Ольга Боброва
Краткосрочный экологический проект «В мире комнатных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Полное название проекта : «В мире комнатных растений»
Автор проекта : Боброва Ольга Алексеевна
Продолжительность проекта : краткосрочный
Сроки реализации проекта : 07.12.2020- 18.12.2020 г.
Тип проекта : экологический, исследовательский, познавательно-творческий.
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители.
Возраст детей : 3-4 года.
Публикация «Краткосрочный экологический проект „В мире комнатных растений“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
История.
Каждый день в суете повседневных забот люди мельком видят различные растения на улицах, в магазинах, в офисах, но только видят. Современным человеком часто эгоистично недооценивается значение растений, он привычно воспринимает их лишь как украшение земли, лекарство или сырье для многих отраслей промышленности. Чудесная, преображающая энергия гармонии, в которой живут растения, в мельтешении жизни может остаться не замеченной, не прочувствованной человеком. Сколько бы ни воспевалась природа, она останется непонятной нам, если не с ней взаимодействовать.
Проблема.
Сегодня многие отказываются от комнатных растений, заменяя их искусными подделками из полимеров и ткани. С одной стороны, все понятно: искусственные цветы порой трудно отличить от живых, да и забот с ними никаких – не то, что с настоящими. Но разве может созерцание пластиковой красоты подарить то ощущение сопричастности к чуду, которое мы испытываем при виде раскрывающегося цветка, выращенного своими руками. Сегодня комнатные растения воспринимаются в большинстве случаев как элемент декора, часть интерьера. Именно поэтому у большинства детей отсутствуют знания о комнатных растениях, не сформированы элементарные навыки правильного ухода за ними, скудные представления об экологической грамотности Отсутствие у детей экологической грамотности и культуры по отношению к растительному миру, родной природе
Актуальность.
Комнатные растения издавна украшали жилище человека. Многие из них обильно и долго цветут, имеют красивую листву, стебли. Происхождение комнатных растений разнообразно. Родиной их являются тропические леса, жаркие безводные пустыни, субтропики. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Все это делает их ценным дидактическим материалом, а следовательно, и одним из обязательных объектов уголка природы. Растения дают богатую пищу для наблюдений, сравнений и размышлений, требуют постоянного труда, который в большинстве случаев несложен и вполне доступен детям дошкольного возраста.
Участие детей в этом проекте позволит сформировать у них систему элементарных экологических знаний о растительном мире, а именно о комнатных растениях, о правилах ухода за ними, их значении для человека; развить интерес к росту и вегетации комнатных растений, наблюдательность и любознательность, наглядно – действенное мышление.
Цель проекта : пополнить знания детей о комнатных растениях и сформировать основы экологической культуры у всех участников проекта.
Задачи проекта для детей :
образовательные:
активизировать и расширить представление о многообразии и пользе комнатных растений;
познакомить с такими комнатными растениями как : кактус, герань, бегония;
учить рисовать и лепить растение в соответствии с действительностью.
развивающие:
развивать связную речь детей через составление описательных рассказов;
формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, развивать интерес к строению, развитию и росту растений, наблюдательность, любознательность, умения передавать в рисунке знакомый образ комнатных растений;
развивать эстетическое восприятие;
развивать мелкую моторику рук через изобразительную деятельность: лепку, рисование.
воспитательные:
закреплять навыки организованного поведения в детском саду;
формировать доброжелательное отношение друг к другу;
формировать эмоциональную отзывчивость на совместную деятельность.
Интеграция областей:
1. познавательное развитие:
расширять представление детей о комнатных растениях;
закреплять знания о строении комнатных растений и уходе за ними, об их потребностях в свете, воде, тепле;
формировать представление о том, что растение – это живой организм, который растет и питается.
2. социально-коммуникативное развитие:
формировать положительное отношение к труду,
воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.
3. речевое развитие:
формировать свободное общение;
развивать компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности;
развивать умения драматизировать небольшие отрывки произведений.
4. художественно-эстетическое развитие:
передавать в рисунке красоту комнатного растения;
обращать внимание на цветовые решения при изображении объекта;
развивать умение ритмично наносить пятна и мазки;
развивать эстетическое восприятие;
формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.
Задачи проекта для родителей :
1. сформулировать советы по формированию экологического воспитания у детей;
2. вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Форма реализации:
дидактические, коммуникативные, пальчиковые, подвижные, сюжетно – ролевые игры;
обще-образовательная деятельность;
беседы;
наблюдения, трудовые поручения;
рассматривание иллюстраций, открыток, картин;
знакомство с художественной литературой, загадками;
работа с родителями.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : творчество
Название итогового мероприятия проекта : коллективное творчество – изображение «Кактус» с использованием нетрадиционной техники рисования.
Продукты проекта для детей :
выставка детских работ: рисование «Что растет на окошке?»;
аппликация «Цветок в горшке», аппликация «Цветок» с использованием природного материала.
коллективная работа: рисование «Кактусы» с использованием нетрадиционной техники рисования.
Продукты проекта для родителей :
фотоколлаж «Комнатные растения – наши друзья»
консультация для родителей «Аптека на окне. Лечебные свойства комнатных растений»
Ожидаемые результаты по проекту для детей :
1. расширить знания по экологической культуре воспитанников
2. развить у детей устойчивый интерес к представителям растительного мира – комнатным растениям;
3. обогатить словарный запас детей по лексической теме «Комнатные растения»;
4. развить творческие и исследовательские способности у детей в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
Ожидаемые результаты по проекту для родителей :
1. проявить интерес к образовательному процессу у родителей;
2. способствовать развитию творчества, знаний и умений у детей;
3. привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности.
Этапы проектной деятельности :
1 этап. Подготовительный.
1. составление плана работы над проектом;
2. сбор материала необходимого для реализации проекта;
3. организация предметно-развивающей среды по теме проекта;
4. изготовление дидактических игр и пособий;
5. разработка конспектов ООД по планируемой теме.
2 этап. Основной.
Мероприятия по работе с детьми:
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры
«Магазин цветов»
«Я – цветовод»
Дидактические игры
"Что изменилось?»
«Найди такой же»
«Угадай растение по описанию»
«Найди растение по названию»
«Опиши, я отгадаю»
«Спор растений»
Развлечение
«Мы помогаем Айболиту лечить комнатные растения»
Коммуникативная деятельность
Беседы
«Строение комнатного растения»
«Что необходимо растению для роста»
«Как ухаживать за комнатным растением?»
«Выбираем подходящий горшок для комнатного растения»
Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций
Картина Ван Гог «Колеус в цветочном горшке»
Альбом «Комнатные растения»
Сюжетные иллюстрации «Ухаживаем за комнатными растениями» растениями»
Составление рассказа по картинке
«Ухаживаем за комнатными растениями»
«Герань»
Загадки о комнатных растениях
Двигательная деятельность
Подвижные игры «Цветочная полянка»
Пальчиковые игры «Комнатные растения»
«Посадили зернышко»
«Цветок»
Физминутки
«Говорит цветку цветок»
«На окне цветок колючий»
«Наши красные цветки»
Изобразительная деятельность
Рисование
«Что растет на окошке?»
«Кактус»
Лепка
«Улитка»
«Домики для комнатных растений»
Аппликация
«Герань»
«Цветы в горшочках»
Восприятие художественной литературы
Чтение художественной литературы
Е. Ткач «Цветная сказка комнатного сада»
Е. Благинина «Огонек»
Я. Колае «Цветок»
словацкая сказка «У солнышка в гостях»
А. К. Толстой «Колокольчики мои…»
экологическая сказка «Как человек приручил растения»
Экспериментально-исследовательская деятельность
Рассматривание образцов почвы «Надо ли поливать растения?»
Игра-эксперимент «Протри листочки»
Игра-эксперимент «Как цветок нужно поливать»
Опыт «На свету и в темноте»
Эксперимент «Вырастим корешки»
Трудовая деятельность в зеленом уголке группы «Посадим новый цветок»
Мероприятия по работе с родителями:
участие в составлении фотоколлажа «Комнатные растения – наши друзья»
проведение бесед о полезных свойствах комнатных растений
3 этап. Заключительный.
оформление выставки детских работ: коллективное изобразительное творчество: «Кактус» (коллективная аппликация,
развлечение «Мы помогаем Айболиту лечить комнатные растения».
Выводы:
1. дети расширили и обогатили свои знания о комнатных растениях, их свойствах, получили представление о вегетации;
2. у детей развился интерес к наблюдениям, экспериментально-исследовательской деятельности;
3. дети освоили новую нетрадиционную технику рисования;
4. у детей пополнился словарный запас по лексической теме «Комнатные растения»;
5. у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.