Галина Прокопчук
Краткосрочный проект «Занимательная математика» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: Прокопчук Г. Н.
Вид проекта : Групповой.
Участники: Дети 6 - 7 лет, воспитатели группы.
Продолжительность: Краткосрочный (2 недели).
Актуальность проекта :
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Мы встречаемся с числами в различных жизненных ситуациях в повседневной жизни: в школе, магазине, на почте, на улице, дома. Мир чисел загадочен, интересен, необходим. Данный проект позволяет понять детям значимость математических знаний в жизни человека, прививает интерес к науке математике.
Публикация «Краткосрочный проект „Занимательная математика“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению
Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать игру. Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры они вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть.
Роль воспитателя в этом процессе – поддерживать интересы детей. Обучая малышей в игре, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.
Таким образом, актуальность данного вопроса и натолкнула на мысль создать проект «Занимательная математика».
Цель проекта : создание условий для формирования у детей элементарных математических способностей через игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
• продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачки на сложение и вычитание в пределах 10;
• закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;
• закреплять представления об объемных и плоских геометрических фигурах;
• активизировать и обогатить словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по заданной теме.
Воспитательные:
• формировать навыки самостоятельной работы;
• воспитывать положительную мотивацию и интерес к получению знаний;
Развивающие:
• Развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
• Развивать умение создавать сложные по форме предметы из отдельных частей.
Ожидаемые результаты проекта :
На основе систематизации и обобщении знаний через игровую деятельность дети научаться самостоятельно, составлять и решать задачки на сложение и вычитание, будут сформированы навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 20. Дети смогут свободно действовать с объемными и плоскостными геометрическими фигурами в игровой деятельности. Полученные знания окажут положительное влияние на дальнейшее формирование логического мышления.
Описание проекта
Этапы реализации проекта :
1 этап подготовительный :
• Обсуждение темы проекта
• Подбор методических материалов и литературы для реализации проекта по заданной теме.
• .Выявление проблемы
2 этап - практическая деятельность:
• Планирование деятельности.
• Реализация проекта.
• Проектная карта :
Понедельник -Зачем нужен календарь? Ситуация общения. Упражнять детей в названиях дней недели, двенадцати месяцев.
Вторник - Взаимосвязь перехода времен года. Упражнять в знании времен года и количество дней в каждом месяце.
Среда - В царстве часов. Дидактические игры «Что раньше, что потом», «Где мое место?»
Четверг - Чтение художественной литературы Чтение рассказа «Все началось с пятерни»; Чтение сказки «О цифрах»; Чтение сказки «Единица-озорница»;
Чтение рассказа «Откуда появилась неделька». Дать знания о математике, как о науке, в развлекательной форме.
Пятница - Рисование на тему: «Придумай рисунок из геометрических фигур»; Обсуждение работ детей. Расширять знания о геометрических фигурах.
Понедельник - Аппликация «Закладка из геометрических фигур», Расширяем представление о геометрических фигурах.
Вторник - Математические задачи конкретно по каждому сезону. Дать детям понятие, что такое математическая задача, научить придумывать и решать задачи.
Среда - Заучивание считалок; Проговаривание скороговорок; Дидактические игры на формирование математического внимания, памяти и мышления. Игры на развитие счета. «Найди ошибку», «Что сначала, что потом»
«Тише едешь, дальше будешь». Речь с движением с цифровым счетом.
Четверг - Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», «Школа», «Кафе»;
«Вечер загадок и отгадок». Учить детей применять знания для моделирования бытовых ситуаций.
Пятница - «Разноцветные геометрические фигуры (Блоки Дьенеша,
«Волшебные палочки». Больше, меньше, выше, ниже. Развиваем логическое мышление детей при помощи игр с палочками Кьюзинера и Блоками Дьенеша.
3 этап – итоговый.
• Подведение итогов через проведение викторины «Что? Где? Когда?
• Постановка новой проблемы (Как можно использовать игру «Блоки Дьенеша», как можно использовать в театрализованной деятельности «оживленные» геометрические фигуры).
• Анализ проведенной работы.
Результат:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят решать математические задачки; с удовольствием сами придумывают задания для детей.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
Давайте, ребята, учиться считать.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Летит выше звезд арифметика наша
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.
Считайте ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!
(Ю. Яковлев)
Рассказ «Все началось с пятерни»
Помню, когда мне приходилось сидеть за первой партой, прямо перед учительским столом, я изо всех сил старался заглянуть в классный журнал и сообщить своим одноклассникам, кому какую отметку поставили. Но говорить во время урока нельзя, поэтому мне приходилось прибегать к помощи пальцев.
Поставили Фаворскому пятерку — я, растопырив пальцы, показываю пятерню. Поставили Королькову четверку — я четыре пальца поднимаю. Если надо было сообщить о тройке — в ход шли три пальца, а о двойке — два, о единице — один.
Я был страшно горд, что придумал такой остроумный способ. То, что он самый древний, какой только может быть, мне и в голову тогда не приходило.
Оказывается, в. былые времена у всех народов только такой ручной счет и существовал — другого не было. Надо было записать числа — пальцы заменялись палочками. Какое число — столько и палочек. Иногда их располагали лежа, порой стоя. Римские цифры, которые особенно похожи на ручной, палочный, счет, так и писались — стоя. А в наших нынешних цифрах, что пришли к нам от арабов, стоит, словно вытянутый палец, только единица. Остальные улеглись набок. Двойка — две лежащие палочки, только от быстрого письма соединенные между собой косым росчерком; тройка — три лежащие на боку палочки с двумя косыми росчерками. Пятерка — это как бы очертания пятерни с отставленным в сторону большим пальцем и согнутыми остальными. Недаром же наши слова «пять» и «пясть», что по-древнерусски значит «кисть руки», так похожи друг на друга.
А четверка, разве она не похожа на четыре лежащие рядом палочки?
На лежащие в ряд не похожа, а вот на прерывистый крестик, где каждая палочка соединена с другой скорописным росчерком, — очень.
Эти первые пять цифр — самые главные, потому что из них составляются все остальные.
О том, что у большинства народов цифры изображались палочками, лучше всего рассказывает единица. В разных странах ее писали по-разному. Но всюду она была похожа на нынешнюю единицу.
Скоро вы узнаете более подробно о каждой цифре и поймете, что без знания математики обойтись невозможно. Как, например, подсчитать, сколько нужно кирпичей для постройки дома, сколько металла для корабля или сколько дерева для детского кубика? Поэтому математику называют королевой всех наук. Выучите ее получше — станете «королями»!
Рассказ «Откуда появились название дней недели».
В неделе семь дней. Это число е разделишь ни на два, ни на три, ни на четыре части без остатка. Оно делиться только на само себя или на единицу. Вот его и назвали - НЕДЕЛЯ.
А понедельник – это значит день, который идет после недели. Вторник – второй, среда – третий, четверг – четвертый, пятница - пятый. А суббота? Как это слово понять? Суббота зачит «шесть» на языке древних вавилонян. Народа уже нет, а слово есть.
Рассказ «Семь пятниц на неделе».
Это образное обозначение человеческого непостоянства. Так говорят о том, кто часто меняет свои решения, постоянно отступает от своего слова, не выполняет обещаний, то есть те люди, на которых нельзя положиться и которым нельзя доверять.
По какой причине выбрана именно «пятница»? дело в том что пятница раньше была у многих народов (а не только у славян) днем свободным, базарным, то есть днем исполнения различных торговых обязательств. В пятницу, получая деньги, давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. О нарушающих эти обещания и говори, что у них семь пятниц на неделе.
Вполне возможно и другое происхождение этой поговорки под влиянием сближения в народе слов «пятница» и «пятиться», отступать от своего дела, идти
Сказка «Единица-озорница»
Единица шла-шла-шла
И еще одну нашла.
Ухватила бойко, превратила
В двойку,
Длинношеего гуся.
Сказка тут еще не вся (1+1=2)
С двойкой единица
Сотворила чудеса.
Поглядите, что за птица
Полетела в небеса! (2+1=3)
Нет, ее не удержать,
Будем сказку продолжать.
Единица, как стрела,
Мигом тройку догнала.
Выстрел меткий,
Точно в тире,
Превратились три в четыре (3+1=4)
Цифра сильная четыре,
Выжимать умеет гири.
Поднимает целый пуд.
Единичка тут как тут.
Четверка я ЧС тобой дружу,
Хочешь, фокус покажу?
Единичка ее хвать!
Превратила в цифру пять (4+1=5)
Эта цифра не простая,
Как пружинка завитая.
С непривычки трудновата,
Да ведь это не беда.
Вам бы надо с ней ребята
Подружиться навсегда.
5-пятерка в дневнике,
5-пять пальцев на руке,
5-у звездочки концов,
5- в скворечнике скворцов.
Вдруг примчалась единица
Снова единица-единица озорница.
Скачет, забавляется
К цифрам прибавляется,
Потому и сказочка
Наша не кончается( (5+1=6)
Вот шестерка в дом стучится
Дверь открыла единица:
«Проходите, проходите»
Ой, ребята, поглядите
Ведь шестерки нет теперь,
А семерка входит в дверь (6+1=7)
Что с тобою цифра семь?
Что ты сгорбилась совсем?
Единицу я ищу,
Стать восьмеркою хочу
Озорница вмиг нашлась
Сказка дальше понеслась (7+1=8)
Цифра восемь два колечка
Выбегает на крылечко
Поскакала в перевалку
Зацепилася за палку
И упала и пропала
Нет, она девяткой стала (8+1=9)
Это все ведь единица,
Единица-озорница,
Это все ее вина,
Палочка то ведь она.
По тетрадке, как лошадка,
Скачет весело девятка
Единичку к ней приделать
Будет палка и кружок
Было девять стало десять (9+1=10)
Цифры знаешь ты дружок.
Сказка «про цифры».
8- бублик,
9 – кот с хвостом.
Отправляемся в путешествие. Дорога выводит нас к сказочному домику. Наконец-то мы сможем там отдохнуть. И вдруг у самых дверей раздался загадочный голос: «Вы сможете зайти, если ответите, на что похожи окружающие вас предметы».
Ну что ж, давайте попробуем.
В небе парит ласточка (это цифра 3). В пруду плавает уточка (2). Пахнет сеном, у крыльца лежит серп (5). Вставляем ключ в дверной замок (6) и открываем дверь. Вешаем курточки на сломанный крючок (1). Вкусно пахнет бубликами, да не простыми, а слепленными по два (8). У печки стоит кочерга (7). А на печке греется кот, у которого хвост свисает справа налево(9). Поставили у стола, перевернутый стул (4, поели бубликов и тронулись в обратный путь. А на уроке математики попробовали все это (все-все) нарисовать. Нужно только, чтобы этот домик был действительно математическим.
Веселые стихи
Как нет на свете
Без ножек столов,
Как нет на свете
Без рожек козлов,
Котов без усов
И без панцирей раков,
Так нет в арифметике
Действий и знаков.
Я – ПЛЮС,
И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь.
Я – добрый знак соединенья,
И в этом мое предназначенье.
СЛОЖЕНИЕ.
Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Если ссора или сраженье.
Не получиться сложенья.
Сложим стих, прибавим смех,
Выйдет песенка для всех!
За тобою и за мной
Запоет весь шар земной! (А. Стройло)
Я - МИНУС.
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А свою роль лишь выполняю.
ВЫЧИТАНИЕ.
Проходила наша Таня
С малышами вычитанье.
Вычитанье как понять?
Надо что-нибудь отнять.
У Аришки – орешки
У Маришки – матрешку,
У Андрюшки новый мяч.
Во дворе – и вой, и плач.
Получился ответ:
Игрушки есть – подружек нет, (А. Стройло)
Вычитаем!
Начинаем
Изо всех ручьев и рек
Вычитать и снег и лед,
Будет птичий перелет.
Сложим солнышко с дождем
И немного подождем…
И получим травы,
Разве мы не правы? (Э. Мошковская)
Викторина «Что? Где? Когда?
Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игры развивающей направленности.
Выявить уровень сообразительности, находчивости, способность к остроумным рассуждениям.
Развивать свободное общение с детьми, умение работать в коллективе.
Развивать у детей логико – математические представления.
Закрепление математических знаний и умений по средством игры- викторины.
Задачи: Закрепить умения отгадывать математические загадки.
Закреплять умение составлять числа из двух меньших.
Закреплять решение логических задач.
Закреплять умения работать с геометрическими фигурами и счетными палочками.
Воспитание готовности к обучению в школе.
В викторине участвует 8 человек.
Выбирается помощник, который будет раскладывать конверты.
Участники садятся за стол, который разделен на 12 секторов со стрелкой в центре стола.
Разминка:
1. Сколько ножек у котенка?
2. Сколько глаз у мышонка?
3. Какой сегодня день недели?
4. Назови все дни недели
5. Сколько ножек у орла?
6. Сколько рожек у козла?
7. Сколько звезд на небе?
8. Сколько глаз, ушей вместе у щенка?
1 конверт.
1. К серой цапли на урок прилетели 5 сорок, а из них лишь 3 сороки приготовили уроки. Сколько лодырей сорок не приготовили урок? (2)
2. Ну-ка сколько ребят с горки покатились, 2 в саночках сидят, а один дожидается. (3)
3. Как-то 4-ро ребят с горки покатились, двое в саночках сидят, сколько в снег свалились. (2)
4. Вяжет бабушка-лисица 2 внучатам рукавицы, подарю вам скоро внуки рукавичек по 2 штуки, берегите не теряйте, сколько всех пересчитайте? (4+4=8)
2 конверт.
1. Сложите 2 квадрата из 2х геометрических фигур.
2. Сложите прямоугольник из 3х геометрических фигур.
3. Запомните и по памяти и выложите петушка из геометрических фигур.
3 конверт.
Пройти лабиринт.
ФИЗМИНУТКА
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
4 конверт.
Математические задачи на карточке с выкладыванием цифрового решения.
5 конверт.
Решение задач на смекалку.
1. На столе лежит яблоко. Его разрезали на 4 части. Сколько яблок лежит на столе? Ответ (одно яблоко).
2. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье.
3. Одно яйцо нужно варить 5 минут. Сколько нужно времени, если сварить 6 яиц? Ответ: 5 минут.
6 конверт.
Правильно поместить нужное число на свой этаж в домике.
7 конверт. Ориентировка в пространстве.
Ведущий загадывает загадку, а команда говорит где находиться этот предмет, используя слова: наверху, внизу, слева, справа, между.
8 конверт. Счетные палочки.
Ведущий читает загадки, а команда выкладывает отгадки.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Глазки угольки,
Ножки коротки.
Гладить он себя не просит,
Потому что иглы носит. (Еж).
Как высоко они взлетают
И ребятишек весело качают (качели)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка).
9 конверт. Цифры.
Разложить цифры по порядку от 1-20.
Найдите четные числа.
Сколько месяцев в году? Разложить по порядку.
Сколько времен года? Сколько месяцев в каждом времени года (показать цифрами).
Ведущий: Ребята, вы увидели, почувствовали в процессе викторины, что математика очень сложная наука. Поэтому, мы обобщили свои знания, полученные на занятиях в течении года.