Ухсарова Асият Сулеймановна
Краткосрочный проект для детей старшей и подготовительной группы «Этот славный День Победы!»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию
«Этот славный День Победы!»
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
Публикация «Краткосрочный проект для детей старшей и подготовительной группы „Этот славный День Победы!“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Тип проекта : познавательный, групповой
Вид проекта : информационный
Продолжительность проекта :
Краткосрочный (3 недели – 26.04.2023-12.05.2023гг.)
Возраст детей : старший дошкольный (6-7 лет)
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Актуальность и обоснованность проекта
«…вопрос о патриотическом воспитании
молодежи – это разговор о самом главном:
о ценностях, о нравственных основах,
на которых мы можем и должны строить
нашу жизнь, воспитывать детей,
развивать общество, в конечном итоге
укреплять нашу страну»
В. В. Путин
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее охранения и возрождения. Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности.
«Познавая героическое прошлое своего народа, юный гражданин чувствует свою причастность к святыням Родины». – писал В. А. Сухомлинский.
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины.
С данной целью в нашей группе был реализован проект «Этот славный день Победы!»
Цель проекта : Создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста чувства гордости за подвиги людей, принимавших участие в сражениях за Родину, патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями.
Задачи проекта
• Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине и осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников.
• Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
• Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;
• Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет; — проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;
• Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
Этапы реализации проекта
1этап
1. Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике победы.
2. Информация для родителей о предстоящем проекте.
3. Подбор художественной литературы, иллюстраций, фотографий, плакатов, видеосюжетов, музыкальных произведений военных лет, а также пословиц и поговорок о героизме, героях, Родине.
4. Создание предметно – развивающей среды, для реализации проекта в соответствии с требованиями ФГОС.
2этап
1. Проведение НОД, тематических бесед с детьми, чтение художественных произведений по теме, дидактических игр, просмотр видеосюжетов.
2. Привлечение родителей к участию в проекте.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.
3этап
1. Организация конкурса к выставке работ ко Дню Победы (совместная работа детей и родителей).
2. Возложение цветов к памятнику погибшим воинам - землякам.
Экскурсия к монументу героев и памятнику герою Советского Союза Бочарова Я. В.
3. Участие в акции «Георгиевская лента», «Окна победы», «Свеча памяти» совместное участие детей и родителей в праздновании Дня Победы-9мая
Заключительный этап
Выставка поделок.
Обеспечение:
Материально-техническое:
Слайды «Великая Отечественная Война», картины о городах героях, картон, клей, цветная бумага, фотоаппарат, магнитофон, физкультурные пособия для военных игр, русские народные костюмы, военная форма, фронтовые треугольники (письма).
Срок реализации проекта : с 26 апреля по 12 мая 2023г.
Итог проекта : Оформление лепбука
Предполагаемый результат проекта :
• Осознанное отношение детей к ветеранам Великой Отечественной войны и Дню Победы.
• Создание в группе предметно-развивающей среды, посвящённой Дню Победы в соответствии с требованиями ФГОС.
• Качественность полученных знаний и навыков, стабильный рост интереса детей к познанию.
• Формирование тесных внутрисемейных отношений, чувства гордости за свою семью, собственную сопричастность к празднику Победы.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
• Повышение социальной компетентности дошкольников.
• Продуктивное творчество педагогов, родителей, детей.
Содержание проекта :
Деятельность
Познавательная Игровая Продуктивная Художественно - речевая
26. 04 Занятие: «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны»
Сюжетно-ролевая игра «Военные»
Лепка «Военная техника» А. Александрова «Священная война
27. 04 Беседа: «День Победы 9 Мая»
Приложение №1 Подвижная игры Оригами «Пилотка»
«Кораблик»
Слушание музыки А. Аренский «День Победы»
28.04 Поход в музей Акция Свеча памяти
03.05 Беседа «История георгиевской ленточки». Приложение №2 Подвижная игра
Рисование «Георгиевская ленточка»
Стихи
О войне.
04.05 Комплексное занятие «Этот День Победы!»
