша, составь предложение. (Я дам сало синичке)

- Ребята, остальные птицы, тоже будут рады, если вы их покормите зимой.

- Руслан, кого ты угостишь?

- Алина, ….

Пальчиковая игра «Кормушка»

Повторяйте за мной!

Смастерили мы кормушки, для голодных зимних птиц

(постукивать кулачком об кулачек, чередовать руки)

Прилетайте к нам подружки, стайки резвые синиц.

(взмахи руками – приглашение)

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем (показать на себя и руки вытянуть вперед)

(На каждое название птиц загибать по пальцу на каждой руке, начиная с мизинцев)

Две синицы, воробей,

Шесть ворон и голубей,

Дятел в пестрых перышках (покрутить большими пальцами)

Всем хватило зернышек

(сжимать и разжимать кулачки)

- Проходите, садитесь на стульчики.

Логопед включает запись на диске с голосами птиц

Упражнение «Угадай птицу по голосу»

Ребята, наелись птички и запели. Угадайте, кто произносит такие звуки?

(Включается запись «Голоса птиц»,

если дети назвали птицу, появляется слайд с картинкой)

КАР-КАР – ворона, что она делает? Каркает

ЧИК-ЧИРИК – воробей, он чирикает.

ТИНЬ-ТИНЬ-ТИНЬ – синичка, она тинькает.

ТУК-ТУК-ТУК – дятел, он стучит.

-Ребята, кто еще вместе с птицами в лесу зимует? (волк, лиса)

- Как можно сказать, одним словом?

- Чем отличаются птицы от зверей? Давайте сравним воробья и волка. Слушайте друг – друга внимательно – не повторяйтесь!

Слайд - воробей и волк

Упражнение «Сравни воробья и волка»

У воробья клюв, а у волка пасть.

У воробья тело покрыто перьями, а у волка шерстью.

У воробья две лапки, а у волка четыре.

У воробья есть крылья, а у волка нет.

У волка видны уши, а у воробья нет.

Птицы умеют летать, а звери нет.

- Молодцы!

На экране - фон

Социоигровой прием «Становитесь в круг»

Сколько раз услышите стук, столько ребятишек становитесь в круг!

Логопед на клависах стучит: 2, 3, логопед раскладывает три картинки – «Следы», а теперь вокруг картинки соберитесь, по столько человек, сколько раз стукну - 4удара клависами.

- Ребята, что на картинках? (следы)

Найдите такие же следы на столе, за свой стол садитесь.

- Ребята, послушайте внимательно задание: Чтобы узнать, чьи следы вас привели за стол - надо собрать картинку, затем совещаясь назвать всех членов семьи, подготовить рассказ о том, как зимуют эти животные. Отвечать будет 1 человек от команды, остальные слушают и дополняют, договоритесь, кто отвечает.

На подготовку – 5 минут – песочные часы. Проверка.

- Чья семья у вас на картинке? Назовите всех по порядку. Расскажите, как

зимуют.

У нас лисья семья.

Папа лис, мама лиса, лисята, лисенок, лисеночек.

Лиса живет в норе. Осенью она меняет шерсть на более теплую. Запасов лиса не делает, потому, что она питается мышами, зайцами и птицами. Лиса – хищница. Зимой может пробраться в курятник и украсть курицу.

У нас семья заячья.

Папа заяц, зайчиха, зайчата, зайчонок, зайченочек.

Зайцы к зиме меняют шубку серую на белую, чтобы на снегу их было незаметно. Зайцы делают норки в снегу, прячут тело в снег, а мордочка на улице. Чтобы при опасности убежать. Зайцы травоядные, зимой обгладывают кору с деревьев.

У нас семья медвежья.

Медведь, медведица, медвежата, медвежонок, медвежоночек.

Медведи все лето и осень готовятся к зимней спячке. Медведи – хищные животные, но любят ягоды и мед. Медведи очень много едят. А осенью, когда становится холодно ложатся спать, их засыпает снегом, получается снежная берлога. Медведи просыпаются весной.

Логопед зовет всех в центр группы :

- Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть, крепче за руки держись, да в цепочку становись!

Упражнение «Подскажи словечко»

На экране появляются картинка, дети озвучивают и показывают.

Ребята, давайте расскажем, как зимуют животные, я начну, а вы продолжайте.

Зимой в берлоге мишка спит,

Под крышей воробей сидит,

Лиска рыжая в норе,

А собака в конуре,

В логове лежит волчиха,

Под кустом дрожит зайчиха,

Белка спряталась в дупле,

Ежик спит в сухой траве.

Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили играть.

О ком мы сегодня говорили? Если вам понравилось играть – хлопните в ладоши. Я вам предлагаю взять корм, и покормить птиц на улице.

