Алёна Рудть
Краткосрочный проект по экологическому воспитанию «Птичья столовая»
Длительность проекта : Краткосрочный – 1 неделя.
Социальные партнё ры: Родители, дети, воспитатели.
Цель проекта :
Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.
Объект исследования: зимующие птицы нашего края
Задачи проекта :
1. Расширить представления о жизни зимующих птиц нашего края.
2. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
3. Практическая работа (выполнение кормушек);
4. Кормить птиц всю зиму
Публикация «Краткосрочный проект по экологическому воспитанию „Птичья столовая“» размещена в разделах
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
5. Сделать анализ и обобщить результат
Место обитание птиц: участок детского сада
Методы и приё мы:
1. Наблюдения.
2. Сбор информации.
3. Работа с литературой.
4. Обработка собранной информации.
5. Творческая работа.
Этапы работы:
Подготовительный этап.
1. Составление перспективного плана проведения ООД.
2. Подбор програмно – методического материала по направлению работы.
3. Подбор демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности, бесед, игр.
4. Изготовление родителями совместно с детьми кормушек для птиц
5. Подбор художественной литературы по теме.
Основной этап.
Образовательная область «Познание» - «Птицы зимой»
Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях города, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.
Зимующие птицы не улетают от нас в тёплые края. Они питаются почками, семенами и плодами деревьев, и кустарников, и отыскивают корм около жилища человека.
Птицам очень трудно зимой. Нередко они голодают. Во время морозов и сильных метелей они погибают от голода.
Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда повсюду корм почти весь съеден. Поэтому птиц зимой надо подкармливать.
Снегирь. Прилетает к нам в середине зимы. Они появляются в селах и городах. Зимой они могут держаться и в лесах, где кормятся семенами сирени, клена, липы и других деревьев и кустарников. Когда наступают морозы, снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины и облепихи.
Синица. Тяготеет к жилью человека, часто встречается в крупных городах и других населенных пунктах, в пригородах, в садах и парках. В холодное время года большая синица остается в местах гнездовий, либо кочует на небольшие расстояния, сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма. Охотно посещает кормушки, где кормится семечками подсолнуха, несолёным салом, сливками из молочных пакетов.
Воробей. Домовой воробей – спутник человека. Ведет оседлый образ жизни, чему благоприятствуют условия для гнездования и обильный корм в поселениях человека. В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает в человеческих поселениях, хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины в садах, весной – цветочные почки. При отсутствии поблизости полей вылетает кормиться на луга, опушки лесов, где собирает семена дикорастущих трав и насекомых.
Образовательная область «Коммуникация»
Беседа «Что ты знаешь о птицах?» - уточнить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Д/и «Птицы» - уточнить знания детей о птицах.
П/и «Птички и кошка» - учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.
Беседа «Почему птиц стало меньше?» - Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно - следственной связи – пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
Беседа «Пернатые друзья» - дополнить знания детей о птицах, помощи им зимой.
Д/и «Кто лишний» - закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах.
Д/и «Летает, не летает» - развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
П/и «Воробушки и кот» - учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываясь от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
Художественно – эстетическое развитие «Раскрашивание силуэтов птиц» - Развивать творчество, умение воплощать свой замысел в рисунке.
«Сорока оглянулась» - рисование древесным углём.
«Синица» - аппликация
Экспериментирование:
«Исследование птичьего пера» - научить обследовать предмет, закрепить знания о птицах.
«Рассматривание птичьих следов» - научить различать птичьи следы на снегу.
Чтение худ. литературы: Л. Н. Толстой «Воробей на часах» - уточнить знания детей о птицах. «Кукушка» (ненецкая народная сказка, «Растрёпанный воробей» К. Паустовский, «Жёлтый аист» (китайская народная сказка, Н. Рубцова «Воробей», В. Звягина «Воробушки»
Заучивание стихотворение Чапурова «Трудно птицам зимовать»
Заключительный этап
Задачи: Сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте,
Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.
Дети вместе с родителями изготовили кормушки. Объявили конкурс среди семей на изготовление лучшей кормушки. Мы их повесим на участке в детском саду. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.
Наблюдение
Задачи: Понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке.
Определять какие птицы прилетают на кормушки.
Какие птицы обычно прилетают на кормушки? По утрам галдят воробьи. Большая стайка каждый день прилетает к кормушкам. Часто прилетают синицы. Воробьи и синицы забавно играют на яблонях, на которых висят кормушки. Возможен визит стаи снегирей. Они очень красивые. Мы даже на уроке любуемся красотой этих птиц. Прилетают сороки и трещат. Редко прилетают свиристели.
Заключение: проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:
1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
2. Сытой птице мороз не страшен.
3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
Памятка "Как подкармливать птиц".
1. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
2. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
3. Кормушки нужно держать в чистоте.
4. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
5. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные, сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб!