Варсеева Олеся
Краткосрочный проект по профориентации в средней группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по ранней профориентации
детей дошкольного возраста
«Такие разные профессии»
Сроки реализации проекта – краткосрочный (1 месяц).
Проект разработан для детей средней группы (4-5 лет)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители
Актуальность темы проекта
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.
А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности детям еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу был разработан педагогический проект «Какие разные профессии».
Проблема
Из вводного педагогического мониторинга следует, что у воспитанников группы наблюдаются проблемы в установлении дружеских взаимоотношений друг с другом, а так же другие пробелы социально-коммуникативного характера. Также у детей не достаточно сформированы представления о профессиях и орудиях труда взрослых.
Индивидуальные беседы с детьми о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на работе, привели к выводу о том, что дети мало знают о профессиях своих родителей их название, предметах-помощниках, содержании трудовой деятельности; у них не сформировано уважение к труду взрослых.
Цель и задачи проекта
Для детей:
Цель проекта: расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях взрослых.
Задачи проекта:
Образовательная: познакомить детей с некоторыми видами профессий; познакомить детей с профессиями своих родителей; формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий;
Развивающая: развивать коммуникативные способности; обогащать словарный запас детей; развивать любознательность и интерес к деятельности взрослых и месту их работы; развивать умение выбирать роль и действовать согласованно, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий;
Воспитательная: воспитывать у детей положительное отношение и уважение к труду.
Для родителей:
Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты
У детей сформируются представления о представителях разных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах – помощниках. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно – ролевых игр, организуемых детьми на основе их интересов. Где дети будут подражать взрослым, своим родителям и воспроизводить их действия, присваивая себе роли каких-либо профессий.
С родителями будут установлены доверительные и партнерские отношения.
У воспитателя будет обобщен и распространен педагогический опыт по реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
- Анкетирование для родителей на тему «Ранняя профориентация»;
- Проведение педагогической диагностики детей по профориентации;
- Анализ подготовительного этапа: составлен список, какого игрового материала и оборудования не хватило для проведения сюжетно-ролевых игр, чем необходимо пополнить игровые зоны, какое оборудование необходимо;
- Подбор необходимой литературы, методических разработок, настольно-печатных и дидактических игр, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, оборудования;
- Совместно с родителями: организация выставки рисунков и фотографий для детей на тему «Профессии наших мам и пап»;
- Подготовка предметно-пространственной среды по теме;
- Совместно с родителями: изготовление новых дидактические (настольно-печатные) игры «Кто что делает?», «Профессии», «Кому, что нужно для работы?» и др. ;
- Совместно с родителями: пополнение книжного уголка новыми книгами: К. Чуковский «Айболит», С. Михалков «Дядя Степа», В. Маяковский «Кем быть?», книжки-малышки о разных профессиях.
Основной этап
1 неделя
1. Беседы по темам: «Какие мы знаем профессии», «Все профессии важны», «Современные профессии», «Супермаркет», «Что такое салон красоты», «Кто такой программист?», «Зачем мы ходим в салон красоты», «Доктор спешит на помощь», «Что нам приготовил повар-кондитер?».
2. Чтение: В. Маяковский «Кем быть?»;
Рассматривание альбомов «Профессии людей», «Кем быть», «Инструменты».
3. Просмотр видеоролика «Учим профессии»: https://youtu.be/yDRIfE9_op4
4. Наблюдение за трудом помощника воспитателя, за работой дворника, за разгрузкой продуктовой машины;
5. Просмотр видеоролика «Пословицы и поговорки о труде»: https://youtu.be/xc1QtKWdUkk
2 неделя
1. Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «Хорошо у нас в детском саду», целью которого было проведение экскурсии (закрепление знаний о профессиях) в кабинет заведующей детским садом, кабинет медсестры, на кухню.
2. Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами?»
3. Чтение: К. Чуковский «Доктор Айболит»
4. Обсуждение вопроса «Что нужно доктору для работы?»;
Сюжетно-ролевая игра «На приёме у врача»
5. Обсуждение вопроса «Что нужно повару-кондитеру для работы?»;
Дидактическая игра «Кондитерский цех»;
Физминутка «Поварята»;
Сюжетно-ролевая игра «Кондитерская фабрика»
3 неделя
1. Беседа «Кем я хочу стать?»
2. Настольно-печатные игры: разрезные картинки, «Подбери по тени»;
Загадки: «Профессии»
3. Обсуждение вопроса «Что нужно полицейскому для работы?»;
Чтение С. Михалков «Дядя Стёпа»;
Сюжетно-ролевая игра «Полиция»
4. Обсуждение вопроса «Что нужно визажисту для работы?»;
Сюжетно-ролевая игра «Визажист»
5. Обсуждение вопроса «Что нужно для работы в салоне красоты?»;
Физминутка «Мастер делает прическу»;
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»
4 Неделя
1. Дидактические и словесные игры: «Угадай профессию по описанию», «Что лишнее», «Доскажи словечко»
2. Дидактические игры: «Исправь ошибку», лото «Профессии», подвижная игра «Самолеты»;
3. Обсуждение вопроса «Что нужно строителю для работы?»;
Пальчиковая гимнастика «Строим дом»;
Сюжетно-ролевая игра «Построим наш город»
4. Обсуждение вопроса «Что нужно продавцу-кассиру для работы?»;
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
5. Рисование «Кем я хочу стать». Оформление выставки детских рисунков.
Завершающий этап
1. Проведение беседы с детьми о проведенных сюжетно-ролевых играх: что им понравилось, какие игры были более интересные и будут ли они играть в них самостоятельно.
2. Проведение итоговой педагогической диагностики.
Вывод:
- У дошкольников сформировалось начальное представление о трудовой деятельности взрослых. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда. Все дети охотно принимали участие в сюжетно – ролевых играх, предложенных воспитателем. Они получили представление о том, как можно организовать игру, используя полученные знания, как можно разнообразить сюжет любой игры. В свободной деятельности некоторые дети развивают предложенный сюжет, часть детей строит игру по-своему.
- С родителями установлены доверительные и партнерские отношения.
- У воспитателя обобщен и распространен педагогический опыт по реализации проекта.
Список литературы
1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
2. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
3. Татьяна Березенкова: Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр. Средняя группа. Издательство: Учитель, 2017 г. Серия: ФГОС ДО: практика реализации.
4. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. - № 4.- 2005.- с. 33-37
5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : Линка-Пресс, 2009
6. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н. В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
7. Алябьева Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2016. С-230
8. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М. : Сфера, 2005. – с. 28