Получи документы

Критическое мышление у детей дошкольного возраста

Хава Косумова
Критическое мышление у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

К вопросу развития критического мышления все чаще обращаются психологи и педагоги. Взрослые вписывают эту способность в свои резюме как особые положительные качества. Что же такое критическое мышление и почему его развитием нужно заниматься в дошкольном возрасте? Давайте разбираться.

Что такое критическое мышление

Критическое мышление в основе имеет «критику», то есть любая информация обдумывается: не отвергается, не принимается, а попадает под анализ, в ходе которого вырабатываются аргументы «за» или «против».

Публикация «Критическое мышление у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Умение критически мыслить – это умение рассуждать, способность «взвешивать» информацию и искать логическую связь между фактами.

Зачем дошкольнику критическое мышление

Дошкольнику критическое мышление, казалось бы, не нужно – все важные решения за него принимает взрослый, но именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития этого важного навыка. Заложенные в детстве мыслительные программы будут активно развиваться в течение всей жизни.

Детям критическое мышление поможет избежать ряда неприятностей: не попасть под влияние других людей, отличить достоверную информацию от лжи и слухов. В будущем ребенок не будет слепо следовать указаниям, а сформирует собственное аргументированное мнение, найдет причину неудач вместо того, чтобы предаваться отрицательным эмоциям, что даст ему силы не пасовать перед трудностями, а уверенно идти к успеху.

Несколько простых советов

Родители для ребенка – самые близкие люди, и он многому у них учится. Несколько простых советов помогут вам развивать критическое мышление ребенка в повседневной жизни.

Учите ребенка рассуждать и логически мыслить. Рассуждайте о чем-то сами вслух, спрашивая совета у чада. Начинайте фразы со слов: «Если., то.».

Учите делать выводы после прочтения сказок: о чем она, чему нас учит.

Не принимайте простых ответов типа: «Я так хочу» или «Мне нравится». Учите ребенка добавлять «потому, что» : «Мне нравится эта кукла, потому что», «Я хочу пойти играть в другой двор, потому что».

Позвольте ребенку сомневаться. Учите рассуждать и отстаивать свое мнение. Например, спросите ребенка, когда моете руки перед едой: «Как думаешь, это действительно нужно?». При этом бывает весело и полезно поспорить, приводя «неправильные» доводы: «Я не вижу грязи» или «Грязи совсем немного, разве она повредит?», или «Мы же не руками едим!».

Учите ребенка задавать вопросы и отвечайте на них тоже вопросами: «Почему это тебя заинтересовало?», «Как сам думаешь?».

Старайтесь учить ребенка не делать поверхностных выводов, а сначала полностью изучить информацию. Быть объективным – очень важно.

Люди, обладающие способностью мыслить критически – прекрасные ответственные эмоциональные дети и взрослые, умеющие понимать происходящее, правильно оценивать, расставлять приоритеты, чувствовать. Учить этому своих детей!

Технология развития критического мышления - это не просто создание педагогом положительной творческой атмосферы, а постоянное обращение к опыту собственной жизнедеятельности дошкольников.

Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.

Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.

Структура занятия по технологии развития критического мышления состоит из трё х этапов:

*Первая этап - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний). Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Данный этап позволяет:

актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,

побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома

*Второй этап – «осмысление» - содержательный, в ходе которого и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом. Этот этап позволяет дошкольнику :

получить новую информацию;

осмыслить ее;

соотнести с уже имеющимися знаниями.

Главная задача этапа «осмысления» – поддержать активность, интерес созданные во время этапа «вызова». В этот момент дети сознательно увязывают новое с уже известным.

*Третий этап – «рефлексия» - размышление.

На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Приёмы развития критического мышления, которые можно использовать на разных этапах занятия с дошкольниками :

1. Прием «Верные и неверные утверждения» ( этапы: «Вызов» и «Рефлексия»)

Необходимо заранее подготовить утверждения по теме, так, чтобы они были под номерами. Утверждения могут быть как верными, так и неверными. Детям раздают листочки с таблицей, состоящей из 2 строк и столбцов, количество которых соответствует количеству утверждений. Такая таблица дается каждому ребенку. В верхней строке расставлены цифры по порядку. В начале занятия после объявления темы, предлагаем детям поиграть в игру «Верите ли вы, что.». Воспитатель читает утверждения, а дети, если считают, что утверждение верное, ставят под цифрой, соответствующей номеру утверждения плюс, если не верное - минус. В конце занятия идет проверка. Снова читаются те же утверждения, а дети карандашом другого цвета ставят соответствующий знак. Затем можно спросить детей изменилось ли их мнение относительно какого либо утверждения.

Надо отметить, что для эффективности обучения, очень важно педагогам научиться правильно выбирать технологические приемы, удачно их комбинировать, встраивать в формат традиционных форм занятий.

Публикации по теме:

Развиваем мелкую моторику и логическое мышление малышейРазвиваем мелкую моторику и логическое мышление малышей Здравствуйте,сегодня я хочу поделиться с вами теми играми и игровым материалом,которые я использую для развития мелкой моторики и логического.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Дидактическая игра на логическое мышление «Собери по образцу» с пластиковыми прозрачными крышкамиДидактическая игра на логическое мышление «Собери по образцу» с пластиковыми прозрачными крышками Вашему вниманию предлагается дидактическая игра из подручных материалов для развития пространственного мышления и аналитических способностей.

Как развивать логическое мышление дошкольника Нередко случается так, что ребенок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это.

Консультация «Развивать творческое мышление»Консультация «Развивать творческое мышление» Старые забавы Сегодня я предлагаю поговорить о творческом или креативном, как сейчас модно говорить, мышлении. Потому что в наше время.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Критическое мышление у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 сентября 2024 в 14:17
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Критическое мышление у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Хава Косумова (УИ 3454782) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД