Марина Ганина
Краткосрочный проект для детей 4–5 лет «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Дерево держится корнями, а человек – семьёй.
(русская народная пословица)
Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность проекта
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Работая в детском саду не первый год, я сталкиваюсь с одной и той же проблемой: дети не всегда знают имена и отчества своих родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках,- своих самых родных людей, чем они занимаются, кем работают, затрудняются назвать домашний адрес. Почему же мы взрослые обходим стороной такую важную и нужную для детей информацию? С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», который поможет детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Тема близкая детям, стала очень актуальной на сегодняшний день, когда уходят в прошлое семейные традиции и семейные праздники, мало кто из детей знает своих прабабушек и прадедушек. Забыты такие понятия как: «род», «родословная», «предки».
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта :
Расширять представления детей о своей семье как о важном элементе общества, родословной, о социальных ролях в семье и семейном укладе, семейных традициях.
Задачи проекта :
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Познакомить с понятиями "Род", "родня", "родословная", "предки";
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
5. Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей;
6. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
Возраст участников: дети 4-5 лет.
Тип проекта : краткосрочный (3 недели).
Вид проекта : творческий, информационно-исследовательский.
Состав проектной группы : воспитатель, воспитанники группы №4, родители.
Ожидаемые результаты:
• Дети узнают больше о своей семье : о членах семьи, о профессиях родителях, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
• Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений.
• Повышение интереса родителей к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Формы организации проекта :
1. Опрос детей «Что я знаю о своей семье?»;
2. НОД;
3. Консультация «Что такое генеалогическое древо?»;
4. Выставка «Генеалогическое древо семьи»;
5. Создание альбома «Герб моей семьи»;
6. Выставка детских рисунков «Моя семья»;
7. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин», «В гостях», «Дочки-матери», «Наш дом»;
8. Родительское собрание «Моя семья- что может быть дороже».
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
• Опрос детей : «Что я знаю о семье?»;
• Определение цели и задач;
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический)
• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении;
• Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»;
• Выставка «Генеалогическое древо семьи»;
• Создание папки «Герб моей семьи»;
• Выставка детских рисунков «Моя семья»;
• Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин».
• Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
Содержание деятельности педагога с детьми:
• Чтение и заучивание стихов и сказок о семье : Е. Благинина «Посидим в тишине», Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко», К. Ушинский «Имя», Л. Толстой «У бабки была внучка», Т. Бокова «Папа», А. Н. Плещеева «Внучка».
• Беседа: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают мои родители», «Семья – это я».
• Чтение пословиц и поговорок о семье, загадки.
• НОД из цикла «Я и моя семья» :
ФЦКМ «Я и моя семья»;
Коммуникация «Моя родословная»;
Рисование «Огоньки в родном доме», «Моя семья»;
Аппликация «Дом, в котором я живу».
• Словесные игры: «Кто старше?», «Кто младше?», «Исправь Незнайку», «Подскажи словечко», «Родственные отношения», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать».
• Настольно-печатная игра «Семья», «Кем быть», «Кому что нужно для работы?».
• Рассматривание фотографий членов семьи;
• Оформление альбома «Моя семья», «Генеалогическое древо», «Герб моей семьи».
• Прослушивание и разучивание песен о семье.
• Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Магазин», «В гостях», «Дочки-матери», «Наш дом».
III этап-заключительный
• Обработка результатов по реализации проекта.
• Родительское собрание «Моя семья – что может быть дороже».
• Презентация проекта «Моя семья».
• Презентация работ детьми «Генеалогическое древо», «Герб моей семьи».
Результативность:
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат.
Дети узнали больше о своей семье : о членах семьи, о профессиях родителях, о жизни бабушек и дедушек. Ребята с увлечением знакомили друг друга с членами семей, делились семейными традициями. Теперь наши маленькие участники проекта точно смогут назвать имена своих родных, где они работают и чем занимаются, смогут рассказать, что такое "семейное древо" и кто такие "предки". Но это только начало. Впереди нас ждет еще много интересного!
Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений.
Повысился интерес родителей к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Есть дерево-красавица Генеалогическим
Растёт себе, ветвится. То дерево зовётся.
И тем оно мне нравится, И как дружнее вместе с ним
Что ветви древа - лица. Семье большой живётся!
Список используемой литературы.
1. Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста «От рождения до школы», МОН ДНР, 2015г.
2. Программа «Донбасс - мой край родной», ДРИДПО, 2015г.
3. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, совместный приказ МСТ ДНР от 22.06.2015№94 и МОН ДНР от 17.07.2015 №322
4. Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов». – СПб. : «ООО М. : «Детство - пресс», 2010 г.
5. Зверева О. Х., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» : - М. : Т. Ц. Сфера, 2005г.
6. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьёй» : - М. : Т. У. Сфера, 2004 г.
7. Ривина Е. К. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей». – М. : Мозаика – синтез, 2008 г.
8. Свирская Л. «Работа с семьёй : необязательные инструкции». – М. : Линка – Пресс, 2007 г.
9. Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007г.