ИРИНА САПЕЛЬНИК
Краткосрочный проект «Год культурного наследия народов России»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ д / с №15
___
Краткосрочный проект
«Год культурного наследия
народов России»
Группа: подготовительная
Разработчик проекта
Воспитатель:
Сапельник Ирина Евгениевна
Г. Горячий ключ
2022
Сохранение культурного наследия народа,
его совершенствование по мере развития
общественного сознания является необходимым
условием существования как нации.
Ценность народных традиций огромна,
а их утрату не восполнить никакими
материальными благами.
Публикация «Краткосрочный проект „Год культурного наследия народов России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Пояснительная записка
В современном мире развития высочайших информационных технологий: интернета, телевидения, взрослые и дети испытывают дефицит знаний о национальных традициях, культуре, быте народа.
В настоящее время в культурной жизни нашей страны произошли изменения, обусловившие взрыв интереса к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, истокам духовной культуры, фольклору, народным ремеслам.
Поэтому решение Президента России В. В. Путина объявить 2022 год - годом культурного наследия народов России направлено на поддержание и развитие самобытных традиций, ремесел и искусств народов России. Популяризация оригинальной народной культуры жителей разных регионов страны, формирование уважения к религиозным и национальным ценностям станут основой мира и согласия в нашем многонациональном государстве.
Тип проекта • познавательный
• творческий
• нравственно-патриотический
Сроки проекта краткосрочный (2 недели)
Участники проекта • педагоги ДОУ
• дети
• родители
Проблема недостаточные знания детей о народных играх, народной литературе, национальной культуре, народных промыслах.
Цель проекта развитие у всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей) устойчивого интереса к народной культуре, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции.
Задачи проекта 1. Расширять представления детей о многообразии изделий народно – прикладного искусства: Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, культурными ценностями народов России, с играми, песнями
2. Формировать представления о социокультурных ценностях русского народа
3. Формировать гражданственно – патриотического отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа
4. Формировать представление о значимости культурного прошлого для будущих поколений
5. Совершенствовать технические умения и навыки при росписи бумажных силуэтов изделий мастеров народных промыслов
6. Активизировать и расширять словарный запас детей
7. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народно – прикладного искусства.
8. Воспитывать патриотизм и чувство гордости за Родину и её культуру.
Ожидаемый результат - появится устойчивый интерес к культуре нашего народа;
- будут иметь представления о народных промыслах, уметь различать изделия разных народных промыслов;
- приобретут практические умения и навыки по росписи бумажных силуэтов;
- сформируется уважение к историческому наследию народа.
Виды деятельности: • образовательная деятельность (коммуникация, познание
художественное творчество)
• игровая и трудовая деятельность,
• самостоятельная деятельность детей,
• совместная деятельность детей и взрослых
Продукты проекта • выставки изделий народных промыслов,
• презентация проекта.
• папки – передвижки с информацией для родителей
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап. Подготовительный Сбор информации по теме
Организация выставки художественной и методической литературы, посвященной Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
Привлечение родителей
2 этап. Основной Беседы с детьми:
«В гости к Дедушке Фольклору»
«Кто живет в России?» (национальности нашей страны)
Дидактические игры
«Угадай и расскажи»,
«Собери фигуру по образцу»
Чтение художественной литературы:
Чтение народных сказок
Разучивание потешек, народного фольклора
Совместная и самостоятельная деятельность.
Спортивное развлечение «Богатырские забавы».
Открытие в мини – музее «Русская изба»- «Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов»
двигательная активность,
хороводные игры,
подвижные игры
Художественное творчество:
рисование на тему «Русская народная игрушка»;
раскрашивание раскрасок по теме
творческая мастерская (Хохлома, Городец, Дымка, Палех и т. д.)
Работа с родителями
Анкетирование «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?»
Консультации: «Обряды и традиции народов мари», «Читаем детям сказки».
3 этап Итоговый • Фотоотчет
. • Папки-ширмы по теме.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание работы Цель, задачи Участники проекта
Понедельник, 1 день
Драматизация русской народной сказки "Три медведя" Развитие творческих способностей детей; формирование диалогической и монологической речи; учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; формировать умению имитировать действия персонажей, передавать эмоциональное состояние героев, используя мимику, жесты, движения; побуждать к активному участию в театрализованной деятельности; развивать коммуникативные навыки и самостоятельность. Воспитатель, дети.
Вторник, 2 день
Рисование - «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки) Знакомить в различными видами матрешек (русскими, татарскими, башкирскими, украинскими и т. д.) Воспитатель, дети.
Среда, 3 день
НОД «Быт и культура русского народа». «Русь-матушка»; Закрепить знания детей о комнатных
растениях, учить находить сходство и
различие во внешних признаках, дать
представление о размножении
комнатных растений.
Развивать любознательность и
наблюдательность. Воспитатель, дети.
Четверг, 4 день
Дид. игра «Угадай по описанию» Учить различать народные игрушки по внешним признакам, запоминать названия.
Воспитатель, дети.
Пятница, 5 день
Знакомство с народными играми Популяризировать народные игры.
Развивать ловкость, координационные
способности, выносливость, смекалку.
Воспитывать интерес к народным играм и
забавам. Воспитатель, дети
Понедельник, 6 день
Творческая мастерская
Приготовление национальных блюд
народов России Познакомить воспитанников с различными
национальными блюдами народов,
проживающих на Урале, в России.
Формировать умение готовить некоторые из них. Воспитатель, дети.
Вторник, 7 день
Литературная гостиная.
Знакомство детей с малыми формами фольклора: с пестушками
и потешками, закличками и
приговорками, колыбельными Знакомить детей с жанрами устного русского
народного творчества.
Развивать интерес к народному фольклору,
вызывать у детей эмоциональный отклик на
художественные произведения.
Воспитывать у детей любовь к книге. Воспитатель, дети.
Среда, 8 день
Развлечение «В гости к дедушке Фольклору» Продолжать знакомить детей с фольклором во всех его проявлениях (сказки, песенки,
пословицы, поговорки, хороводы и т. д.)
Приобщить детей к общечеловеческим,
нравственным ценностям: доброта, красота,
правда, храбрость, трудолюбие, верность.
Продолжать знакомить детей с народными
играми, хороводами, народными песнями.
Воспитывать интерес к народному творчеству Воспитатель, дети
Четверг, 9 день
Фольклорный праздник «Весенние
посиделки»
Викторина «Весенние приметы» Приобщать детей к праздничным традициям
русского народа.
Создавать благоприятные условия
для самореализации детей в процессе подготовки к празднику.
Воспитывать гражданскую позицию, гуманизм через приобщение к истокам русской народной культуры.
Обеспечить положительный эмоциональнопсихологический настрой Воспитатель, дети
Пятница, 10 день
Творческая мастерская «Подарок
домовому» Познакомить детей с таким персонажем
фольклора, как домовой.
Развивать мелкую моторику, произвольное
внимание, аккуратность. Воспитатель, дети