Шиганова Дина
Краткосрочный проект по экологии «Берегите нашу природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно-творческий.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: краткосрочный (1 месяц).
Актуальность проекта : Тема проекта «Берегите нашу природу» выбрана нами не случайно.
«Любовь к родной природе – драгоценное качество характера человека, которое взращивается в нем с ранних лет. И взращивается посредством наблюдений. Полюбить природу можно лишь постоянно общаясь с ней, думая о ее тайнах и разгадывая их, оберегая природу, вкладывая свой труд в ее украшение» (В. А. Сухомлинский).
Публикация «Краткосрочный проект по экологии „Берегите нашу природу“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней и с детства научить беречь окружающий мир.
Цель: Знакомство детей с природой родного края; формирование у детей осознанно-правильного отношения к представителям живой природы; формирование убеждения, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи:
- учить видеть красоту природы; познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;
- развивать понимание взаимосвязей в природе и место человека в них;
- воспитывать желание беречь природу;
- воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;
- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;
- развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- познакомить детей с разнообразными видами деятельности по охране природы;
- обеспечить непрерывность экологического образования в системе:
ДОУ – семья.
- развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».
Ожидаемые результаты проекта :
- проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе;
- эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы;
- у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;
- бережное отношение к природе.
Необходимые материалы:
- уголок природы в группе,
- огород на окне,
- наглядный и демонстрационный материал,
- музыкальное оснащение,
- книжный уголок в группе.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный этап
- составление перспективного плана проведения НОД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников;
- подбор программно – методического материала по направлению работы;
- совершенствование развивающей среды;
- подбор и изготовление дидактических, речевых, подвижных игр на экологическую тему;
- подбор художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, загадок;
- подбор наглядного материала, музыкальных композиций.
2. Основной этап
Беседы познавательные с детьми:
«О правилах поведения на природе», «Животные нашего леса», «Птицы нашего края», «Живая, неживая природа», «Наши зеленые друзья», «Комнатные растения», «Поведения человека в лесу», «Чистый воздух и вода – богатство страны», «Как уберечь природу», «Как позаботиться о водоемах нашего края», «Природа нашего края», «Красная книга – сигнал опасности»
Игры:
• дидактические
• словесно – дидактические
• настольно – печатные
«Найди свое дерево», «Что поможет растениям расти», «Пищевые цепочки на лугу», «Кто чем питается», «Летает – не летает», «Кому нужна вода», «Магазин семян», «Кто где живет», «Птица без гнезда», «Перелетные – зимующие», «Пищевые цепочки водоема», «Грибы нашего леса», «Ботаническое лото», «Кто живет в воде», «Ягоды и фрукты», «Приметы весны», «Животные и растения Красной книги», «Зоологическое лото».
• Подвижные: «Буря на море», «Одуванчики», «Журавли», «В лес по ягоды пойду», «Садовник», Воробьи», «Сокол и лиса», «Мы детки с одной ветки», «Танец бабочек», «Совушка».
• Пальчиковые игры: «Птицы», «Подводный мир», «Ветер в лесу», «Цветы на лужайке»,«Подснежники», «Дождик», «Пчелки».
Художественное творчество:
Рисование: «Мой любимый цветок», «Экологические знаки в лесу», «Первоцветы», «Веточка в вазе», «Весна красна», «Субботник»
Лепка: «Корзинка из леса», «Звери в весеннем лесу», «Мой четвероногий друг», «На прогулке в детском саду», Чудо-цветы»
Аппликация: «Деревья в лесу», «Птицы летят», «Веточка вербы».
Наблюдения: «Деревья нашего участка», «Птицы нашего участка», «Рост и состояние комнатных растений», «Весенние явления природы», «Животные нашего города», «Перелетные птицы», «Наблюдения за небом»,
«Живая и неживая природа».
Целевые прогулки:
- прогулка по улицам города «Весна пришла! А город чистый?».
- прогулка в городской парк «Птицы нашего города».
- прогулка по территории детского сада «Весеннее пробуждение природы»
- Операция «Здоровые мы – здоровая природа» к Всемирному дню охраны здоровья.
