надежда голозубова
Кризис 7 лет. Особенности и тактика поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис 7 лет
Особенности и тактика поведения
Психологи утверждают, что из всех возрастных кризисов (одного года, трех, семи и четырнадцати лет) кризис 7-летнего возраста наиболее спокойный. А если родители учтут еще и психологические особенности этого возраста, тогда и переживать за малыша нечего. В этом возрасте родители относятся к ребенку дома как к маленькому, а в школе - как к ученику, предъявляя к нему высокие требования (приноси только хорошие отметки, ты уже взрослый, контролируй свое поведение на уроках и переменах). Такая родительская тактика противоречит психическим особенностям детей этого возраста.
Публикация «Кризис 7 лет, Особенности и тактика поведения» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Подготовительная группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Кризис семи лет чаще всего остается не замеченным родителями. Возможно это оттого, что начало кризисного периода совпадает с моментом поступления в школу. Однако в некоторых случаях мамы и папы все-таки отмечают определенную замкнутость, нервозность и беспокойство своих чад. В чем же особенности кризиса семи лет?
Пренебрегать кризисом 7 лет – непростительная роскошь, ведь такое отношение может оставить самые неприятные последствия для ребенка в виде неуспеваемости, проблем в общении, не особом желании учиться, а в особо тяжелых случаях - и невроза. Избежать всего этого можно, вовремя заметив симптомы начала кризиса 7 лет.
В чем суть?
Начало кризисного периода проявляется в осознании ребенком того, что он неидеален. В его подсознании «Я» делится на «Я-реальное» и «Я-идеальное» (каким он хотел бы быть).
По-другому малыш начинает относиться и к взрослым. Теперь кроха четко различает, кто свой, кто чужой. В корне меняется и его отношение к разным людям, у ребенка формируется различное представление обо всех известных ему людях.
Если еще недавно ребенок вел себя бесхитростно, то с началом кризисного периода он начинает понимать, как создать ситуацию, из которой можно извлечь какую-то выгоду для себя. Однако в основном такое поведение носит игровой характер.
Реже встречается проявление неадекватной реакции на критику родителей. Если ребенок за содеянное не получит похвалы родителей (детки все делают в расчете именно на нее, то это может увенчаться очень бурной реакцией: плачем, криком, обвинениями родителей в непонимании и т. д.
О начале кризиса говорит и проявление любопытства ребенка. Однако все его вопросы начинают носить общий характер, они не привязаны к конкретному событию или повседневной жизни. Малыша начинает интересовать политика, эволюция живого, жизнь на Земле и других планетах, происхождение планет, жизнь в других странах, морально-этические вопросы, порой интересуют даже семейные связи. Взрослый в таком случае выступает для ребенка экспертом, а сам малыш обнаруживает способности к анализу.
В период кризиса 7 лет ребенок стремится к самостоятельности. Это выражается в желании делать что-то без помощи взрослого, самому решать, чем именно заниматься. Малыш может даже отказаться от былых увлечений. С охотой он будет выполнять только те действия, желание совершить которое возникло у него самого, любые просьбы ребенок будет удовлетворять с неохотой. С этой особенностью связано также охотное занятие шитьем, вязанием, конструированием, поделками из бумаги или других материалов. И результат такой деятельности для ребенка очень важен.
Ребенок с началом кризиса 7 лет теряет непосредственность, начинает кривляться, манерничать, вести себя искусственно натянуто. Наряду с таким поведением малыш может стать замкнутым, неуправляемым, непослушным, начинает конфликтовать с родителями, с другими членами семьи, игнорируя их слова или отвергая.
Тактика родителей
Вот несколько рекомендаций, которые помогут родителям по возможности быстро и безболезненно преодолеть кризисный период их чада :
• Следует поощрять самостоятельность и активность ребенка, предоставив возможность действовать самостоятельно. Лучше помогать, чем запрещать.
• Необходимо привлекать малыша к обсуждению «взрослых» проблем.
• Нужно выслушать и не критиковать, порою в словах ребенка есть рациональное зерно.
• Повысить чувство самоуважения ребенку можно, приняв его точку зрения и согласившись с ним.
• Не нужно забывать хвалить ребенка в случае его успеха, поощряя даже самое маленькое достижение на пути к цели.
• Следует отвечать на любые вопросы ребенка. Этим самым дается толчок для социального и интеллектуального развития малыша.
• Нужно быть последовательным в своих требованиях. Важно, чтобы слезы и истерики малыша не помогали ему настоять на своем.
• Родители должны быть примером взрослого человека. Демонстрировать при ребенке обиду и раздражение, недовольство другими людьми – непозволительная роскошь. Малыш во всем подражает родителям, которые и в его поведении могут увидеть свои привычки и способы общения, как в зеркале.
Желаем успехов в воспитании ваших детей!