Балыкина Татьяна
Родительское собрание в 4 классе «Кризисы взросления младшего школьника»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в 4 классе
3 четверть
"Кризисы взросления младшего школьника"
Цели:
Формирование у родителей знаний о психологии кризиса подросткового возраста;
Обучение их приемам общения с ребенком в кризисный период.
Задачи:
Дать знания об изменениях в личностной, психической, физической сферах жизни ребенка в кризисные периоды;
Проанализировать проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми;
Найти пути преодоления проблем в общении с детьми.
Публикация «Родительское собрание в 4 классе „Кризисы взросления младшего школьника“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Форма проведения: Классный час
Актуальность.
Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной.
Часто в этот период от родителей можно услышать такие слова: «Мой ребенок становится неуправляемым», «Как трудно стало с ним общаться.» и т. п. В чем причины такого поведения? Виноват сам ребенок? Или, может быть, на него кто-то оказывает дурное влияние? А может, виноваты сами родители? Ребенок переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.
Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и не хочет идти в школу.
Соматически ослабленные дети являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.
Вступление:
Уважаемые родители! Четвертый класс! Этот период – важная ступень в жизни ребенка. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. С одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны,- страх перед переходом в среднее звено. Мы, взрослые, не забываем напоминать им об этом лишний раз, когда необходимо указать ребенку на его промахи, тем самым повышая уровень тревожности перед встречей с новыми условиями обучения, новыми учителями, одноклассниками или даже школой.
Перед учащимися 4 класса может встать ряд проблем, возникающих в этот период:
1. Трудности при взаимодействии с учителями.
2. Тревожность при ответах у доски.
3. Страх перед контрольными работами.
4. Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.
5. Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.
Основная часть:
Причины подросткового кризиса
Четвероклассник подходит к периоду кризиса в его развитии. Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности.
Более значимой становится оценка сверстников;
Ведущей деятельностью стала не учеба, а общение со сверстниками;
Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости;
Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить;
У подростков оформляются взгляды на смысл жизни, на отношения между людьми;
Нарастанию тревожности ребенка способствуют, кроме того, физиологические изменения в его организме, изменение потребностей: социальных, материальных, духовных.
Давайте подробнее рассмотрим психолого-педагогические особенности развития младших подростков. Во многом они определяются кардинальными изменениями в организме ребенка, бурным процессом полового созревания. Особая роль принадлежит акселерации, т. е. ускорению физических и физиологических процессов.
У подростка все больше проявляется потребность во «взрослом» обращении. Возникновение чувства взрослости у школьника - одно из главных достижений этого возраста. Способствуют этому условия, требующие от ребенка самостоятельности, помощи старшим, а также уважительный тон обращения к нему со стороны окружающих людей.
В чем проявляется стремление ко взрослости?
Дети становятся очень чувствительными к внешним формам обращения к себе как к большим. Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать. Подростки овладевают в общении со взрослыми многими полезными навыками и умениями. Однако в этом тяготении к взрослым немало противоречий, например.
. между ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка. Отсюда желание казаться старше. Девочки начинают одеваться как молодые женщины, пользоваться косметикой. Мальчики могут пробовать курить, чтобы быть, как им кажется, настоящими мужчинами.
. в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку как к ребенку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в то время как он сам предпочел бы обратную картину.
. между «нужно» и «опасно». Многие родители и педагоги постоянно ставят задачи развития самостоятельности школьников, но одновременно не могут преодолеть в себе стремление ограничить эту самостоятельность.
Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладают большей ценностью, чем с родителями. Основным содержанием общения становится поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеалом отношений сверстников в этом возрасте является девиз - «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. В общении дети начинают учитывать требования сверстников, ориентироваться на них. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в познании мира человеческих отношений.
Одна из самых главных, основополагающих потребностей раннего подросткового возраста - потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей.
Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих «ролей» :
«Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей;
«Сильные, смелые, волевые» - ребята, утвердившие себя спортивными достижениями;
«Активисты» - учащиеся, нашедшие себя в общественной деятельности;
«Талантливые» - подростки, самоутверждение которых идет по пути развития каких-то творческих способностей;
«Увлеченные» - дети, которым свойственна тяга к хобби типа коллекционирования (монет, марок, этикеток и т. д., меломании (коллекционирование дисков, тяготение к современным модным увлечениям и ритмам и т. п.);
«Надежный друг, верный товарищ» - сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить;
Однако возможны и сомнительные роли. Например, роль классного «шута», местного острослова. С одной стороны, быть душой общества, остроумным человеком, уметь вызывать смех, поднять настроение окружающих - большой дар природы. Но не каждому человеку он дан.
При подготовке к родительскому собранию мы провели анкетирование и среди детей.
Дети ответили на вопросы, касающиеся трудностей в общении со взрослыми и со сверстниками.
При обработке их анкет мы выявили следующие проблемы:
• Болезненное восприятие отношения к ним со стороны взрослых; чувство обиды на взрослых; ощущение несправедливости -42 %;
• желание отомстить за обиду сверстникам - 32%;
• стремление обсуждать свои проблемы не с родителями, а со сверстниками - 56%;
• приоритет общения со сверстниками - 80%.
Подведение итогов родительского собрания
Итак, сделаем вывод, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:
все более возрастает ценность общения со сверстниками;
ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе;
он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею;
развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась.
Важная задача взрослых в работе с детьми этого возраста - создание ситуации успеха; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном
Как видите, наши дети становятся все более независимыми от нас, стремятся разделить свои переживания со сверстниками. Они уходят от родительской опеки. А желание мам и пап контролировать их воспринимается как вмешательство в их внутренний мир. Поэтому взрослым, чтобы не потерять доверия ребенка, не разорвать духовных связей с ним, надо постараться быть терпимее к проявлениям переходного возраста, снисходительнее к его эмоциональным вспышкам. Преодолев проблемы подросткового кризиса вместе со своим ребенком, вы по-новому посмотрите на него, будете им гордиться, станете ему старшими товарищами, советчиками.
Решение родительского собрания
Сегодня мы рассмотрели, в чем причины кризисов взросления наших детей.
1. Обсудите информацию, полученную на собрании, с другими членами семьи, выработайте единую линию поведения, постарайтесь набраться терпения, избегайте наказаний в этот период.
2. Классному руководителю составить график консультаций с психологом.
3. В общении с детьми учитывать рекомендации психолога, осознавать причины их неадекватного поведения.