Беденко Надежда Геннадьевна
Консультация «Кризисные периоды детского возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧТО ТАКОЕ КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
У каждого ребенка наступают периоды, когда он начинает вести себя не так как обычно
Необходимо знать, что кризисные периоды, в отличие от стабильных, длятся недолго, иногда несколько месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств, случается, длятся в течение года или даже двух лет. В эти краткие, но бурные стадии происходят значительные сдвиги в развитии ребенка, которые резко меняют многие черты его характера. Иногда кризисные периоды принимают просто катастрофический характер.
Публикация «Консультация „Кризисные периоды детского возраста“» размещена в разделах
Обычно кризис начинается и завершается незаметно, границы его размыты и неотчетливы, однако в середине периода наступает обострение. Ребенок часто выходит из-под контроля родителей, воспитателей, учителей, и меры педагогического воздействия, которые раньше помогали, перестают действовать. У ребенка проявляются аффективные вспышки, капризы, возникают более или менее острые конфликты с близкими, у школьников во время кризисного периода падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, возникают переживания, внутренние конфликты.
Количество кризисных периодов
Существует несколько возрастных периодов кризиса развития ребенка. Периоды кризиса и стабильности у ребенка чередуются, и возрастная периодизация выглядит следующим образом:
кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год,
кризис 1 года – раннее детство (1-3 года,
кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет,
кризис 7 лет – школьный возраст (7-13 лет,
кризис 13 лет – пубертатный возраст (13-17 лет,
кризис 17 лет.
Характеристика кризисных периодов – кризис новорожденного
Кризис новорожденного
Признаком кризиса новорожденности (0-2 месяца) является потеря в весе в первые дни после рождения. Затем у ребенка возникают индивидуальные новоприобретенные навыки психической жизни, и это проявляется в форме комплекса оживления, который включает в себя такие реакции: общее моторное возбуждение при приближении взрослого; использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения; обильные вокализации во время общения с матерью; реакция улыбки.
Этот комплекс служит границей критического периода новорожденности, сроки его появления – это основные критерии нормальности психического развития ребенка. У тех детей, матери которых много общаются со своими детьми, комплекс оживления развивается раньше.
Кризис одного года
Кризис одного года у детей характерен освоением речи. Ребенок в возрасте около года еще не достаточно развит физически, а речевые навыки пока еще не достаточно сформированы, чтобы ребенок мог управлять своим поведением. Кризис одного года характеризуется общим регрессом деятельности малыша, как бы незначительным обратным развитием, которое проявляется в эмоциональной аффективности. Эмоции ребенка еще примитивные, но при этом наблюдаются некоторые нарушения: нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование); нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода); эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).
Кризис трех лет
В этот период у ребенка идет бурное психическое развитие, однако он достаточно остро реагируют на неудачи. Кризис трех лет относится к числу острых, так как на пике кризиса ребенок становиться неуправляемым, часто впадает в ярость. Поведение ребенка плохо поддается коррекции. Этот период очень сложный как для взрослых, так и для самого ребенка. Симптомы кризиса трех лет : негативизм – реакция не на содержание сказанного взрослыми, а на то, что оно идет от взрослых; стремление сделать наоборот даже вопреки собственному желанию; упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал; строптивость безлична и просто направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет; своеволие – ребенок стремится к самостоятельности; протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими; симптом обесценивания – ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей; деспотизм – ребенок пытается заставить родителей делать все, что требует.
Если кризис трех лет протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности.
Кризис семи лет
Главный симптом кризиса семи лет – потеря непосредственности. Этот кризис проходит на волне обучения ребенка саморегуляции. Покладистый ребенок начинает предъявлять претензии к взрослым, проявляя это в своем поведении. С одной стороны, в поведении появляется демонстративная наивность, которая часто раздражает взрослых, так как воспринимается окружающими как неискренность; с другой — поведение ребенка кажется излишне взрослым, так как он предъявляет к окружающим требования соблюдать нормы.
Поскольку у ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, период кризиса семи лет характеризуется утрированными формами поведения.
Кризис подросткового возраста
Кризис подросткового возраста
Этот кризисный период в основном происходит на почве социального развития. Он характеризуется падением успеваемости в школе, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Подростковый кризис относится к числу острых. На этом этапе развитие ребенка идет быстрыми темпами, много изменений наблюдается в плане формирования личности, поэтому главной особенностью подростка является личностная нестабильность.
Еще одним из доминирующих симптомов является негативизм, который проявляется во враждебности, склонности к ссорам, нарушениям дисциплины. В то же время подросток испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. Поведение подростка во время кризиса не всегда носит негативный характер, и примерно у 20 % подростков негативных проявлений не наблюдается.
Кризис юношеского возраста
Кризис юношеского возраста
Кризис юношеского возраста, который проявляется в 17 лет, отличается тем, что в это время у детей происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. У молодых людей в этот период наблюдается философская интоксикация сознания, это повергает их в сомнения, раздумья, которые мешают установлению активной деятельной позиции.