Алёна Лакиза
Консультация «Кризис трёх лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда ребенку исполняется три года, большинство родителей сталкиваются с непонятной ситуацией: всегда послушный и добрый ребенок вдруг превращается в агрессивного, капризного и вредного хулигана, а в его лексиконе появляются сплошные «НЕ ХОЧУ», «НЕ БУДУ», «НЕ ПОЙДУ».
С чем же связано такое изменение в поведении малыша? На самом деле
явление имеет простое объяснение, а называется оно
«КРИЗИС 3 ЛЕТ».
Кризис может начаться уже в 2,5 года,
Темочки:
а закончится в 4 года. Его пик приходится
обычно на 2,6 – 3,2 года.
На протяжении всего раннего возраста (1-3 года) поведение ребенка является ситуативным, зависящим от того, что происходит здесь и сейчас. На протяжении данного возрастного периода данная ситуация меняется, ребенок освобождается от власти воспринимаемой ситуации и постепенно овладевает своим поведением. К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми «Я хочу».
Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях ребенка приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Родители бывают обескуражены новым напором ребенка, его непримиримой позицией по отношению ко всему, что раньше не вызывало никакого напряжения. Сначала они теряются, стараются отвлечь, переключить, затем пытаются настаивать, приказывать. Заканчивается все криками и даже шлепками по попе.
Каким бы странным и порой даже болезненным ни казалось вам поведение малыша, помните: кризис – явление нормальное, здоровое, даже если проходит очень бурно.
Скорее, нужно было бы задуматься тем, кто утверждает «а у нас никакого кризиса нет!».
Кризис, как правило, наступает незаметно, поэтому очень трудно определить его начало и конец.
Кризис является критическим периодом в развитии ребенка, так как на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми, поэтому должны измениться условия развития ребенка: отношение к нему, система его воспитания.
ПРИЗНАКИ КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ
Повышенное стремление к самостоятельности «Я САМ»
Основной признак начала кризиса 3 лет. Дети стремятся к максимальной самостоятельности, неудивительно, что этот период ещё называется кризис идентичности «Я сам».
Малыш пытается обойтись своими силами, вне зависимости от ситуации и собственных ограниченных возможностей. Безусловно, это хорошо, если ребенок, к примеру, сам старается шнуровать ботинки или надевать курточку. Но совсем другое дело, когда он отталкивает мамину руку при переходе через автомобильную дорогу или пытается включить электронные приборы без разрешения родителей.
Самостоятельное поведение ребёнка – ключ к приобретению драгоценного опыта. Даже если у детей что-то не получится с первого раза, появится возможность научиться на своих ошибках. Однако введите запреты на те действия, которые могут навредить ребёнку или другим людям.
Негативизм
Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями. В случае негативизма малыши отказываются от собственных желаний, даже если они совпадают с требованиями или предложениями мамы или папы. То есть дети не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от близкого взрослого.
Например:
Образец непослушания. Малыш заигрался на улице. Мама зовёт его кушать, но поскольку он ещё не нагулялся, то отказывается заходить в дом. То есть в основе его
поведения лежит желание погулять, противоречащее маминому требованию вернуться домой.
Образец негативизма. Малыша, играющего на улице, зовут на обед, однако они категорически против, хотя уже устал гулять и проголодался. То есть отказ обусловлен не недостатком игрового времени, а стремлением противостоять маме, хотя их желания в данном случае совпадают.
Таким образом, негативные реакции всегда адресные и направлены не на содержание просьбы (требования, пожелания, а на конкретного человека.
Обычно «объектом» выступает именно мама. Нет нужды давить на ребёнка или заставлять его выполнять нужное действие. Пусть он немного «остынет», а уже затем обращайтесь к нему с просьбой. «Переговорщиком» может выступить другой член семьи – например, папа.
Строптивость
Строптивое поведение несколько напоминает негативизм, однако отличается обезличенностью, то есть оно направлено не на определённого члена семьи, а на привычный жизненный уклад. Можно сказать, что таким способом ребенок протестует против всех предметов и порядков, которые его окружают.
Строптивый ребёнок вообще не желает выполнять просьбы и разумные требования всех взрослых домочадцев, как будто он и не слышит обращённой к нему речи. Например, малыш продолжает играть в кубики, несмотря на просьбу мамы и папы сложить игрушки в корзину.
Если ребёнок не собирается выполнять вашу просьбу прямо сейчас, постарайтесь переключить его внимание на другое занятие. Спустя некоторое время он самостоятельно, к примеру, уберёт игрушки или вымоет руки, а вам не придётся «стоять над душой».
Упрямство
Упрямое поведение не следует путать с настойчивостью. В первом случае ребёнок стоит на своём только потому, что прежде уже потребовал этого.
Настойчивость же – проявление воли, позволяющее детям достигать желанной цели.
Например:
Образец настойчивости. Малыш категорически отказывается идти за стол, пока не достроит башенку из кубиков, которая почему-то всё время рушится.
Образец упрямства. Вы зовёте малыша завтракать, однако он отвечает отказом, потому что перед этим сказал, что не голоден (хотя на самом деле на данный момент он проголодался).
Бунт (протест)
Протестное поведение – это реакция ребёнка на давление со стороны значимых взрослых, которые требуют завтракать в одно и то же время, не кричать на улице, не ломать игрушки и т. д.
Во время протестных «акций» старайтесь не терять самообладание, слушайте мнение ребёнка. Если он бунтует против мер безопасности (хочет играть с мячом на дороге, не идите на поводу и не меняйте решения.
Деспотизм
Ребенок стремится всеми способами заставить родителей сделать то, что ему нужно, пусть даже это будет сиюминутное желание. То есть детский деспотизм можно назвать своеобразным стремлением к власти над матерью или отцом.
К примеру, малыш может хотеть, чтобы мать не отлучалась от него ни на минутку.
Если же в семье несколько детей, то ребёнок начинает демонстрировать ревность по отношению к брату или сестрёнке – забирает игрушки, не желает вместе выходить на улицу, исподтишка щипается и т. д.
Подобное поведение – пример манипулирования. Поэтому старайтесь не идти на поводу маленького деспота, одновременно показывая, что ваше внимание вполне можно привлечь мирными способами, без конфликтов и истеричности.
Обесценивание
В кризис дети нередко перестают ценить всё, что прежде представлялось им очень важным. Причём относится это как к близким людям, так и к неодушевлённым предметам и правилам поведения.
Прежде, казалось бы, воспитанный ребёнок начинает бросать любимые машинки, отрывать куклам руки, вырывать страницы из книжек, больно дёргать кота за хвост. В этом возрасте малыши нередко грубят тем близким людям, которые раньше пользовались авторитетом.
К примеру, кроха может сказать бабушке, что стукнет её, а маму может назвать «дурочкой».
Важно переключать внимание ребёнка другими игрушками – вместо куклы предлагайте машинку. Регулярно смотрите с малышом мультики и читайте книжки по теме правил поведения с людьми, также можно проигрывать ситуацию в сюжетных играх.
Как смягчить проявления кризиса?
Несколько советов для родителей
Дайте ребёнку большую самостоятельность. Например, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей.
Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участит истерики.
Снизьте количество запретов. Озвучьте по-настоящему важные правила, касающиеся безопасности и социальных норм, которые нарушать категорически запрещено.
Позвольте ребёнку выбирать. Чтобы избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив малышу выбрать из нескольких вариантов.
Поддерживайте общее положительное самоощущение ребё нка: чаще говорите о своей любви к нему. Одобряйте, поддерживайте все успехи малыша.
Оценивайте только действия и поступки ребёнка, но не унижайте его личность, не обижайте его. Такие слова, как «неумеха», «растяпа», «вечно у тебя всё валится из рук», больно ранят самолюбие малыша.
Не сравнивайте неудачи ребёнка с успехами других детей. Достижения малыша сравнивайте с его собственными: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера».
Неприятные процедуры, которые могут вызвать сопротивление малыша, спровоцировать упрямство и негативизм, старайтесь перевести в увлекательную для него игру.
Не драматизируйте конфликтную ситуацию, старайтесь смягчить её, используйте шутку, юмор, небольшие хитрости.
Не вступайте с ребёнком в бесконечные пререкания. Ребёнок, находящийся в состоянии аффекта, непроницаем для разумных доводов, а гнев и наказание только подстегнут негативное поведение.
Не будьте чрезмерно уступчивыми, не идите на поводу любых желаний ребёнка. Если вы позволите ему с помощью истерик добиваться цели, это может стать устойчивой формой поведения. Сдержитесь, сделайте вид, что вас не волнует истерика, и ребёнок, с визгом падающий на пол, довольно быстро поймёт, что таким способом он ничего не добьется.
Не будьте сами чрезмерно упрямыми.