Елена Мамина
Кризис 3 лет. Всё обо всём
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис трех лет
За первые три года своей жизни ребенок развивается так быстро и стремительно, как никогда в жизни. В результате этого к трем годам у него уже заложены основы характера, индивидуального отношения к миру, к себе, способы действия в разных ситуациях.
Кризис трех лет - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. И родителям, еще не успевшим передохнуть от хлопот, связанных с беспомощностью своего малыша, приходится сталкиваться с новым явлением - беспомощный малыш требует независимости, он хочет быть самостоятельным!
Внешние проявления кризиса трех лет
Публикация «Кризис 3 лет, Всё обо всём» размещена в разделах
Вот лишь некоторые проявления того, как трехлетняя кроха примеряет на себя эту новую роль:
• Негативизм. Да, это, пожалуй, самое умилительное проявление "трудного возраста" и кризиса трех лет. Ребенок выдает негативную реакцию на любое требование и даже просьбу взрослого. Вы скажете, что и раньше сталкивались с подобной проблемой. Ну конечно, не только в этом возрасте бывают капризы по поводу мытья рук, укладывания спать "так не вовремя" и невкусного (после конфет) супа. Но если ребенок уже вступил в этот "замечательный" период своего развития, то его дерзкое "неть!" вы услышите даже в ответ на предложение съесть мороженое или сходить в зоопарк. Потому что сейчас для него важнее проявить свою самостоятельность и независимость от взрослых. И это большое завоевание вашего малыша - он становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию - в нем уже говорит, пока нелепо и неуверенно, маленькая независимая личность, самостоятельный человечек.
• Упрямство, так же характерное для кризиса трех лет -это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому что ему этого очень хочется, а потому что он сам сказал об этом взрослому и требует, чтобы с его мнением считались. И даже если ему уже даром не нужен мячик, который он увидел у соседского мальчишки, или конструктор, который он собирал, когда его позвали обедать, он все равно будет до вечера требовать такой же мяч или сидеть насупившись в углу и отказываться есть.
• Строптивость - еще один "подарочек" этого возрастного периода. Строптивость беспричинна, она направлена не против конкретного человека или ситуации, а против всего и вся - ребенок стремится настоять на своем и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.
• Своеволие. Этот "симптомчик" заключается в стремлении к самостоятельности. Но в отличие от вышеупомянутых свойств возраста это не протест, а наоборот, стремление к некоторому действию, ситуации. Но сейчас уже подросший малыш стремится не только к физической независимости (как это было в кризис года, когда малыш отталкивал родителя и кричал "САААМ!" при любой попытке помочь, но и к более глубокому смыслу независимости.
• Обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было дорого, привычно, интересно раньше. Трехлетний малыш может начать ругаться со взрослыми, потому что раньше он знал, что надо слушаться - обесцениваются правила поведения; малыш выбрасывает или даже ломает любимые игрушки - обесцениваются старые привязанности к вещам; сказал матери "дура" - обесцениваются родители (конечно, только на это время, даже скорее на мгновения отчаянного стремления к свободе).
• Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.
Надо добавить, что иногда в кризисный период у ребенка может возникать энурез, ночные страхи и затруднения в речи, однако это особый, редкий случай, требующий обращения к психологу. Без особых на то обстоятельств подобные расстройства не возникнут даже в такой трудный период.
Для успешного преодоления трудностей, возникающих в период кризиса 3-х лет родителям необходимо выработать правильную линию поведения, стать более гибкими, расширить права и обязанности ребенка. Так же необходимо позволить ребенку стать самостоятельным, по возможности не вмешиваться в дела ребенка, если он сам об этом не просит.
Необходимо учитывать тот факт, что ребенок как бы испытывает характер родителей, проверяет по несколько раз в день действительно ли нельзя то, что было запрещено утром, в обед, вчера и т. д. В этом случаи очень важно проявить твердость и установить четкие запреты, однако их не должно быть слишком много. Этой линии поведения необходимо придерживаться всем членам семьи.
Учитывая то, что ребенок многие слова и поступки повторяет за родителями, необходимо следить за своим поведение и не проявлять излишних эмоций при ребенке.
При вспышках упрямства или гнева можно попробовать переключить внимание ребенка на что-нибудь нейтральное.
Ребенку бесполезно что-то объяснять в тот момент, когда он злится или у него истерика, объяснения "что так делать не хорошо" стоит отложить до того момента, пока ребенок не успокоиться. Во время истерики ребенка можно взять на руки и отнести в безлюдное место, чтобы дать возможность успокоиться.
Для сглаживания кризисных вспышек можно использовать игру. Например, если ребенок отказывается есть, то не следует настаивать, можно посадить за стол мишку и предложить ребенку его покормить, перед этим объяснив, что мишка хочет есть по-очереди: ложка ему, ложка тебе. Подобным образом можно обыгрывать и другие ситуации: поездку на машине, умывание, одевание, поход к врачу и многое другое.
Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не "сюсюкаться", не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.