Ольга Прудникова
Краткосрочный проект «Защитники земли русской. Древняя Русь» по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в подготовительной группе по патриотическому воспитанию «Защитники земли русской. Древняя Русь».
Группа «Звёздочка"
Воспитатели: О. В. Прудникова
Вид проекта: познавательный (формирование представлений об истории возникновения российского государства, его славных защитниках прошлого, информационно – практический, творческий.
Продолжительность: краткосрочный
Сроки проведения: февраль.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Форма проведения: групповая.
Актуальность:
Любовь к Родине — неотъемлемая черта русского национального духа, которая прослеживается на протяжении веков. Привязанность к родной земле, своему народу и его истории, а также достижениям культуры всегда была частью национального образа жизни. Чтобы наши потомки не забыли о значении слов «Родина», «патриот» и «патриотизм», мы должны научить их ощущать себя частью народа. Русская история богата яркими событиями, которые пронизаны великой силой духа и богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре и живописи. В связи с этим становится очевидной необходимость решения проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Тесное взаимодействие с родителями по данному вопросу является важным условием нравственно-патриотического воспитания. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребёнка, вызывает эмоции и заставляет сопереживать. Это способствует бережному отношению к традициям и сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа особенно актуальна и трудна, требует большого такта и терпения. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма и гражданственности не считаются важными и часто вызывают недоумение. Патриотизм и гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого раннего возраста. В период дошкольного детства дети должны получить основы представлений о возникновении Государства Российского, первых князьях, богатырской славе и верности народа своему Отечеству, о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Родине, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков, осознавать себя их частью, любить и уважать семью, товарищей и окружающих.
Проблема: Современные дети мало знают об истории возникновения Российского государства, первых князьях; о богатырской славе и верности народа Отечеству своему; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Гипотеза: если следовать плану работы над проектом в различных сферах деятельности, то можно пробудить у детей интерес к истории своей страны, её героям прошлого, а также воспитать в них чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Цель: формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с историей возникновения нашего государства, ее славными страницами прошлого, воспитание чувства гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине и желание быть защитником своей Отчизны.
Задачи:
Для детей:
- знакомство с историей возникновения Российского государства;
- знакомство с произведениями литературы и искусства о русских богатырях;
- формирование желания узнавать историю жизни русских людей, умение отличать достойные поступки от недостойных, выделять и понимать лучшие человеческие качества;
- формирование представлений о героическом прошлом русского народа, великих святых защитниках Древней Руси;
- формирование патриотических чувств, представлений о героизме;
- изучение характерных деталей одежды, вооружения, доспехов;
- создание совместно с родителями творческой работы на тему ««Защитники Древней Руси».
Для педагога:
- развитие профессиональной компетентности в данном вопросе;
- создание благоприятной атмосферы и условий для всестороннего развития, воспитания детей старшего возраста;
- наблюдение за развитием навыков и интересов воспитанников;
- развивать интерес детей к истории возникновения нашего государства, ее героям прошлого;
- развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество;
- активизировать пассивный и активный словарь детей;
- осуществление просветительской деятельности в рамках патриотического воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых;
- привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.
Для родителей:
- активное участие в жизни ребенка, осведомленность о его знаниях, умениях и опыте, приобретенных в дошкольном учреждении;
- развивать умение создавать творческие работы совместно с детьми на тему «Защитники Древней Руси»;
- повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Интеграция видов деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная.
Подготовительный этап:
- подбор информации о защитниках Древней Руси;
- подбор художественной литературы: былин, сказок, стихов, загадок, поговорок древнерусских воинах. ;
- подбор иллюстраций, картинок с изображением быта древних славян, русского народного костюма, богатырей, богатырских доспехов, князей;
- подбор аудио-видео материала.
Основной этап
Реализация проекта.
В процессе работы над проектом мы познакомили родителей с его содержанием и целями. Провели консультацию, посвящённую патриотическому воспитанию в семье, и подготовили для родителей памятку с перечнем книг о защитниках земли русской, которые рекомендуется прочитать детям. С детьми мы провели тематические беседы, познакомили их с художественной литературой по теме проекта, включая былины, мифы и сказки. Организовали разучивание стихов, пословиц и песен о защитниках Древней Руси. Провели творческие занятия по рисованию, аппликации, лепке и конструированию, связанные с выбранной тематикой. Организовали рассматривание иллюстраций и картин, посвящённых древнерусским защитникам.
Предполагаемый результат: сформированные основы патриотизма, любви к своей Родине, основы знаний о ее героях прошлого.
Продукты проектной деятельности:
Изготовление шлемов, кольчуг.
Презентация проекта:
Демонстрация презентации, посвященной древнерусским защитникам.
Организационный компонент. Реализация проекта
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Сюжетно – ролевые игры: «Богатырские игрища», «Защитники заставы», «Крепость».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения, творческой активности.
Беседы на тему: «Оружие и доспехи воинов Древней Руси», «Россия - Родина моя», «Откуда мы родом», «Как жили славяне», «Отличие сказки от былины», «Былинные богатыри -славные защитники родной земли», Александр Невский - защитник земли русской, «Ледовое побоище», Дмитрий Донской, «Куликовская битва».
Образовательная область: «Речевое развитие»
Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, знакомство с книжной культурой.
Знакомство с пословицами и поговорками о защитниках Земли Русской.
Объяснение значений новых слов (предки, вороги, летопись, кольчуга, бармица, поручи, булава, колчан, богатырь, былина, витязь, сбруя, щит, шлем, снаряжение, доспехи, оберег).
Составление рассказов по картине Васнецова «Три богатыря».
Чтение русских народных сказок о защитниках, сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Чтение былин «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Первый бой Ильи Муромца», «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Добрыня Никитич» и др.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Развитие детского творчества. Приобщение к изобразительному искусству.
Слушание композиции «Богатырская наша сила» А. Н. Пахмутовой, музыкальных отрывков из оперы Римского - Корсакова «Садко», музыкальных отрывков из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» (второе чудо). Слушание песни В. Малышева «Святой Благоверный князь Александр Невский». Слушание фрагмента из «Богатырской симфонии» А. П. Бородина.
Слушание былины «Илья Муромец в аудиозаписи».
Изобразительная деятельность: «Богатырский шлем»
Аппликация: «Богатырь»
Лепка: «Богатырский щит»
Конструирование: «Крепость»
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры: «Чья дружина быстрее соберется», «Не попадись».
Эстафеты: «Самый меткий», «Кто больше соберет камней».
Совместная деятельность детей и родителей: для закрепления знаний, полученных в ходе реализации проекта «Защитники Древней Руси», родители вместе со своими детьми изготавливают шлемы и кольчуги.
Заключительный этап.
Результаты реализации проекта:
В процессе реализации проекта дошкольники погрузились в изучение истории возникновения Российского государства, а также ознакомились с литературными и художественными произведениями, повествующими о русских богатырях. У детей сформировалось представление о жизни русских людей, они научились различать достойные и недостойные поступки, а также выделять и понимать лучшие человеческие качества. Было отмечено развитие исследовательской и познавательной деятельности. Дети получили представление о героическом прошлом русского народа и великих святых защитниках Древней Руси. У дошкольников сформировались патриотические чувства и представления о героизме. Активный словарный запас детей обогатился новыми словами и образными выражениями. Был достигнут значительный прогресс в области художественного творчества детей в различных направлениях. Родители были вовлечены в педагогический и творческий процесс работы группы.
Продукт проектной деятельности
Демонстрация презентации, посвященной древнерусским защитникам.
Рефлексивный компонент
Во время реализации проекта у детей произошло формирование основ патриотизма, любви к своей Родине. Воспитанники получили знания о героях прошлого. И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриотов. Из разговоров с детьми выяснилось, что у детей формируются первые базисные понятия о чести и совести, мужестве и отваге. Гипотеза творческого проекта подтвердилась.
Литература:
1. А. Н. Гумилев «От Руси до России», М., 2010г.
2. Н. Головин «Моя первая русская история», М., 2005 г.
3. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси» В. Н. Вишневская, М., 2004 г.
4. Я прошлое увижу наяву: рассказы по истории для детей, М., 2009 г.
5. Мое Отечество – Россия. Комплексная система патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. И. В. Богачева, В. П. Пененский, С. И. Губанова, А. П. Казаков, Г. А. Кузьменко. М., 2005 г.
6. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М. Д. Маханева АРКТИ – 2004 г.
7. Ю. Школьник «История России. Полная энциклопедия», М., 2012 г.