Приложение №3 Русские народные игры «Перетягушки» Рисование «Салют над городом»
Слушание фронтовых песен
05.05 Беседа «Герой Советского Союза –мой земляк». Приложение №4
Возложение цветов погибшим воинам - землякам. Дидактическая игра
Рассматривание и обсуждение иллюстраций «Наши герои» «Ордена и медали ВОВ»
10.05 Дидактическая игра «Танковый бой» Участие в акции «Окна победы» Заучивание песни «Пусть всегда будет солнце»
11.05 Презентация «Дети - герои войны» Оригами «Солдатский треугольник»
12.05 Дидактическая игра «Военный транспорт», «Чья форма» Рисование открыток солдатам, находящимся в зоне СВО
Модель реализации проекта
Образовательная область Виды детской деятельности
Физическое развитие
Подвижные игры -«Встречные перебежки»
-«Попади в цель»
-«Кто быстрее»
-«Саперы»
-«Полоса препятствий
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры
«Моряки»,
«Летчики».
Познавательное развитие
Дидактические игры «Боевые награды»
«Военные профессии»
«Чья форма».
«Посылка на фронт»
"Военный транспорт».
Беседы с использованием иллюстраций
«Письмо с фронта»
А. Лактионова;
- рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о войне;
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: - Е. Благина «Шинель»
-А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?»
-загадывание загадок на военную тематику
Художественно – эстетическое развитие
Музыка - Прослушивание музыкальных произведений: А. Александрова «Священная война», «День победы», «Эх дороги», А. Пахмутова «Богатырская наша сила» разучивание песен.
Изобразительная деятельность -Выставка работ ко Дню Победы (совместная работа детей и родителей).
Работа с родителями
Организация экскурсии к монументу героев и памятнику герою Советского Союза Бочарову Я. В., возложение цветов.
Участие в акции «Георгиевская ленточка», «Окна победы».
Совместное участие детей и родителей в праздновании Дня Победы-9мая
Оформление стенда «Этот славный день Победы»
Советы родителям «Как рассказать детям о войне». Приложение № 10
Приложение №1
Беседа о Великой Отечественной войне: «День Победы 9 Мая»
Цель:
Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников; через ознакомление с событиями Великой Отечественной Войны.
Задачи:
Закреплять знания детей о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них.
Словарная работа: фашисты, Великая Отечественная война, зенитчица, пулеметчица, разведчица, снайпер, связистка, ветераны, георгиевская ленточка.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций, книг о Великой отечественной войне; чтение стихотворений и рассказов о войне, прослушивание музыкальных произведений о Великой Отечественной войне; заучивание стихотворений и песен о войне.
Ход занятия:
В нашей стране отмечают различные праздники: Ребята, какие праздники вы знаете? (Ответы детей) Правильно. Молодцы.
Среди всех этих праздников, есть один праздник, который отличается от всех других. В этот день мы радуемся за то, что наша страна стала свободной и одержала победу над фашистской Германией. И в то же время мы грустим о тех людях, которые защищая нашу родину погибли. «Как вы думаете, что это за праздник?» (Ответы детей). Ребята прослушайте это стихотворение:
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
(Н. Томилина)
В 1941 году началась война между нашей страной и фашистской Германией. Как вы думаете зачем на нашу страну напали фашисты? (ответы детей). (Правильно, они хотели захватить нашу страну и сделать всех жителей своими рабами). Но смелый, отважный наш народ не дал этого сделать. Как вы думаете, кто защищал нашу страну от врагов? (ответы детей)
Нашу Родину защищали не только мужчины-солдаты, но и женщины. Женщины-воины с честью выполнили свой долг во всех родах войск. За время Войны они стали летчицами, танкистами, зенитчицами, пулеметчицами, разведчицами, снайперами, связистками, медсестрами.
Хоть и не женское это дело воевать, но они храбро сражались с врагом. Очень много женщин стали героями нашей страны. Они были награждены орденами и медалями.
Пока велась война с врагом на поле боя, остальные люди: женщины, старики и дети трудились на заводах и полях. Они изготавливали оружие и все необходимые вещи, а также выращивали и заготавливали продукты питания. Все жители нашей страны старались помочь армии. Каждый делал все, что мог для Победы.
Посмотрите на эти старые фотографии. Что вы видите на них?
(ответы детей). Дети трудились наравне со взрослыми, старались помочь взрослым.
Долгих четыре года шла жестокая и беспощадная война. И 9 мая 1945 года наши войска одержали победу над войсками Германии. Благодаря тому, что жители нашей страны были дружными, отважными и любили свою страну, они одержали победу, и не дали врагу захватить нашу страну.
Спасибо героям,
Спасибо солдатам,
Что мир подарили,
Тогда - в сорок пятом!
Вы кровью и потом
Добыли Победу.