Трудовая деятельность:
- уход за комнатными растениями;
- подкормка птиц на участке;
- забота о домашних животных,
- посадка огорода на подоконнике;
- уборка территории своего участка от мусора.
Знакомство с картинами русских художников:
И. И. Шишкин «Лес», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», В. П. Батурин «Цветущий луг»
Прослушивание музыкальных композиций:
«Звуки природы», «Музыка воды», «Привольные просторы» (детский хор, «Человек собаке друг» (из м/ф. «Бобик в гостях у Барбоса», «Волна», «О цветах» (детский хор, «Бедный ежик», «У природы много дней»
Чтение детям художественной литературы русских писателей:
В. Бианки «Как муравьишки спешили домой», Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка», С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц», А. Дайнеко «Вот на Земле огромный дом», В. Бианки «Синичкин календарь», И. Крылов «Кукушка и петух», Б. Житков «Сад», «Что я видел», Г. Серебрицкий «Берегите птиц».
Знакомство со стихотворениями о природе русских поэтов :
Е. Благинина «Одуванчик», А Стариков «Вечер», А. Фет «Зреет рожь», Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», А. Блок «На лугу», Ф. И. Тютчев «Зима не даром злится…»
Разучивание пословиц и поговорок по экологическому воспитанию;
Отгадывание и загадывание загадок о природе;
Знакомство с экологическими стихотворениями;
Оформление и выставка книг, иллюстраций в художественном и природном уголках по темам :
«Природа нашего края», «Красная книга – предупреждающий цвет», «Перелетные птицы», «Пришла весна!», «Вода – источник жизни», «Ребятам о минералах», «Первоцветы», «В недрах нашей Земли»,
Работа с родителями
• Консультация для родителей «Учите детей любить природу».
Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Уважаемые родители!
Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.
Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
- Надо охранять и беречь природу.
- Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы, для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.
- Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среда, где существует всё живое.
- Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.
• Привлечение родителей к пополнению уголка природы в группе.
• Рекомендации родителям: рассказать детям о достопримечательностях нашего города. Повторить с детьми название растений и животных нашей области занесенных в Красную книгу.
• Домашнее задание: Посмотреть мультфильм «Крокодил Гена и Чебурашка», 3 серия «Труба природу отравляет».
3. Заключительный этап.
- Выставка детских рисунков «Берегите нашу природу»
- Изготовление поделок из природного и бросового материала к Выставке «Экологической недели» в детском саду.
- Коллективная работа «Сохраним планету своими руками» (к Всемирному дню Земли)
Итогом проекта «Берегите нашу природу» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
«Всем людям необходимо бережно относиться к растениям,
охранять животных»
«Знай и люби свой край, природу люби и не обижай!»
ХРАМ ПРИРОДЫ
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А. Смирнов)
Подвижная игра «Гори, гори ясно»
Цель: Развивать быстроту, ловкость, реакцию.
- В небе, ребята, не только птиц можно увидеть, а что еще? (Ночью - луну, звезды; днем - облака, солнце.)
-Обратите внимание на землю. Земля покрывается молодой зеленой травкой.
-Какая она?
-Где трава появилась, а где еще нет? (Там, где много солнца, там и травы много, а в тех места, где тень, трава еще не взошла.)
-Почему, как вы думаете? (Предположения детей).
-Природа пробудилась от зимнего сна.
-Что делаете вы, когда просыпаетесь? (Умываетесь. Земля и растения тоже хотят умыться.)
-Но как? (Они ждут теплого весеннего дождя, он все вымоет и напоит всех.)
-У нас на пути много луж, как нам пройти, чтобы не замочить ноги? (Между лужами, змейкой.)
-По лужам можно ходить? (Нет.)
-Почему, это же интересно? (Можно заболеть, набрать воды в сапоги.)
(Дети идут в колонне по одному обходя лужи (змейкой, по прямой - с высоким подниманием колен, след в след, приставным шагом, широким шагом, через препятствия.)
Вечером родителям рекомендуется побеседовать с детьми о проведённой целевой прогулке, разделить детские впечатления, высказать своё мнение.