Екатерина
Краткосрочный проект «История возникновения тряпичной куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«детский сад "Улыбка» с. Новоалександровка Бузулукского района Оренбургской области
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«История возникновения тряпичной куклы»
(для дошкольного возраста)
Подготовили: Воспитатель-наставник
высшей квалификационной категории Абоимова Е. П.
Молодой воспитатель: Кабиева Е. Н.
2023г
Аннотация
Актуальность проекта.
Публикация «Краткосрочный проект „История возникновения тряпичной куклы“» размещена в разделах
Приобщение детей к истокам народной культуры является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русскую самодельную куклу. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это важный атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Практическая значимость.
В результате реализации проекта, у детей будут сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления.
Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
Инновационная направленность.
Инновационность проекта заключается:
в обогащении словаря детей;
в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, русской культурой, традициями, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, деятельности.
Степень распространения представленных материалов.
Проект представлен на педагогическом совете дошкольного учреждения.
Паспорт проекта
Название проекта: «История возникновения тряпичной куклы»
Тип проекта (по продолжительности) краткосрочный
Тип проекта (по виду) познавательно-творческий.
Тип проекта (по кол-ву детей) коллективный
Автор проекта воспитатель-наставник МДОБУ «детский сад «Улыбка» с. Новоалександровка Бузулукского района Оренбургской области Абоимова Е. П. ;
молодой воспитатель: Кабиева Е. Н.
Актуальность проекта Приобщение детей к истокам народной культуры является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русскую самодельную куклу. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это важный атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Цель проекта - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной куклой.
Задачи проекта Обучающая:
- Познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования;
- Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы;
- Учить изготавливать тряпичных народных кукол самостоятельно и с помощью воспитателя.
Развивающая:
- Развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к народной тряпичной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
- Воспитывать интерес и любовь творчеству, народным играм, народной музыке.
- Вовлечь родителей в творческую и продуктивную деятельность.
Участники проекта Дети (3-5 лет, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели разновозрастной группы от 3-5 лет.
Ожидаемы результаты проекта Дети и родители:
Для детей
1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления.
2. Для детей созданы необходимые условия для ознакомления с тряпичной куклой:
-подборка иллюстраций и фотографий;
-альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
-выставка мини-музея «Народная тряпичная кукла».
3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
4. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.
Для родителей:
1. Вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Сроки реализации проекта 10.02.2023-28.02.2023гг.
• Этапы проекта • Подготовительный этап: 10.02.2023
• Реализация проекта: 10.02.2023-28.02.2023гг.
• Презентация проекта: 28.02.2023г.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап: - Изучение сайтов и литературы, содержащей материал по теме проекта с образцами изготовления народных кукол;
- составление памяток, консультаций, рекомендаций;
- постановка цели и задач проекта;
- выявление знаний детей о тряпичной кукле;
- анкетирование родителей, «Какими игрушками играет ваш ребёнок дома?»;
- подбор литературы для работы с детьми;
- подбор наглядного материала;
-создание дидактических игр;
-создание музея тряпичной куклы.
Основной этап: - Беседы, наблюдения, занятия с детьми по теме проекта;
- просмотр презентации «Народная тряпичная кукла».
- изготовление народных кукол.
Экскурсия в краеведческий музей по теме «Народная кукла».
Чтение художественной литературы;
- сказка «Десятиручка»;
- стихи о куклах авторы Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов;
- потешки, поговорки, загадки.
Дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний развития творчества и воображения;
- «Составь картинку»;
- «Узнай по описанию»;
- «Узнай элемент узора»;
- «Закончи узор»;
- «Народные промыслы»;
- «Что из чего».
Пальчиковые игры:
- «Наперсток»;
- «Катины куклы».
Хороводные игры:
- «Платок»;
- «Приехала купаленка».
Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов с народными куклами.
Составление описательных рассказов «Моя любимая кукла».
Слушание произведения П. И. Чайковского «Новая кукла».
Разучивание русских народных песен, песен-закличек, песен-игр, хороводов, колыбельных, игра на народных инструментах.
Заключительный этап: -Мастер-класс для родителей «Кукла колокольчик»;
- создание мини-музея «Народная тряпичная кукла».
Ход проекта:
Дата Основной этап Участники Ответстве-нный
10.02 1-я половина дня
1)Беседа «История возникновения куклы».
2)Рисование «Моя народная тряпичная кукла».
2-я половина дня
2) Хороводная игра «Платок». Дети, воспитатель Воспитатель
13.02 1-я половина дня
1)Беседа «Виды кукол»
2-я половина дня
2)Пальчиковая гимнастика «Напёрсток». Дети, воспитатель
14.02 1-я половина дня
1)Беседа «Русская народная кукла»
2) Лепка «Сарафан для куклы»
2-я половина дня
1)Сюжетно – ролевая игра «Дочки матери»
2)Дидактическая игра «Узнай по описанию» Дети, воспитатель
17.02
1-я половина дня
1)Беседа «Знакомство с тряпичной куклой».
2-я половина дня
1) Конструирование с детьми «Кукла закрутка».
Дети, воспитатель
18.02 1-я половина дня
1)Просмотр презентации «Русская народная кукла».
2-я половина дня
1)Чтение сказки «Матушкина куколка». Дети, воспитатель
20.02 1-я половина дня
1)Беседа «Моя любимая игрушка».
2-я половина дня
2) Дидактическая игра «Закончи узор». Дети, воспитатель
25.02 1-я половина дня
1)Экскурсия в краеведческий музей по теме «Народная кукла».
2-я половина дня
1)Конструирование куклы «Зайчик на пальчик». Дети, воспитатель родители
26.02 1-я половина дня
1)Дидактическая игра «Народные промыслы»
2)Чтение стихов, потешек, загадок о куклах.
2-я половина дня
1)Сюжетно-ролевая игра «Мастерская кукол».
27.02 1-я половина дня
1)Игры инсценировки с куклой (укладывание спать, кормление).
2) Составление описательных рассказов «Моя любимая куколка». Дети, воспитатель родители
28.02 Завершение проекта:
- создание в группе мини-музея «Музей тряпичной куклы»;
- презентация проекта «История возникновения тряпичной куклы»; Дети, воспитатель
Список литературы
Методическая литература
1. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»
2. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова / – СПб. : «Детство-Пресс», 1999. – 384 с.
3. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/
4. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками. : Москва
Детская литература
1. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492
2. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Десятиручка»
стихи и загадки.