Барышникова Радмила
Консультация для родителей «Кризис 3-х лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис 3-х лет. Родителям о детях.
Слово «кризис» в психологии не имеет той негативной оценки, которую мы придаём ему в быту. Возрастные кризисы естественны и необходимы для нормального развития личности. Это важный период в жизни человека, когда его сознание переходит на новый уровень.
Кризис трёх лет начинается примерно в два с половиной года и заканчивается к четырём годам. Чтобы пережить его максимально безболезненно, ребёнку необходима грамотная поддержка значимых для него взрослых.
Внешние признаки кризиса трёх лет.
Публикация «Консультация для родителей „Кризис 3-х лет“» размещена в разделах
Отношения с ребёнком кажется начинают распадаться, требуя перестройки. Малыш уже не такой ласковый, как прежде, проявляет упрямство и своеволие, отказываясь от помощи взрослых, игнорируя запреты и просьбы, не желая заниматься тем, что раньше ему нравилось. Его главные слова сейчас: "я", "сам", "нет", "не буду".
Непоколебимое стремление ребенка к самостоятельности заставляет его активно бороться за свои права и место в обществе. Он проявляет свои эмоции открыто, выражает свои потребности через конфликты с окружающими. Испытывая различные реакции на свои действия, ребенок понимает, как вести себя в обществе и устанавливает границы взаимодействия.
Когда малышу выражают похвалу, он преображается. Ребёнок чувствует себя особенным и уверенным, когда его успехи замечают и одобряют.
Итак, о начале кризиса трех лет будут свидетельствовать следующие признаки поведения:
• ребёнок начинает проявлять истерику, даже если нет явной причины;
• совместные походы по магазинам становятся невыносимыми из-за его постоянного требования купить ему что-то. В противном случае, родителей ждет "показательное выступление" с плачем и бросанием себя на пол;
• постоянно исследует границы, испытывает реакцию взрослых, игнорирует запреты и просьбы, не признает понятия "нельзя";
• во время прогулки есть возможность убежать в противоположном направлении и скрыться;
• он отказывается соглашаться со всеми предложениями, показывает негативное отношение ко всему, не желает принимать на себя ответственность;
• он старается справиться с задачей одеться и поесть самостоятельно, однако, когда он сталкивается с трудностями или преградами, начинает истерично реагировать;
• попытки установить контакт с ребенком не увенчиваются успехом, поскольку он всегда следует своему собственному плану.
Внутренние причины кризиса трёх лет.
В данном периоде развития у ребёнка начинает формироваться ключевой элемент его сознания - воля. В дальнейшем она станет основой для достижения поставленных целей, настойчивости, уверенности в себе, способности к обучению и решениям доводить дело до конца. Для того чтобы ребёнок развил сильную волю, необходимо пройти этот этап с искренностью и мудростью. Поддерживайте его нужды с уважением и терпением.
Период в три года также известен как кризис дошкольного возраста, когда ребенок активно познает мир, полон уверенности в себе, стремится к самостоятельности, готовится к ответственности.
Ребёнок, которого ценят за его волевые проявления, успешно преодолевает кризис, проявляя отличные способности к обучению и саморегуляции. Его любопытство миру сбалансировано самоконтролем, что способствует формированию первых моральных ценностей и опыта разрешения конфликтов. Очевидно, что важную роль играет взрослый - его мудрость, эмоциональные и моральные ресурсы в процессе воспитания.
Как пережить кризис трёх лет: рекомендации родителям.
Разрешайте ребёнку быть самостоятельным, где это возможно. Не стоит бояться давать свободу выбора: позвольте кому-то решать что-то самостоятельно, смело экспериментировать. Важно помнить, что лучше показать, как исправить ошибку, чем не дать возможность допустить её, иначе процесс обучения будет заторможен.
Предоставляйте выбор. Его юмор может показаться вам привлекательным, но для ребенка это имеет жизненно важное значение. «С какой ноги будешь надевать штаны—с левой или правой?».Это будет намного более результативно, чем просто давать директиву "Оденься!".
Если ваш ребенок проявляет желание одеваться самостоятельно, не стоит беспокоиться, просто учтите это и начните готовиться заранее. Также можно дать ему выбор между разными вариантами одежды. Есть различные варианты, например, можно выбрать тарелку красного или желтого цвета, погулять в парке или на детской площадке и так далее.
Эффективным приемом является переключение внимания. Например, если вы боитесь, что ваш ребенок может отказаться поехать к вашей сестре, просто предложите ему выбрать одежду для поездки. Таким образом, вы сможете отвлечь его внимание на выбор наряда, и он не будет задумываться о том, хочет ли он ехать с вами или нет.
Хвалите. Вызывайте восхищение малыша, делитесь его достижениями с другими взрослыми в его присутствии. Пусть он слышит, как его успехи отмечают, и видит, как вы гордитесь им. Избегайте критики и обсуждения его недостатков, особенно в его присутствии, так как это может негативно повлиять на его самооценку и вызвать боль.
Играйте. Для детей наиболее понятными способами взаимодействия остаются игра, пение и потешки. Эти активности помогают ребенку выразить свои чувства или отвлечься от них.
Учите заботе. Выполняйте это деликатно, без излишеств. Предоставьте ребенку возможность играть роль взрослого, например, с игрушкой: вы не ведете малыша на прогулку - он выгуливает свою мягкую игрушечную собачку. Вполне самостоятельно!
Берите паузы. Когда вас или вашего ребенка охватывают сильные эмоции, не спешите решать проблему. Просто позвольте им проявиться: проведите время вместе, поиграйте, отвлекитесь от проблемы и только потом обсудите ситуацию. Выделите время на переживания и расслабьтесь. Попробуйте изобразить неприятные моменты с игрушками. Для работы с эмоциями отлично подходят терапевтические сказки, которые легко найти для любых случаев.
Учите коммуникации. Учите детей, как правильно разрешать конфликты. В этом возрасте ребенок уже способен в некоторой мере самостоятельно управляться с этой задачей. Акцентируйте внимание на прогрессе ребенка в общении. Демонстрируйте, что именно так можно достичь поставленных целей или завоевать нового друга.
Любите ребёнка. Понимание того, что тебя принимают таким, какой ты есть - и в гневе, и в радости, и в беспорядке, - неоценимо. Опыт отказа, агрессии со стороны родителей и пустых нравоучений разрушителен. Не забывайте, что любовь - это не одно и то же, что одобрение, и наоборот.
Заботьтесь о себе. Самая большая наука в родительстве — это поддерживать себя в ресурсном состоянии, хорошо спать и питаться, выделять время для отдыха, личных дел и хобби. Это необходимо, чтобы иметь возможность помочь ребёнку адекватным образом и чтобы ребёнок видел, как нужно о себе заботиться. Важно поставить себя в приоритет, чтобы оставаться безопасным, надёжным взрослым, не разрушиться от «мама, ты плохая, я тебя не люблю» и иметь силы для уважения этого большого маленького человека.