Наталия Андреева
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Занимательные опыты»
Краткосрочный проект в подготовительной группе
«Занимательные опыты»
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Публикация «Краткосрочный проект в подготовительной группе „Занимательные опыты“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
2. активности ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.
Актуальность проекта.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Цели и задачи проекта.
Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи:
• Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
• Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
• Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
• Развивать наблюдательность;
• Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
• Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта : групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта : воспитатель группы, дети 5 -7 лет
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.
3 этап – заключительный.
• Определить эффективность проведенной работы
• Провести анализ полученных результатов.
Место проведения: детский сад
Сроки проведения: ноябрь
Режим занятий: 1 занятие в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.
Ожидаемые результаты.
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Перспективный план работы по основному этапу проекта :
Программное содержание:
Совместная деятельность педагога и детей по экспериментальной деятельность:
1. Опыт с пекинской капустой или, как пьют растения
Прежде чем проводить опыт с пекинской капустой, выяснила у детей, что они знают о том, как растения пьют? Что хотят узнать? И как это можно сделать? Ребята, сказали, что растения пьют воду при помощи корня, а вот как вода движется по растению от корня к листьям, дети не знают, поэтому было предложено провести эксперимент и узнать, как это происходит.
Для проведения эксперимента нам понадобятся 4 прозрачные баночки, красители, листья пекинской капусты, вода. Добавили в один стакан пищевой краситель жёлтого цвета, во второй – красного, в третий – синего, в четвёртый - зелёного цвета и поставили в них по одному листу пекинской капусты. Оставили их на ночь. Утром мы увидели, что они окрасились в разные цвета. Жилки листа служат трубопроводами для воды и растворенных в ней веществ. Всасывая подкрашенную воду, листья поменяли свой цвет.
Вывод: Листья пекинской капусты окрасились в цвета пищевого красителя, значит, вода движется по растениям. Но мы не остановились на этом и решили проверить, сможет ли лист окраситься сразу в два цвета и вот что получилось.
2. Радуга из Скитлс
Объяснить детям, почему не стоит есть конфеты из магазина очень не просто, ребята еще знают о таких понятиях, как краситель, консерванты и прочие добавки. Вот тут приходит на помощь чудесный опыт со Скитлс.
Кладете конфеты в кружок, льете на середину тарелки обычную воду и наслаждаетесь процессом. Через несколько секунд ребенок наглядно понимает, что такое краситель. Затем красивую радугу стоит оставить еще чуть-чуть. И ребенок видит, как от конфет отклеивается и всплывает пленка с буквой. Ну и напоследок оставляем конфетки еще на часик, затем наслаждаемся бурой мерзкой жижей, в которую они превращаются. Осталось спросить у ребенка, хочет ли он теперь съесть это)
3. Самонадувающийся шарик
Нам понадобится пищевая сода: пять столовых ложек; столовый уксус: половина стакана; воздушный шарик.
Напоминаем ребятам о Правилах безопасности во время экспериментальной деятельности. Предложить ребятам ответить: «Как можно надуть воздушный шарик?» Предложить понаблюдать ещё за одним способом надувания воздушного шарика. Ребята рассматривают необходимый для эксперимента материал, высказывая предположения о том, что бы это могло быть. Вывод: при добавлении пищевой соды в уксус столовый происходит химическая реакция: выделяется углекислый газ. Углекислый газ, под давлением, которое создалось во время химической реакции, надувает воздушный шарик.
4. Извержение вулкана
Нам понадобится: сода – 2 столовые ложки, лимонная кислота -2 столовые ложки, красная краска -1 чайная ложка (гуашь, жидкое мыло -1 столовая ложка, вода – 150 мл. воды.
5. Извержение вулкана
Нам понадобится: банка кока-колы и мятные конфеты «Ментос»
6. Статическое электричество
Необходимо показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
Нам понадобится: Воздушный шарик. Шерстяной свитер.
Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку. Почему? Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд.
7. Что в пакете?
Нам понадобится: 2 пакета.
Необходимо сравнить свойства воздуха и воды, обследовать 2 пакета, узнать, что в них. Дети взвешивают их, ощупывают, открывают, нюхают. Обсуждают, чем похожи вода и воздух. А чем различаются. Вывод: Сходства: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда. Различия: вода- жидкость, она тяжелее, льется, в ней растворяется некоторые вещества. Воздух- газ, он невидим, невесом. У воды и воздуха есть сходства и различия
8. Свечка в банке
Нам понадобится: свеча, банка.
Необходимо показать на опыте, что при горении изменяется состав воздуха, показать становится меньше, а для горения нужен кислород; ознакомить со способами тушения пожара. Предложить детям выяснить, как погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, и не задувая ее. Взрослый зажигает свечу, потом накрывает ее банкой. Дети наблюдают до тех пор, пока свеча не погаснет. Результат: Свеча через некоторое время гаснет.
Вывод: Для горения нужен кислород, банка не дает доступа кислорода, банка не дает доступа кислорода, и огонь гаснет. Для тушения огня используют так же воду, которая при высокой температуры превращается в пар и препятствует доступу кислорода. Огонь можно засыпать землей, тогда кислород не будет поступать, и пламя погаснет.