МААМ-картинки

Краткосрочный проект «История возникновения тряпичной куклы»

Екатерина
Краткосрочный проект «История возникновения тряпичной куклы»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«детский сад "Улыбка» с. Новоалександровка Бузулукского района Оренбургской области

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«История возникновения тряпичной куклы»

(для дошкольного возраста)

Подготовили: Воспитатель-наставник

высшей квалификационной категории Абоимова Е. П.

Молодой воспитатель: Кабиева Е. Н.

2023г

Аннотация

Актуальность проекта.

Публикация «Краткосрочный проект „История возникновения тряпичной куклы“» размещена в разделах

Приобщение детей к истокам народной культуры является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русскую самодельную куклу. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это важный атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Практическая значимость.

В результате реализации проекта, у детей будут сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления.

Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

Инновационная направленность.

Инновационность проекта заключается:

в обогащении словаря детей;

в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, русской культурой, традициями, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, деятельности.

Степень распространения представленных материалов.

Проект представлен на педагогическом совете дошкольного учреждения.

Паспорт проекта

Название проекта: «История возникновения тряпичной куклы»

Тип проекта (по продолжительности) краткосрочный

Тип проекта (по виду) познавательно-творческий.

Тип проекта (по кол-ву детей) коллективный

Автор проекта воспитатель-наставник МДОБУ «детский сад «Улыбка» с. Новоалександровка Бузулукского района Оренбургской области Абоимова Е. П. ;

молодой воспитатель: Кабиева Е. Н.

Актуальность проекта Приобщение детей к истокам народной культуры является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русскую самодельную куклу. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это важный атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Цель проекта - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной куклой.

Задачи проекта Обучающая:

- Познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования;

- Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы;

- Учить изготавливать тряпичных народных кукол самостоятельно и с помощью воспитателя.

Развивающая:

- Развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления.

Воспитательная:

- Воспитывать интерес к народной тряпичной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

- Воспитывать интерес и любовь творчеству, народным играм, народной музыке.

- Вовлечь родителей в творческую и продуктивную деятельность.

Участники проекта Дети (3-5 лет, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели разновозрастной группы от 3-5 лет.

Ожидаемы результаты проекта Дети и родители:

Для детей

1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления.

2. Для детей созданы необходимые условия для ознакомления с тряпичной куклой:

-подборка иллюстраций и фотографий;

-альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;

-выставка мини-музея «Народная тряпичная кукла».

3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

4. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

Для родителей:

1. Вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

Сроки реализации проекта 10.02.2023-28.02.2023гг.

• Этапы проекта • Подготовительный этап: 10.02.2023

• Реализация проекта: 10.02.2023-28.02.2023гг.

• Презентация проекта: 28.02.2023г.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап: - Изучение сайтов и литературы, содержащей материал по теме проекта с образцами изготовления народных кукол;

- составление памяток, консультаций, рекомендаций;

- постановка цели и задач проекта;

- выявление знаний детей о тряпичной кукле;

- анкетирование родителей, «Какими игрушками играет ваш ребёнок дома?»;

- подбор литературы для работы с детьми;

- подбор наглядного материала;

-создание дидактических игр;

-создание музея тряпичной куклы.

Основной этап: - Беседы, наблюдения, занятия с детьми по теме проекта;

- просмотр презентации «Народная тряпичная кукла».

- изготовление народных кукол.

Экскурсия в краеведческий музей по теме «Народная кукла».

Чтение художественной литературы;

- сказка «Десятиручка»;

- стихи о куклах авторы Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов;

- потешки, поговорки, загадки.

Дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний развития творчества и воображения;

- «Составь картинку»;

- «Узнай по описанию»;

- «Узнай элемент узора»;

- «Закончи узор»;

- «Народные промыслы»;

- «Что из чего».

Пальчиковые игры:

- «Наперсток»;

- «Катины куклы».

Хороводные игры:

- «Платок»;

- «Приехала купаленка».

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов с народными куклами.

Составление описательных рассказов «Моя любимая кукла».

Слушание произведения П. И. Чайковского «Новая кукла».

Разучивание русских народных песен, песен-закличек, песен-игр, хороводов, колыбельных, игра на народных инструментах.

Заключительный этап: -Мастер-класс для родителей «Кукла колокольчик»;

- создание мини-музея «Народная тряпичная кукла».

Ход проекта:

Дата Основной этап Участники Ответстве-нный

10.02 1-я половина дня

1)Беседа «История возникновения куклы».

2)Рисование «Моя народная тряпичная кукла».

2-я половина дня

2) Хороводная игра «Платок». Дети, воспитатель Воспитатель

13.02 1-я половина дня

1)Беседа «Виды кукол»

2-я половина дня

2)Пальчиковая гимнастика «Напёрсток». Дети, воспитатель

14.02 1-я половина дня

1)Беседа «Русская народная кукла»

2) Лепка «Сарафан для куклы»

2-я половина дня

1)Сюжетно – ролевая игра «Дочки матери»

2)Дидактическая игра «Узнай по описанию» Дети, воспитатель

17.02

1-я половина дня

1)Беседа «Знакомство с тряпичной куклой».

2-я половина дня

1) Конструирование с детьми «Кукла закрутка».

Дети, воспитатель

18.02 1-я половина дня

1)Просмотр презентации «Русская народная кукла».

2-я половина дня

1)Чтение сказки «Матушкина куколка». Дети, воспитатель

20.02 1-я половина дня

1)Беседа «Моя любимая игрушка».

2-я половина дня

2) Дидактическая игра «Закончи узор». Дети, воспитатель

25.02 1-я половина дня

1)Экскурсия в краеведческий музей по теме «Народная кукла».

2-я половина дня

1)Конструирование куклы «Зайчик на пальчик». Дети, воспитатель родители

26.02 1-я половина дня

1)Дидактическая игра «Народные промыслы»

2)Чтение стихов, потешек, загадок о куклах.

2-я половина дня

1)Сюжетно-ролевая игра «Мастерская кукол».

27.02 1-я половина дня

1)Игры инсценировки с куклой (укладывание спать, кормление).

2) Составление описательных рассказов «Моя любимая куколка». Дети, воспитатель родители

28.02 Завершение проекта:

- создание в группе мини-музея «Музей тряпичной куклы»;

- презентация проекта «История возникновения тряпичной куклы»; Дети, воспитатель

Список литературы

Методическая литература

1. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»

2. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова / – СПб. : «Детство-Пресс», 1999. – 384 с.

3. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/

4. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками. : Москва

Детская литература

1. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492

2. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Десятиручка»

стихи и загадки.

Публикации по теме:

«История возникновения загадок». Консультация для педагогов История возникновения загадок. Загадка — это замысловатый вопрос с неким намеком, требующий ответа. Все загадки составляются в краткой и.

Фотоотчёт о занятии ОД в старшей группе «История возникновения утюга»Фотоотчёт о занятии ОД в старшей группе «История возникновения утюга» Задачи: Познакомить детей с историей возникновения утюга; расширять кругозор детей; закрепить представление о назначении и функции предметов.

Проект «Георгиевская лента. История возникновения»Проект «Георгиевская лента. История возникновения» Более двух веков Георгиевская лента являлась главным атрибутом военных наград России, СССР, Российской Федерации. В наши дни чёрно – оранжевого.

История возникновения города ВолгодонскаИстория возникновения города Волгодонска Волгодонск один из самых молодых городов Российской Федерации. Его основание связано со строительством Волго-Донского судоходного канала.

Консультация для родителей «История возникновения елочной игрушки»Консультация для родителей «История возникновения елочной игрушки» Новогодний праздник, это, прежде всего, красивое наряженное новогоднее дерево – ёлка, сосна или пихта, а ожидание новогодней сказки, волшебства,.

Консультация «История возникновения фейерверка» Фейерверк Возникший с пустой суеты, Из темных проталинок ночи, Достиг фейерверк красоты, Такой, что любуются «очи». Вонзается сердца восторг.

Мастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадкиМастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадки Пленит нас космос красотой, В нём много красок, он живой. Огни, светящие в ночи, Так восхитительны, милы! Наш взор прикован к небесам,.

Проект по москвоведению в старшей группе на тему «История возникновения родного города»Проект по москвоведению в старшей группе на тему «История возникновения родного города» Проект в старшей группе на тему «История возникновения родного города» Вид проекта: краткосрочный. Продолжительность: с 04.09.2023-15.09.2023.

Стенгазета  «История возникновения праздника 8 Марта»Стенгазета  «История возникновения праздника 8 Марта» УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! ПРИГЛАШАЮ ВАС ОЗНАКОМИТЬСЯ СО СТЕНГАЗЕТОЙ - ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАЗДНИКА 8 МАРТАСтенгазету, я выпустила в преддверии.

Занятие по финансовой грамотности «Деньги. История возникновения»Занятие по финансовой грамотности «Деньги. История возникновения» Цель: ознакомление учащихся с историей денег, формирование начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаров, интереса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный проект «История возникновения тряпичной куклы»
Опубликовано: 18 октября 2023 в 17:15
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краткосрочный проект «История возникновения тряпичной куклы»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина (УИ 1624019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД