Татьяна Едемская
Памятка для родителей «Кризис 13 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Этот кризис очень серьезный, ведь именно в этот период ребенок становится по-настоящему взрослым, самостоятельным человеком со своими взглядами на мир, увлечениями и личной жизнью. Но перед этим ему придется столкнуться с различными трудностями. И его родителям тоже.
Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам", только теперь это "Я сам" в социальном смысле.
Известный педагог, психолог Л. С. Выготский пишет о трех вариантах поведения:
Публикация «Памятка для родителей „Кризис 13 лет“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.
2. Ребенок - потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.
3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей. На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.
Как это происходит?
Ребенок становится более самостоятельным, формируется как личность, иначе начинает смотреть на мир. И в это время формируется подростковый комплекс, в который входит:
• мнение окружающих по поводу их внешности, возможностей, умений;
• самонадеянность: дети в этом возрасте часто резко высказываются про других, считая свое мнение единственно верным;
• смешанные, часто противоположные чувства, поступки и поведение.
В связи с этим, в подростковом возрасте все сложности могут восприниматься ребенком с преувеличенным трагизмом.
Ведущая деятельность у детей в это время – общение со сверстниками. Так у подростков возрастает желание быть в какой-то группе, коллективе.
Как вести себя родителям и педагогам?
• Не смотря на возможную вспыльчивость подростка, попытайтесь принять его таким и поддержать. Сейчас он очень нуждается в этом.
• Откажитесь от тотального контроля Вашего ребенка. Это может лишь испортить отношения с ним.
• Будьте терпимее к своему взрослеющему чаду, общайтесь с ним на равных, будьте ему больше другом, чем родителем, чтобы он не боялся обсуждать с Вами свои проблемы.
• Не стоит давить на ребенка чрезмерной опекой. Он взрослеет и вправе сам принимать решения. И он вероятнее прислушается к Вашему мнению, если Вы будете не приказывать или осуждать, а советовать в ненавязчивой форме.
• Помогите Вашему ребенку выбрать свой путь в жизни, даже если он не соответствует Вашим ожиданиям и планам.