Вы молоды были,
Сейчас - уже деды.
Мы эту Победу -
Вовек не забудем!
Пусть мирное солнце
Сияет всем людям!
Пусть счастье и радость
Живут на планете!
Ведь мир очень нужен -
И взрослым, и детям!
Ребята, как называют людей которые защищали нашу страну во время войны и которые живы сейчас. (ответы детей) Правильно. Ветераны.
В этот день все люди, которые помнят и скорбят о погибших во время воины людях, и в честь тех ветеранов, которые живут среди нас, прикрепляют на свою одежду, сумки, автомобили и другие предметы, георгиевскую ленточку. Давайте и мы с вами прикрепим себе на одежду георгиевскую ленту. И пусть эти маленькие ленточки радуют наших ветеранов, мы помним об их подвиге, мы гордимся ими! (Прикрепляем на одежду георгиевскую ленточку)
Приложение №2
Беседа «История георгиевской ленточки».
Цель: Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.
Оборудование: георгиевские ленточки по количеству детей, иллюстрации с орденами Славы, историческими событиями России.
Ход занятия.
Раздаю детям ленточки, некоторое время рассматриваем, ощупываем ленточки.
Воспитатель: Ребята, а что за ленточка у вас сейчас в руках? Какие цвета есть на ленточке, как вы думаете, что они обозначают?
Воспитатель: Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Орден Георгия был учрежден в 1769 году. Он давался только за конкретные подвиги в военное время "тем, кои. отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная воинская награда. Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т. д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты. В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статут так же, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки (рассматриваем ордена Славы).
Воспитатель: Где вы видели такие георгиевские ленты, как вы думаете, почему они там находились? В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной войны.
Воспитатель: А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки, почему?
Вы можете взять эти ленточки и повесить себе на одежду в честь памяти о погибших и победивших в Великой Отечественной войне!
Приложение № 3
Комплексное занятие «Этот День Победы!»
Цель: Закрепить знания детей о событиях ВОВ. Воспитывать умение выражать уважение к ветеранам, благодарность людям, отдавшим все для фронта.
Оборудование: иллюстрации с событиями ВОВ, георгиевская ленточка, фотографии по теме «изготовление георгиевской ленточки», плакат «День Победы».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем мы достали этот плакат? Почему наша страна каждый год отмечает этот праздник? Почему на плакате нарисована георгиевская ленточка, что она обозначает?
Воспитатель: Вы уже знаете, что с 2005 года в нашей стране проводится акция «Георгиевская ленточка»? Как вы думаете, зачем?
Воспитатель: Да, в акции «Георгиевская ленточка» принимают участие жители многих стран мира. «Георгиевская ленточка» стала традицией и неотъемлемой частью празднования Дня Победы. Ленты стали символом общенародного уважения к воинам-победителям, Великой Победы, Великого Подвига, знаком примирения и объединения поколений. Этот символ — выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году.
Не допускается использование в акции оригинальных наградных Георгиевских или Гвардейских лент. «Георгиевская ленточка» — символ, а не награда.
«Георгиевская ленточка» не может быть объектом купли-продажи.
«Георгиевская ленточка» распространяется бесплатно.
«Георгиевская ленточка» имеет одну или две надписи: «www.9may.ru» и название города/государства, где произведена ленточка. Другие надписи на ленточке не допускаются.
Приложение № 4
Беседа «Герой Советского Союза – мой земляк»
Цель: Развитие познавательных интересов; воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину; уважение к истории своей Родины, своего края, района.
Оборудование: Проектор, фотографии Бочарова Я. В.,
Ход занятия.
Воспитатель: Герой Советского Союза Яков Васильевич Бочаров наш земляк и я вам хочу рассказать о его жизни и подвиге. Хотя, я лично не знакома с семьей этого человека, но у нас есть возможность ознакомиться с его биографией. Яков Васильевич родился 19 февраля 1923 года в селе Елизаветинском Благодарненского района, Ставропольского края в семье бедняка-крестьянина.
В 1931 году Яков Васильевич поступил в школу. В 1936 г. Окончил 5 классов. По окончании 5 классов работал рядовым в колхозе трактористом. В 1941 году был призван в ряды Красной Армии. С первых дней своего призыва в Армию был послан в военную школу г. Сталинград на учебу артиллеристов.
Старший сержант гвардии. Командир орудия 76-го гвардейского стрелкового полка 27-й гвардейской стрелковой дивизии. Был обладателем ордена Отечественной войны 2 степени, ордена Ленина. Награжден медалью «За оборону Сталинграда». 2 октября 1943 года погиб в бою за освобождение города Запорожье.
В боях за освобождение города Запорожье Бочаров героически дрался с танками и самоходными орудиями врага. Подпустив немецкие танки до трехсот метров, он открыл беспощадный огонь, поджег один танк. Противник обнаружил пушку Бочарова, открыл по ней огонь из большинства своих пулеметов и пушек. Из расчета Бочарова (4 человека) погиб один, другой был тяжело ранен. Его место занял Бочаров. Тяжело раненный в руку осколком снаряда, истекая кровью, он продолжал стрелять и уничтожать три танка противника.
Когда закончились снаряды, Бочаров из автомата выпустил несколько длинных очередей по фашистам с криками: «Вот вам, гады! За Украину». В этот момент прямым попаданием немецкого снаряда разбило пушку, Бочаров погиб.
Погиб героем-победителем.
При эвакуации раненных и погибших обнаружили, что вся огневая позиция пушки изрыта разрывами снарядов.
За мужество и находчивость, проявленное в этом бою, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года старшему сержанту Якову Васильевичу Бочарову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен герой в братской могиле города Вольнянска Запорожской области, его именем названы улицы в городе Запорожье и селе Марьины Колодцы. В аллее Героев города Минеральные Воды установлен его барельеф.
О герое Советского союза часто вспоминают лишь хорошим словом. Например, его одноклассник Василий Ефимович Гладких, рассказывает о совместно проведенном времени с Яковом Васильевичем : «Я знал его с 1929 года. В 3 и 4 классах (1923-1935гг) мы учились вместе. Учились мы в здании современной начальной школы №9. В 3-ем классе нас учил Иван Васильевич Стороженко.
Яков был хорошим другом, оказывал помощь товарищам. Учился он хорошо, был подвижным, озорным мальчишкой. В начальных классах Яков активно участвовал в кружке юннатов, с увлечением работал в нем. Он очень любил природу.
В 1938 году мы вместе вступил в комсомол. И здесь Яков был активным общественником.
Яков Васильевич был трудолюбивым колхозником. Как комсомольцы, мы часто оставались на сверхурочные работы, ночные смены.
Яков Васильевич любил русские переплясы. Вечером, когда молодежь собиралась после работы отдохнуть, устраивали танцы. Якова было трудно перетанцевать.»
Все эти позитивные черты характера были у такого отважного, смелого и отзывчивого человека, человека, который шёл на свой страх и риск в самый центр сражения, проявляя смекалку и хитрость, сражал врагов. Сейчас можно насчитать намного меньше людей способных идти на защиту своей Родины и Отчизны. Я очень горда, что живу в селе, в котором родился и проживал такой мужественный войн. Его подвиг жив, неповторим и вечен…
Воспитатель: 9 Мая 2010 года в день 65-летия Великой Победы в городе Благодарном в торжественной обстановке открыли мемориальный памятник Героям Советского Союза Петру Карповичу Прилепе из села Каменная Балка, Якову Васильевичу Бочарову из села Елизаветинского, Петру Михайловичу Дьякову из села Шишкино. В 2016 году на здании школы №8 с. Елизаветинского была установлена мемориальная доска герою Советского Союза Бочарова Я. В. Скоро вы пойдете в школу, и я надеюсь, что вы будете достойны нашего героического земляка.
Приложение № 5
Советы родителям «Как рассказать детям о войне».
Первый способ — говорите об этом с ребенком!
Второй способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.
Третий способ — общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.
Четвертый способ — расскажите о ваших воевавших предках.
Пятый способ — делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами.
Шестой способ — договоритесь с воспитателями детского сада о том, что 9 мая они будут проводить с детьми утренники на тему Войны. Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому.
Седьмой способ — посещение памятных мест.
Заключение:.
Проект «Этот славный День Победы» предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки. В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес.
Реализация проекта показала свою эффективность:
Дети: Повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны. Пополнен материал о Великой Отечественной войне. Ребята имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ. Они знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику.
Родители: Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.
Используемая методическая литература:
-Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
-Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
-Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
-Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст] : для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.
-А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина»Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. Т. А. Шорыгина «День победы»Москва 2010 г.
-О. А. Сафонова «Конструирование из бумаги» -Н. Н. :- 1994г. -118с.
- Интернет ресурсы.