Литература

1. Смирнова Л. Н.

Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 -7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : Мозайка-Синтез, 2003г.

2. Сахарова И. И. Зимующие птицы, стр. 53 – 56, «Логопед» № 7/2010г

3. Мухаметянова А. Р., Дворецкая Г. Л. Приемы работы по формированию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, стр. 87 – 94, «Логопед» № 1/2009г

САМООАНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«КАК ЗИМУЮТ ПТИЦЫ И ЗВЕРИ»

Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Дети с речевым диагнозом общее недоразвитие речи (ОНР) II – III уровня.

Второй год обучения.

Одним из направлений моей профессиональной деятельности являются фронтальные коррекционные занятия с детьми группы «Речевичок». Целью данных занятий является совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа слов, автоматизации произношения звуков, развитие связной речи, активизация и актуализация словаря по теме недели, развитие коммуникативных навыков, психических процессов, координации речи с движением, а так же развитие тонкой и общей моторики. Представленное мероприятие - это небольшой фрагмент моей системной коррекционно-образовательной деятельности с детьми.

Данное мероприятие проводилось в соответствии с комплексно-тематическим планированием – это тема «Животные и птицы России». При проведении логопедического занятия я учитывала интеграцию видов детской деятельности, это: игровая, коммуникативная, двигательная.

Традицией нашей группы стало проведение ритуала приветствия в начале занятия. В данном занятии я использовала коммуникативное упражнение «Здравствуй!», которое помогло мне переключить внимание детей с самостоятельной деятельности и настроить на логопедическое занятие.

На коррекционном занятии использовались разнообразные формы работы с детьми.

Это речевые игры и упражнения:

Для активизации словаря признаков в речи детей, я использовала упражнение «Передай словечко» (хлопком).

В игре «Четвертый лишний»- дети упражнялись в классификации птиц, также с помощью этой игры развивалось мышление и речь детей.

Фонетическое упражнение «Угадай название птицы по звукам»- я использовала с целью звукового анализа слов (выделение гласных звуков, определение места звука в слове).

Для совершенствования грамматического строя речи я использовала речевое упражнение «Как называется?», где детям было предложено подобрать сложные прилагательные и упражнение «Назови всю семью», где дети подбирали родственные слова.

С помощью дидактической игры «Что делает птица - упражняла детей в употребление предлогов в речи.

С целью закрепления усвоения категорий дательного падежа использовала дидактическую игру «Покорми птиц» - где дети составляли предложения по предложенному образцу.

Для составления сложных предложений использовала дидактические игры:

- «Сравни воробья и волка»- где, дети в ходе сравнения закрепляли названия частей тела птиц и зверей;

- «Сравни птиц» - где дети учились подбирать антонимы;

Для развития связной речи мной было предложено в компаниях составить рассказ о том как зимуют животные.

Для развития слухового внимания использовала коммуникативную игру «Становитесь в круг» и упражнение «Угадай птицу по голосу», где дети узнавали пение птиц, подбирали глаголы

А для развития внимания, мышления, логики использовала упражнение «Подскажи словечко», с этой же целью использовала загадки про зиму, птиц, дидактическую игру «Собери картинку».

Для развития координации речи с движением, тонкой и общей моторики подобрала подвижную игру «Птички летели» и пальчиковую игру «Кормушка» - где дети автоматизировали произношения звуков [Р], [Р`] в игре, а также провели массаж биологически активных зон для предупреждения простуды.

Кроме того, эти упражнения способствовали созданию замкнутой, завершенной композиции мероприятия.

В ходе всего мероприятия я использовала современные технологии, такие как:

Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми, которая позволила общаться с детьми на равных, стать их партнером.

Элементы социоигровой педагогики, а именно: работа детей проходила в трех компаниях. Это способствовало развитию коммуникативных навыков детей.

Здоровьесберегающие технологии, а именно: вариативное использование пространства, смена видов деятельности детей. Это способствовало предотвращению утомляемости детей.

ИКТ: Использование мультимедийного оборудования позволило сохранить интерес детей на протяжении всей деятельности.

Для сохранения интереса, более полного проживания темы, а так же для перехода детей в самостоятельную деятельность им было предложено взять с собой корм для птиц, и на прогулке покормить пернатых друзей, понаблюдать за ними.

Публикации по теме:

Презентация для детей среднего дошкольного возраста «Перелетные птицы» Презентация "Перелетные птицы" предназначена для детей среднего дошкольного возраста. В презентации в доступной для детей среднего дошкольного.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Как зимуют птицы и звери» (подготовительная группа, 2 год обучения)
Опубликовано: 16 января 2013 в 16:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Как зимуют птицы и звери» (подготовительная группа, 2 год обучения)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Матвеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД