Татьяна Фролова
Краткосрочный проект в первой младшей группе «У самовара»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Радуга» (корпус «Ракета»)
ул. Алтайская 33
Краткосрочный проект в младшей 1 группе
«У самовара»
Автор проекта : воспитатель младшей 1 группы
Фролова Татьяна Анатолиевна
Поспелиха, 2020 г.
Содержание:
Введение….…. 3
Актуальность…. …3
Аннотация проекта…. 3
Проблема…. 3
Цель…. …. …3
Задачи…. …. …3
Публикация «Краткосрочный проект в первой младшей группе „У самовара“» размещена в разделах
Ожидаемый результат….4
Этапы реализации…4
План реализации проекта…. 5
Результат реализации проекта : ….5
Вывод…. 5
Список используемой литературы…. ….6
" Он во главе - большой начальник:
Зеркально блещут медные бока,
На голове пыхтит с заваркой чайник,
Внутри - воды кипящая река,
Случайно не задень его руками,
В его стальной утробе - жгучий жар,
Гостей приветит чаем с пирогами,
Семьи поилец - русский самовар".
О. Карелин.
Введение:
Третий год жизни - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, растения и многое другое - вызывает исследовательский интерес, становится “проблемой для ума”. В процессе исследования и экспериментирования развивается любознательность малыша. Расширяются его представления об окружающем мире. Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Познавательная активность в раннем возрасте проявляется не столько в успешности решения практических задач, но, прежде всего, в эмоциональной вовлеченности, удовольствии, которое ребенок получает от своей исследовательской деятельности.
Важнейшим условием развития познавательной сферы младшего дошкольника является богатая и разнообразная предметная среда.
Актуальность проекта :
Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, вообще-область прошлого, и как ни странно они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.
Аннотация проекта.
Участники проекта : Дети 2-3 лет, родители, воспитатель.
Тип проекта : информационно-практико-исследовательским.
Срок реализации: краткосрочный (2 недели).
Проблема: Мы выбрали эту тему, потому что нас заинтересовало, как раньше люди пили чай, когда не было электрических чайников, откуда появился самовар.
Цель проекта :
Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности жизни и быта русских людей.
Задачи проекта :
1) Способствовать расширению представлений детей о самоваре как о предмете
народного быта. 2) Побудить участников проекта к сохранению традиции семейного чаепития;
воспитывать у детей желание быть гостеприимными.
3) Развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании
задуманного образа.
4) Формировать технические навыки, способствующие воплощению замысла.
5) Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности и
активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом.
6) Обогатить словарь детей новыми словами (самовар, традиция, чаепитие, выпечка и др.).
7) Использовать различные виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки)- богатейшего источника познавательного и нравственного развития.
Ожидаемые результаты по проекту :
Для воспитанников:
• Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры;
• воспитывать уважение к предметам старины и любовь к родному краю;
• формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций;
• формирование эмоционального отношения к литературным произведениям
• Развивать речь детей, используя все виды фольклора: сказки, потешки, песенки, заклички,
пословицы, поговорки, загадки.
• познакомить детей с историей возникновения самовара и его применения.
Для родителей:
• привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование,
создание самоделок, газет;
• стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах;
• способствовать установлению и партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах
воспитания и образования детей;
• установление дружеских связей с другими родителями, что ведет к объединению по интересам;
• возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений
Для педагогов :
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми
образовательных областей;
- создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках
реализуемого проекта;
- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Батюшка
Самовар».
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный.
Цель:
Создать у детей положительную мотивацию к работе над темой проекта. Выявить имеющиеся знания детей о самоваре, совместно с детьми спланировать деятельность по реализации проекта. Побудить интерес к совместной исследовательской деятельности о самоваре.
1. Выявление первоначальных знаний детей о народных традициях, самоваре.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности (оформление информационного блока в родительском уголке)
3. Подбор литературы, иллюстраций, фотографий о самоваре, народных традициях.
4. Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию.
5. Принятие задач и целей, дополнений проекта.
II. Основной.
1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2. Познакомить детей с историей появления самовара в русской культуре.
3. Познакомить детей с особенностями строения самовара и работы самовара.
4. Выяснить с помощью проблемной ситуации, что самовар может создать тёплую и уютную обстановку и в современной жизни.
План реализации проекта
Образовательная
Деятельность Содержание работы
Речевое развитие Разучивание пальчиковой гимнастики «Бай-качи-качи-качи»;
Рассматривание репродукции картин Б. Кустодиева «Купчиха за чаем», К. Коровина «За чайным столом».
Чтение сказок «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Самовар», «Самовар и кофейник», заучивание закличек, потешек, стихотворений, разгадывание загадок.
Чтение художественной литературы Рассматривание репродукций картин разных художников о самоварах.
Чтение произведений о самоваре.
Составление творческих рассказов, сказок о самоваре.
Заучивание стихотворений о самоваре.
Познавательное развитие 1. Беседа: «Самовар-национальное культурное наследие России»,
2. Беседа: “С чем чай пить вкуснее?”;
3. Занятие: «Как появился самовар?»
4. Занятие «Секреты русского чаепития».
5. Виртуальная экскурсия в город Тулу «Музей самоваров».
6. Проведение эксперимента “С чем чай пить вкуснее?”
Художественно-эстетическое развитие 1. Прослушивание песни «Наш красавец-самовар». «Пых-пых,самовар».
2. Разучивание хоровода «Самовар»
3. Рисование : «Золотые завитки на самоваре».
4. Лепка: «Самовар-батюшка»,
«Баранки,бараночки…»
5. Оформление выставки творческих работ родителей и их детей “У самовара”.
Социально-коммуникативное развитие - просмотр видеороликов сказки «Муха Цокотуха».
- просмотр презентаций «Знакомство с самоваром», «Тула- город мастеров».
- организация дидактических игр: «Что лишнее», «Кухонная утварь», «Сложи предмет», «Накроем
стол".
Дидактические игры: «Посуда», «Что лишнее», «Кухонная утварь», «Сложи предмет», «Накроем
стол".
Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы», «Чаепитие у самовара», «За чаем не скучаем».
Физическое
Развитие Физ. минутка «Самовар».
Малоподвижная игра «Давайте поздороваемся», «Котята и щенята», «Найди себе пару».
III. Заключительный.
1. Тематическая выставка детских работ.
2. Организация и проведение детско-родительские посиделки-чаепитие «У самовара»
3. Подведение итогов проекта.
Результат реализации проекта :
Обсуждение с детьми представленных на выставке работ, проведение итоговой беседы по закреплению знаний.
Оформление презентации проекта.
Вывод: Проект «У Самовара» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности. Участники проекта многое узнали о самоваре, как он устроен. Изучили особенности работы самовара. Дети вместе с родителями почувствовали атмосферу доброго общения на посиделках, устроенных по русским традициям.
Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности.
Список литературы: “Трынцы-брынцы, бубенцы”- (рус. нар. потешки, прибаутки, заклички, Колыбельные, дразнилки, считалки). г. Москва, изд-во “Детская литература”, 1994 год. К. Чуковский “Муха цокотуха”, “Мойдодыр”, “Федорино горе”.
В. Д. Берестов “Матрешкины потешки”. https://deti-burg.ru/tvorchestvo/ .https://www.passion.ru/baby/pasha .